Виктор Лошак: «Бренд сильнее журналистов»

14 Квітня 2009
30830
14 Квітня 2009
12:40

Виктор Лошак: «Бренд сильнее журналистов»

30830
«Огонек» основан в 1899 году. В 1990-м учредителем журнала, принадлежавшего на тот момент издательству ЦК КПСС «Правда», стал трудовой коллектив издания. Впоследствии «Огонек» был акционирован и неоднократно менял владельцев. В 2005 году он был приобретен у ИД «ОВА-Пресс» телекоммуникационным холдингом «Телекоминвест». В июле 2007 года Алишер Усманов купил 15% акций холдинга, а в мае 2008-го увеличил свою долю в нем до 73,9%. В декабре 2008 года выход «Огонька» был приостановлен. В марте 2009-го принадлежащий Усманову ИД «Коммерсантъ» приобрел права на выпуск журнала у «Телекоминвеста», владевшего торговой маркой.
Виктор Лошак: «Бренд сильнее журналистов»

Виктор Лошак в 1993-2003 годах был главным редактором газеты «Московские новости». С октября 2003-го до ноября 2004 года - главный редактор журнала «Огонек». В июне 2005 года вернулся в «Огонек» в качестве генерального директора одноименного ИД и вскоре снова занял пост главного редактора журнала.

- Виктор Григорьевич, ваша журналистская карьера связана с двумя легендарными изданиями - «Московские новости» и «Огонек». Вершиной своей истории они справедливо числят время перестройки, когда их популярность была просто, что называется, зашкаливающей. В эпоху капиталистического рынка оба вошли в кризис, одно мы потеряли, несмотря на всю его легендарность, а другое - я имею в виду «Огонек» - спасено чудом, насколько я понимаю, в качестве культурного «национального достояния». Не значит ли это, что тот тип журналистики, который эти издания репрезентировали, и та аудитория, на которую они работали, не очень совместимы с требованиями рынка современной прессы?


- Ваш вопрос можно сформулировать иначе: почему у «Огонька» был тираж десять миллионов, а стал такой, какой он стал? Ответ прост. Никогда больше в современной истории и в истории журналистики в частности больной не будет оплачивать своих могильщиков. ЦК КПСС оплачивал «Московские новости» и «Огонек», которые еженедельно хоронили эту замечательную организацию.

- А тогда, в 1990-м, скажем, году «МН» и «Огонек» были прибыльными изданиями?

- В советское время то, сколько зарабатывала пресса, никакого значения не имело: деньги на финансирование шли по одним статьям, из партийного бюджета или нет, а сколько ты зарабатываешь - шло по другим. Вопрос заработка не волновал никого, задачи решались политические, с точки зрения экономики это не было вообще экономикой.

Наивно, однако, смешивать пьесу с названием «Московские новости» с пьесой под названием «Огонек». Это две разные пьесы. «МН» принципиально не брали ни у кого денег и долгое время жили на свои. К 2002 году, когда «МН» стали искать инвестора, у них с «Огоньком» были сопоставимые тиражи. И в тот момент, когда «МН» выбрали себе инвестора (близкого по духу, по взглядам на жизнь, по пониманию того, что хорошо и что плохо в политике) и эта сделка состоялась, инвестор, во-первых, подвел «МН» в моральном плане, и, во-вторых, у самого инвестора - а это был ЮКОС - начались серьезнейшие проблемы. И газета просто посыпалась! С «МН» ничего бы не произошло - они прекрасно жили бы, развивали бы параллельно Радио «Максимум»... Просто мы поняли, что нам для рывка нужен инвестор, а этот инвестор «МН» похоронил. У «МН» вполне трагическая судьба - после бегства Невзлина они оказались у украинского посредника по фамилии Рабинович, после Рабиновича - у Аркадия Гайдамака, который откровенно ставил себе целью благодаря владению медиаресурсами понравиться власти. Власть его не полюбила - по причинам, не имеющим к «МН» никакого отношения. Но к тому времени газета уже была доведена до печального состояния - сначала одним главным редактором, потом другим. И ее судьба закончилась.

Другая история - это история «Огонька». Его проблема не в том, что он проповедовал некий тип журналистики, который кому-то не нравился. Его посткоротичевская история в том, что он дико болтался между моделями. «Огонек» [Льва] Гущина выбрал модель появившегося тогда в Германии журнала «Фокус», собравшего неимоверные тиражи и удачно вписавшегося между двумя грандами немецких медиа - «Шпигелем» и «Штерном». Гущин выбрал эту модель, думая, что она сработает у нас так же, как в Германии. Модель эта не сработала. Следующая модель, которую предложил Володя Чернов - очень талантливый человек, создавший «Караван историй», а в послеогоньковскую эпоху журнал Story, - называлась «о параллельной действительности». В чем она заключалась, я так и не понял, честно сказать. Я пришел после Чернова и застал «Огонек» в очень тяжелых экономических условиях. Журнал вынужден был продавать обложки, а для всякого журнала это все равно что выйти на паперть.

Я принял «Огонек» первый раз в 2003 году. Мне предложили стать его главным редактором через сорок минут после того, как я узнал, что я уже не главный редактор «Московских новостей».

У меня есть твердая уверенность, что бренд сильнее журналистов - с брендом что-то происходит, мы напитываем его своими судьбами, временем, трагедиями, успехами, неудачами. На моей памяти удалось радикально убить только один бренд - это «Комсомольская правда». Все другие - ну, не получается. Как уж, казалось бы, ни стараются - с «Известиями», например. Не получается. Мне казалось, что путь «Огонька» - вернуться к национальному массовому журналу для семейного чтения, хотя многие со мной не соглашались. Я, однако, вступил на этот путь. Через год мне предложили делать журнал для молодых и богатых. Я объяснил, что это смешная идея, что из нее ничего не выйдет. Владельцы стояли на своем. И я ушел. Команда, которая пришла на мое место, убила журнал, что называется, в пыль - по тиражам, по всему. Тогда мне предложили вернуться - уже, правда, другие владельцы, - и я опять стал делать «Огонек». Ваши представления о его неуспехе абсолютно мифические, потому что в прошлом году живой тираж «Огонька» был 78 тысяч и он был вторым изданием в своей нише - мы проигрывали по тиражу только «Итогам». Но если главный редактор должен продать тираж, то другие специальные люди должны его продать рекламодателю. И здесь у нас возникли сложности, связанные прежде всего с тем, что владельцы журнала были не профессиональные издатели. Я не хотел бы, однако, сейчас обсуждать их действия.

- Не думаете ли вы, что та аудитория, на которую вы рассчитывали, реализуя в «Огоньке» концепцию журнала для семейного чтения (каким, и правда, «Огонек» был, наверное, большую часть своей 110-летней истории), - что эта аудитория в нынешней России не «рекламоемкая»?

- Это, на самом деле, вопрос. Реклама лучше приходит в более узкую нишу. Но если «Итоги» и «Русский Newsweek» - с рекламой, то почему без рекламы должен быть «Огонек»? Для меня это абсолютно непонятная история. Наши аудитории совпадают. Причем с «Итогами» совпадают настолько, что когда мы хотели дать там рекламу, то «Итоги» отказались. А тому, что удалось выйти в семейную нишу, есть точное и ясное подтверждение: у нас на период нормального развития, на середину прошлого года например, самая большая аудитория была в двух возрастных нишах: 45 + и 17 +. Родители подписывались - читали дети.

- Если вы говорите о нормальном развитии, то с чем связаны приостановка издания и переход в ИД «Коммерсантъ»?

- «Огонек» принадлежал компании «Телекоминвест», которая владельцами была продана. Какое-то время мы жили на свои, но дельта, которую в инвестиционном плане нам необходимо было покрывать, копилась. И к новому году накопилась большая кредиторская задолженность. А новый владелец для себя решал, нужен ли ему «Огонек», потому что покупал он «Телекоминвест», а не «Огонек». Если бы не финансовый кризис, то, думаю, быстро бы нашлись желающие издавать «Огонек». Даже в трудное время тираж журнала и количество подписчиков у нас не меньше, чем у других коллег. В конце концов Алишер Усманов, купивший «Телекоминвест», решил, что есть смысл продолжать «Огонек» издавать.

 

Фото: Евгений Гурко, OpenSpace.ru

 

Глеб Морев, OpenSpace.ru

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Глеб Морев, OpenSpace.ru
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
30830
Читайте також
26.02.2009 23:32
Олег Кашин, OpenSpace.ru
27 709
10.02.2009 17:04
Олег Кашин, OpenSpace.ru
23 429
04.02.2009 11:15
Олег Кашин, OpenSpase.ru
31 952
22.01.2009 10:25
Глеб Павловский, «Русский журнал»
40 104
16.01.2009 16:06
Федор Сваровский, OpenSpace.ru
23 182
05.01.2009 11:37
Михаил Басков, Lenta.ru
14 846
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду