Александр Роднянский: «Преодолевать кризис ”СТС Медиа” намного легче, чем некоторым конкурентам»
- В «Обитаемом острове» снялись многие известные актеры, но главные роли достались молодым ребятам, которых толком никто не знает. Можете рассказать, почему так сделали, как их нашли, почему выбрали именно их?
— Это, очевидно, продиктовано прежде всего характером драматургии и замыслом. Главный герой — двадцатилетний мальчишка. и встречается он с такими же молодыми людьми на планете Саракш, куда попадает не по своей воле. Исходя преже всего из этого, а также из своей веры в необходимость появления новых, свежих талантливых молодых лиц мы заведомо решили искать дебютантов.
Исполнителя главной роли Василия Степанова нашли практически в очереди при поступлении в театральный институт, где предупрежденный нами наш друг замечательный артист и педагог Игорь Золотовицкий заметил выделявшегося внешне абитуриента. Нам и нужен был такой «человек из другого мира», двухметровый, физически совершенный. Василия Степанова привезли на «Мосфильм», позвали Федора Бондарчука, Федор его увидел и в, общем-то, все для себя сразу решил. Все остальное было для него делом техники. Он сам очень хороший актер и знал, как сделать из молодого талантливого парня нужного ему героя. Вот так после месяцев пяти поисков мы нашли исполнителя главной роли. Что касается Пети Федорова и Юли Снигирь, то их искали не менее долго. Они не совсем дебютанты, но «Обитаемый остров» для них, безусловно, стал первым настоящим появлением в кино. И мы будем рады, если, как после «9 роты», так и после «Обитаемого острова», в российском кино появится несколько молодых и талантливых актеров.
- Что было самым трудным, необычным и неожиданным в процессе работы над фильмом? Какие-то технические вопросы? Творческие? И как успел сказаться финансовый кризис на этом проекте?
— Более сложный проект в принципе трудно себе представить. Помимо сложной творческой задачи я имею в виду сочетание инструментария, характерного для кинематографа популярного и массового, с содержанием, характерным скорее для авторского кино. Масштаб проекта, продиктованный, собственно, книгой Стругацких, заставил нас всех, участников проекта, скорее учиться по ходу, нежели отрабатывать уже известное. Относительно всего, что касается материального мира планеты, на которую прибывает главный герой, то главным требованием, как всегда в кино, стала убедительность этого мира и отсутствие фанеры. Соответственно, количество построенных декораций (а их больше шестидесяти), пошитых костюмов (их больше четырех тысяч), полноценный парк футуристической автотехники, оружие, обувь, аксессуары — все стало лишь следствием принятого на себя в самом начале риска. Самым сложным была длительность проекта. Выдержать напряжение только лишь съемочного периода длиной одиннадцать месяцев и всего в целом четырехлетнего периода производства фильма, стараясь не идти на компромиссы и бережно относясь к первоисточнику, стало неимоверно сложным испытанием.
Кризис, безусловно, лишь осложнил производство и так, мягко говоря, нелегкого фильма. Но он застал нас уже в самом конце, в стадии постпродакшн, и не сумел затормозить календарь выхода. В итоге мы лишь в очередной раз потеряли какие-то деньги.
- При работе над «Обитаемым островом» вы ориентировались на какие-то отечественные или зарубежные картины?
— В любом случае мы не делали вид, что для нас не было никаких фильмов этого жанра. Напротив, мы исходили из наличия целого ряда чрезвычайно популярных и любимых нами картин. И стараясь добиться абсолютно полноценного самостоятельного мира, вселенной «обитаемого острова», стараясь избежать эпигонства, мы тем не менее открыто и, может быть, несколько игриво передали от себя несколько «приветствий» (их в кинематографе называют «оммаж») любимым нами «Бегущему по лезвию бритвы», «Звездным войнам», «Матрице», «Гатаке» и даже ряду советских, но не очень вспоминаемых фильмов. Но, повторюсь, мы уверены в самостоятельности фильма «Обитаемый остров».
- Александр, вы видели хотя бы кусочек из фильма Германа-старшего «Трудно быть богом»? Чем вы объясните такой интерес к творчеству Стругацких? Показывали ли вы уже фильм Борису Стругацкому? Как он отозвался о нем?
— Я, к сожалению, видел лишь небольшой фрагмент из фильма Алексея Юрьевича Германа, мечтаю его посмотреть полностью. Алексей Юрьевич обещал пригласить. Уверен в том, что «История арканарской резни», а именно так называется этот фильм, может стать самым крупным достижением замечательного режиссера.
Причины интереса к творчеству Стругацких очевидны. Это серьезная глубокая русская литература, сочетающая в себе увлекательность сюжета, полноценность характеров и всегда актуальные социально-политические контексты. Скорее всего, книги братьев Стругацких дают уникальную для российского кино возможность предложить аудитории традиционые для наших литературы и кино проблемы, упакованные в современную и комфортную для широкой аудитории форму.
Борису Натановичу покажем фильм ровно через неделю, он ждет. Мы все вылизывали, пытаясь завершить фильм максимально качественно, сейчас переведем на ДВД и привезем к нему домой. К сожалению, Борис Натанович смотрит только дома. Волнуемся.
- Роман Стругацких посвящен борьбе с тоталитарным режимом и пропагандой. Система СМИ, особенно телевидение и радио, там описана как инструмент отключения у людей способности мыслить самостоятельно. Параллели с современностью не увидеть в этом невозможно. Готовы ли вы к тому, что фильм будет восприниматься как злободневная сатира на российскую (или мировую) реальность?
— К этому-то я готов. Скорее, неожиданностью для меня явилось то обстоятельство, до какой степени написанная в 1967−1968 годах книга может восприниматься в 2008−2009−м как «злободневная сатира на российскую (или мировую) реальность». Может быть, это и есть качество настоящей литературы. Надеюсь, фильм и в этом смысле не разочарует поклонников Стругацких.
- Какие планы по международному прокату «Обитаемого острова»? На какие сборы рассчитываете в России?
Какие финансовые источники использовались для производства «Обитаемого острова»?
И второй вопрос: половину от собранной суммы в прокате обычно забирают кинотеатры, тогда получается, что для самоокупаемости вам надо собрать 73 миллиона долларов обеими частями минимум.
Что будет, если фильмы не наберут такой суммы? Вы как-то просчитывали такую ситуацию? Какие риски несет ваша компания?
— Фильм действительно стоил около 40 миллионов долларов в производстве и продвижении. Мягко говоря, рискованный проект. Но надеюсь, что не безрассудный. В логике, привычной для нашего кино последних лет, жизнь фильма ограничена двумя-тремя неделями кинопроката, и в этом случае прав читатель: нам необходимо создать двумя частями около 75 миллионов в прокате, чтобы закрыть основные расходы. Хотя даже это, в общем-то, не слишком прагматичная логика — не предусматривать доходов от продажи телевизионных прав и прав на дистрибуцию ДВД и видео. В случае, если мы реализацию этих прав принимаем в расчет, то необходимая сумма от кинотеатральных сборов снижается приблизительно на 6−7 миллионов. Но если рассчитывать, на что мы очень надеемся, на длинную жизнь фильма, то и телевизионных продажи, и ДВД может быть много больше. Равно как и синергия от наличия подобного фильма в библиотеке продюсеров тоже имеет ясно выраженное конкурентное преимущество.
Теперь о международном прокате. В своих прогнозах и бизнес-планах мы намеренно его не учитывали, в силу отсутствия твердого опыта проката российских фильмов за границей в последние двадцать лет. Несколько известных фактов дистрибуции российских фильмов за рубежом не дают нам оснований строить самостоятельные прагматичные планы. Именно поэтому в случае с «Обитаемым островом» я впервые в своей практике обратился к услугам профессионального агентства. В нашем случае это очень знаменитая голливудская компания, William Mоrris Agency, давным-давно зарекомендовавшая себя как один из лучших представителей интересов творческих профессионалов в индустрии. В последние годы WMA активно занимается продвижением американских независимых, европейских и азиатских фильмов в разных странах. То есть выступает и сэйлз-агентом. Это агентство и разрабатывает стратегию продвижения и продаж фильма «Обитаемый остров» за пределами бывшего СССР. Они посмотрели фильм две недели назад, приехав из Лос-Анджелеса на два дня в Москву, отреагировали чрезвычайно оптимистично, сообщив нам о больших перспективах и потенциале фильма не только в Азии (что, принимая во внимание любовь к фантастике в этих регионах, в общем-то, понятно), не только в Европе (где могут сыграть свою роль универсальность истории и все же масштаб производства), но и в США, на что мы не очень рассчитывали. Вот теперь будем ждать конкретики.
Пока они предварительно говорят, что в крупных городах США можно будет прокатить 500−700 копий, сократив и первую, и вторую части до 90 минут каждую, а потом выпустить постепенно несколько DVD: американская версия (первая и вторая часть), оригинальная версия (аналогично) и все вместе. Всего получается 5 DVD, которые реально могут пользоваться спросом среди любителей этого жанра.
- Я просмотрел последние вышедшие два трейлера «Обитаемого острова», и единственное, что четко понятно, — Максим Камерен, московский студент с Земли, без задания оказывается в месте под названием Сарракш, то ли Массаракш. И второе, что если «чадо твое ослушается тебя — сотри с лица земли его» (убей).
И это уже навевает тоску. Особенно в сравнении с американскими фильмами.
(Вы вообще смотрите трейлеры выходящих в прокат фильмов?)
Что вы можете сказать в оправдание людей, которые монтировали трейлер? Не хватило бюджета выписать грамотных американских трейлероделов (и заодно постероделов). Или просто из-за общей невнятности фильма — невнятный трейлер. (Хотя на последний вопрос как продюсер фильма, и это естественно, вы не скажете плохого про свой фильм.)
— Мы стали заложниками не столько отсутствия квалифицированных профессионалов (ведь получились же у нас довольно большие успехи в этом деле с «9 ротой», «Питер FM» и «Жарой»), не столько отсутствия внятности в фильме (убежден, что мы более чем бережно и релевантно попытались перенести Стругацких на экран), сколько нашего желания пораньше начать рекламную кампанию. Первый трейлер вышел на экраны, когда у нас не то что спецэффектов, но и намека на них не было. Как результат, многим это показалось неубедительным и фанерным, что абсолютно не соответствует результату. Второе: мы вначале, откровенно говоря, побоялись включать в трейлер чуть более сложные, чем внешний фабульный уровень восприятия, уровень контекстов. Как результат, возникли подозрения в манипуляции с любимой многими книгой. Третий трейлер уже в значительно большей степени похож на фильм и ближе к первоисточнику. Может быть, стоило именно с него и начинать. Хотя я утешаю себя, что часть молодой аудитории могла с интересом отнестись и к первым двум трейлерам.
- Как Modern Times Group (как основной держатель акции «СТС Медиа») влияет на политику и стратегию вашей компании? Насколько позитивно, по вашему мнению, выглядят перспективы развития самой MTG в период кризиса и после него?
Планирует ли телеканал СТС менять свою политику из-за финансового кризиса? Известно, что компания «А-медиа», сериалы которой транслирует СТС, заморозила практически все свои проекты. Отразится ли это как-то на эфире телеканала?
В связи с кризисом многие организации и крупные известные компании отказываются вкладывать деньги в легкие недолгосрочные проекты. Шоу-бизнес полностью построен на таком способе существования. Каким образом изменится стратегия работы масс-медиа-предприятий или вы планируете игнорировать кризис?
Ожидаете ли вы в 2009 году падения чистой прибыли и EBITDA «CTC Медиа» по сравнению с результатами 2008 года и если да, то насколько?
— Я сразу оговорюсь. Могу лишь ответить как президент компании и член совета директоров, а не как генеральный директор, которым является Антон Кудряшов. Поэтому позволю себе не комментировать вопросы, свзяанные с качеством показателей компании «СТС Медиа». Но главное, все же, скажу: «СТС Медиа» - успешная, свободная от долгов, хорошо управляемая компания. Долгие годы, практически с начала своего существования, компания строилась как прозрачная, ориентированная исключительно на достижение экономических показателей вещательная организация. Поэтому преодолевать кризис, уверен, «СТС Медиа» много легче, чем некоторым ее конкурентам, далеким от экономической системы координат. Пограммная политика компании давно диверсифицирована и не зависит от конкретных производителей. У компании сегодня очень сильный менеджмент, и лучше конкретные вопросы адресовать к нему.
О кризисе в целом. Ничего нового сказать не могу. Последствия его ощущаем прежде всего в сфере непрозрачности перспектив рекламного рынка. Это связано как с психологической реакцией на кризис, так и с попытками крупнейших рекламодателей добиться максимально хороших условий. Поэтому говорить конкретно о перспективах телевизионного рынка 2009 года можно будет лишь к концу первого квартала. Что касается действий, предпринимаемых большинством производителей и вещателей, связанных с сокращением расходов и численности персонала, то это, безусловно, и попытка подготовиться к возможным последствиям снижения рекламных доходов, и коррекция чрезмерно раздутых за последние «тучные годы» финансовых амбиций.
- Александр Ефимович, как вы оцениваете перспективы кинопроизводства в Украине? Какие картины стоило бы снимать в Украние об Украине? Заранее спасибо за ответ!
— Перспективы на данный момент не радужные. Если в годы бурного экономического роста украинская киноиндустрия не появилась, то трудно ожидать сюрприза в период много более сложный. Это не означает, что отдельные талантливые кинофильмы не могут и не должны появиться. Я абсолютно убежден в том, что именно из Украины должны прийти авторы и фильмы, способные художественно зафиксировать и таким образом «проговорить» характер невероятных изменений, произошедших в почти пятидесятимиллионной европейской стране за последние десять-пятнадцать лет. Я подчеркиваю, не за последние пятьсот, а за десять-пятнадцать. Этот опыт уникален, он, безусловно, представляет интерес для зрителей за пределами страны и, по-моему, чрезвычайно важен для самих украинцев. Тот, кто сделает это первым, окажет услугу многим.
- Александр, сейчас из-за финансового кризиса закрывается масса кинопроектов, даже многие маститые режиссеры и продюсеры остаются без финансирования. При этом существует мнение, что это может сказаться на кинематографе положительно: мол, пойдет естественный отбор, и только действительно талантливые проекты будут иметь шансы на успех. А как вы считаете, что сейчас делать молодым режиссерам и продюсерам, которым и раньше-то было сложно пробиться на экраны? Вот чисто технически, какие существуют инструменты? Куда пойти, к кому обратиться?
— Для меня конкуренция сводится к поиску идей. И, поверьте, я искренне не вижу разницы между молодыми и уже опытными авторами и режиссерами для продюсера, находящегося в подобном поиске. Большинство фильмов, к которым я имел отношение за последние годы, быди сделаны дебютантами. Даже «Обитаемый остров» лишь второй фильм режиссера. Поэтому единственный совет, который я могу дать молодому режиссеру или автору и, естественно, продюсеру, — сформулировать важную для себя, изложенную современным, способным волновать аудиторию языком идею того фильма, который может ответить на явно меняющиеся зрительские ожидания. После восьми лет стабильного роста и непосредственно связанного с этим доминирования развлекательных жанров в кино и на телевидении, мне кажется, наступает время содержательного диалога с аудиторией. Хотел бы в это верить.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Эксперт»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
29.12.2008 10:32
Інша планета, танкові армади й трохи арт-хаузу. Марина і Сергій Дяченки про «Залюднений острів» і...
Автор: Катерина Щоткіна, «Дзеркало тижня»
29 587
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ