«Кто-то даже не понял, что фильм игровой»

2 Березня 2009
42201
2 Березня 2009
10:52

«Кто-то даже не понял, что фильм игровой»

42201
Фильм «Россия-88», показанный в секции «Панорама» на последнем Берлинале, вызвал на фестивале большой шум. История о скинхедах, разрешающих снимать о себе видеоклип «чужаку», которого они именуют Абрамом, переросла в трагедию, когда лидер группировки узнал, что его сестра влюблена в кавказца. Фильм, снятый бывшим журналистом и его друзьями практически на собственные деньги, оказался тем кино, которого и ждут от России на Берлинале, — социальным, острым, посвященным важным внутренним проблемам, о которых в мире мало что известно.
«Кто-то даже не понял, что фильм игровой»
На показах были аншлаги, а на послефильмовой дискуссии зрителей интересовало прежде всего то, как в России вообще мог появиться фашизм. Об этом, о том, не боится ли он обвинений в пропаганде и зачем вообще снимал такое кино, Павел Бардин рассказал корреспонденту РБК daily Марине Латышевой.
 
— Откуда вы брали информацию для фильма?

— На 90% информация из Интернета, найти ее при желании несложно. Конечно, мы не буквально передирали эстетику, но брали многое — тексты, ролики, трафареты... И у меня, и у Пети Федорова, исполнителя главной роли, в прошлом был личный опыт общения со скинами. Одну встречу уже во время работы над фильмом мы специально организовали, пообщались с рядовым, в меру обаятельным парнем лет двадцати, которому честно сказали, что снимаем кино. Надо было удостовериться, что мы правильно понимаем общее настроение, то, что у них в головах. Как и ожидалось, это был набор клише, который всерьез не осмысливался. В общем, все было достаточно понятно. И это все же игровое кино, сюжет выдумывался. Это урезанный Шекспир, а не реальные истории из жизни скинхедов.
— Продюсеры вашего фильма в том числе Александр Роднянский и Анна Михалкова. Они увидели коммерческий потенциал в этой картине?
— По их словам, им понравился фильм и близка гражданская позиция авторов. Они подключились на стадии постпродакшн, дали возможность доделать фильм, показали его берлинским отборщикам. Берлин — самый логичный фестиваль для такого кино, и Германия — важная страна для обсуждения этой темы. Если бы тут сказали: «Что же вы такое сделали!» — я бы задумался.
— И какова была реакция на фестивале?
— Самое ценное — это то, что после показов подходили люди и жали руки. Были смешные вопросы типа «Сколько фашистов участвовало в съемках фильма?». То есть кто-то даже не понял, что фильм игровой. Это я расцениваю как комплименты актерам. Люди интересуются политикой, ситуацией с фашизмом в России. На 70% все вопросы касались политики.
— В Великобритании обсуждается теория о том, что страна не переболела тоталитарным режимом и ей это еще предстоит. Тоталитаризм в России уже был, почему ей этого оказалось недостаточно, как вы думаете?

— Россия переболела, но иммунитета не получила. Тоталитаризм и фашизм — одна болезнь, но штаммы вируса разные. Мне кажется, мы собственную историю оцениваем не совсем точно и жестко. Если бы мы разобрались в оценке Сталина, то, может быть, сейчас не было бы проблемы с фашизмом.
— Один из главных персонажей «России-88» — автор документального фильма о неонацистах Эдик, которого герои называют Абрамом. Это довольно тонкая тема, проблема таких заигрываний с нацизмом в России, на ваш взгляд, реальна?

— Не могу сказать, что это проблема. Но такие случаи мне известны. Некоторым интеллектуалам кажется, что рефлексия — это слабость, а настоящего мужчину и лидера украшает как раз отсутствие слабости. Эти псевдоинтеллигенты заигрывают с силой. И, конечно, эти заигрывания опасны. Эдик — полукровка, еврей по отцу, то есть он везде чужой. Его история по своему закончена. Он совершил серьезный поступок — сделал кино. А значит, разобрался в себе и переосмыслил эту историю.
— Когда снимают политические фильмы, пусть даже они игровые, как у вас, то хотят что-то сказать. Какая у вас была задача?
— Проблема фашизма в России есть, но о ней говорят, как нам кажется, незаслуженно мало. Авторский коллектив фильма — более 130 человек, и практически все работали бесплатно. Так что это общее политическое высказывание группы людей самых разных национальностей. Но также нам хотелось сделать кино, которое отвечает нашим представлениям о кино. Я слышал разные мнения о фильме. Были претензии по поводу симпатии к героям. Но необаятельные герои неинтересны. А позиция не в том, как показать героев, — она в сюжете. Обвиняли и в том, что мы слишком комплиментарно показали кавказцев. Было понятно с самого начала, что появятся и те, и другие мнения, что одни сочтут наш фильм русофобским, другие — фашистским, но таких людей совсем мало, и те и другие представляют радикальные точки зрения.
— Среди персонажей есть участковый милиционер, а также некий чиновник, который предлагает скинам «работать на него», — эти люди разделяют если не взгляды героев, то их лексику. Но это и все. Если вы интересуетесь этой проблемой, почему у вас нет темы власти, которой фашизм может быть выгоден, которая поддерживает его на более высоком уровне, чем уровень участкового инспектора?

— Это все-таки не памфлет и не журналистское расследование. Я не владею фактами. Я вижу следствие, а не причины. Мне интересна судьба конкретного человека, а не история политических взаимосвязей. Пока журналисты не накопают факты, я не готов это обсуждать. Хотелось бы, чтобы кто-нибудь это сделал и предоставил нам информацию. Мне было бы очень интересно знать, на каком уровне власти находятся люди, которые поддерживают фашистов. Не хочется бороться против власти.
 
Бороться с фашизмом можно и нужно вместе с властью. Понятно, что без государства проблему не решить.
 
Павел Бардин — сын известного аниматора Гарри Бардина, закончил телевизионное отделение факультета журналистики МГУ, работал на ОРТ, РТР, ТВ-6, затем учился на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Автор комедийных сериалов «Холостяки» и «Клуб» на РЕН ТВ и MTV.
 
Фильм «Россия-88» — игровое кино, стилизованное под документальную видеосъемку, сделанное Бардиным вместе с его друзьями, среди которых актер Петр Федоров и спортивный комментатор Василий Соловьев (он выступил сопродюсером фильма). В одной из ролей в фильме снялся также Андрей Мерзликин («Плюс один», «Бумер», «Качели»).
 
Фото: РБКdaily
 
Марина Латышева, РБКdaily
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Марина Латышева, РБКdaily
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
42201
Читайте також
03.03.2009 16:24
Даша Киреева, «Публичные люди»
31 504
24.02.2009 10:30
«Україна молода»
32 012
20.02.2009 19:44
Новікова Міла, «Український тиждень»
26 043
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду