Вся правда о конфликте вокруг «34 канала»
«Левый берег» на своих страницах уже анализировал ситуацию, сложившуюся вокруг городского телеканала, однако, ввиду появления в нашем распоряжении новой эксклюзивной информации, считаем, что настал момент раз и навсегда поставить все точки над «і» в этой резонансной истории. Тем более что ситуация вокруг «34-ки» давно вышла за рамки хозяйственного спора. Днепропетровску еще предстоит осознать, что ноябрьские события 2008 года открыли новую страницу днепропетровской общественно-политической жизни, когда мнение горожан и позиция общественности, а также гражданский поступок и сплоченность отдельно взятого трудового коллектива не позволили организованной рейдерской группе совершить силовой захват влиятельного средства массовой информации.
Как это было…
Конфликтная ситуация вокруг «34-го канала» началась весной 2007 года. Тогда усиливающий свое влияние в Днепропетровске народный депутат Украины от БЮТ Михаил Соколов через кипрскую оффшорную компанию с истинно украинским названием Arrowdeal Investments Limited завладел 32% акций телеканала, принадлежавих ранее ныне покойному экс-губернатору Днепропетровской области Виктору Забаре. Реализации сомнительной схемы не помешало даже решение городского совета Днепропетровска 16/4 от 26 апреля 2007 года, предписывающее горсовету, на правах члена закрытого акционерного общества и также владельца 32% акций канала, выкупить акции Забары. Решение это было действительно знаковым для Днепропетровска, ведь согласно позиции депутатского большинства, городской совет получил возможность сконцентрировать в своих руках контрольный пакет акций телеканала. Знаковым оно не оказалось только для Михаила Соколова, который, несмотря на решение органа местного самоуправления, в результате реализации ряда юридических манипуляций стал новым акционером «34-ки».
Почему вынесенное сессией городского совета решение так и не вылилось в конкретные практические шаги – тема отдельная. В Днепропетровске ни для кого не секрет, что город не всегда эффективно управляет своими ресурсами, а горсовет не является настолько монолитным в своих действиях, как это иногда может показаться со стороны. Разбалансированность административного ресурса и откровенная слабость как центральных, так и местных органов власти создают просто-таки тепличные условия для распространения рейдерской заразы на наших просторах. И как доказывает новейшая днепропетровская история, жертвой рейдерства может стать не просто каждый, а даже городской совет, в силу большого количества причин за полтора года так и не вернувший себе право распоряжаться контрольным пакетом акций «34-го канала».
Вместе с тем, в планы Михаила Соколова явно не входило миноритарное влияние на лакомый информационный ресурс, а потому на достигнутом никто останавливаться не собирался. Параллельно с «кипрской» историей в жизни Соколова происходили и более захватывающие процессы. Например, карьерный рост и усиление позиций внутри БЮТ. Успех этих начинаний без пяти минут депутат Верховной Рады рассматривал, в том числе, и сквозь призму усиления своего влияния в родном Днепропетровске и правильно понимал, что без информационных площадок высшему партийному руководству он как политик будет менее интересен. Будем считать это своеобразной отправной точкой событий, развернувшихся вокруг «34-ки».
Целью завладения 32% акций городского телеканала было установление монопольного влияния на этот медиаактив. Слабым звеном в структуре собственности телеканала «киприотами» были определены основатели и руководители «34-ки», владельцы 36% акций канала Евгений Надион и Владимир Белый. Отдадим должное Соколову и приобщившемуся к нему еще одному «бютовскому» народному избраннику Гарегину Арутюнову, «кошмарить» Белого с Надионом они стали не сразу, предлагая для проформы всевозможные бонусы и умопомрачительные перспективы. Это немного позже, когда руководители канала проявили поразительную несговорчивость, в ход пошли уже несколько другие инструменты – шантаж, угрозы, а также массированный PR, призванный дискредитировать владельцев 36% и подготовить общественное мнение к возможному радикальному решению вопроса.
Апогеем информационной операции, направленной против Белого и Надиона, стали обвинения в пропаганде порнографии в эфире «34-ки» и финансовых злоупотреблениях. Параллельно, группой юристов Соколова, попрактиковавшихся в захватах Площади Ленина, торгового центра «Кировский», а также другого днепропетровского СМИ – газеты «Днепр вечерний», прорабатывались и юридические меры воздействия. В момент, когда спецоперация была расписана буквально по дням, случилось «непоправимое»…Точнее, появилась информация о том, что менеджмент канала в лице Надиона и Белого более не является собственником 36% акций «34-го канала».
Рейдеры столкнулись с новой силой
Согласно доверенным источникам, в начале ноября текущего года Евгений Надион и Владимир Белый, не питая надежд на защиту со стороны власти и правоохранительных органов, решили обезопасить свои акции от насильственного захвата агрессивным акционером с помощью третьей стороны. Защитником руководства канала выступила группа влиятельных днепропетровских бизнесменов, создавших набирающий обороты фонд социальных программ города «Наш дом – Днепропетровск», под эгидой которого реализуются такие направления как «Самопомощь», «Пульс города», а также объединяются другие общественные организации и движения.
Автору этих строк удалось пообщаться с одним из бизнесменов, предоставивших Надиону и Белому юридическую, организационную помощь и обеспечивших безопасность канала и его сотрудников в момент обострения ситуации. На правах анонимности он дал свои комментарии относительно развернувшегося конфликта, объяснив свой поступок нежеланием данной влиятельной днепропетровской группы спокойно наблюдать за монополизацией и дальнейшей аннексией «34-го канала». Наш собеседник заявил, что защищая Надиона и Белого, а в их лице и «34-ку» от рейдерских посягательств, данная группа действовала исключительно из побуждений уберечь обратившихся к ним потенциальных жертв рейдерской атаки. Группа еще вчера разрозненных бизнесменов сегодня ставит задачей объединение днепропетровских элит вокруг идеи проведения городских социальных реформ, и в рамках этой задачи не видит места рейдерским захватам в Днепропетровске.
Эту информацию подтверждают и документы, которые видел автор. Из них следует, что 32% из 36% акций канала сегодня находятся у ООО «АГРО-ВЕСНА», о чем, кстати, на всех углах кричал Михаил Соколов и подконтрольные ему СМИ. Но владельцами этого ООО являются все те же руководители канала – Евгений Надион и Владимир Белый. Сегодня акции надежно защищены как от рейдерского захвата, так и от размывания в процессе манипуляций со стороны других акционеров, и это действие менеджмента канала серьезно перепутало карты Михаилу Соколову.
Журналисты стали на защиту своих руководителей, а горожане – канала
20 ноября – решающий день конфликта. Получив вышеизложенную информацию и введя представителей городского совета в заблуждение по поводу незаконности действий Надиона и Белого, рейдерский штаб решился на крайние меры. На свет появился документ – так называемый «Протокол №20/11/2008 внеочередного собрания акционеров АОЗТ «Телевизионная служба Днепропетровска» («34-го канала»). В собрании якобы участвовали: управление коммунальной собственности горсовета в лице Александра Тимошенко, компания Arrowdeal Investments Limited в лице Сергея Кобы и некий Игорь Горобец. Было решено ликвидировать АОЗТ «Телевизионная служба Днепропетровска» («34-й канал») путем превращения в ООО с тем же названием.
Единогласно было принято решение о создании ликвидационной комиссии, возглавить которую поручили некоему «независимому специалисту в сфере ликвидации юридических лиц» Игорю Горобцу. Именно он уполномочен «принять в свое ведение имущество АОЗТ». Согласно протоколу, в трехдневный срок ликвидаторы должны принять в свое распоряжение печати, штампы, документацию АОЗТ, ключи от служебных и других помещений, материальные ценности, наличные средства и т.п. Они же должны обеспечить контрольно-пропускной режим, провести инвентаризацию активов и обязательств АОЗТ. При этом происходит перерегистрация в госреестре прав лиц, указанных в протоколе. Установлен срок ликвидации – два месяца. Что же касается работников АОЗТ, то ликвидаторов уполномочили их уволить. «Вход» на «34-й канал» для реализации всего вышеизложенного решено было произвести в ночь с 24 на 25 ноября.
В ту же ночь на «34-ке» началась бессрочная голодовка сотрудников канала, а в прямом эфире начался круглосуточный марафон, который увидели сотни тысяч жителей Днепропетровска. Уже через два часа прямого эфира в студию телеканала начали приезжать известные в городе люди. Поддержать коллектив «34-ки» съехались и коллеги-журналисты. Телефонную линию канала обрывали тысячи звонков. Во многом спонтанная акция по защите своих прав, чести и достоинства превратилась в настоящий правозащитный марафон, к которому приобщился почти весь Днепропетровск, традиционно спящий не только в это время суток, но и во время подобных конфликтов. Но только не сейчас…
Развязка
На вторые сутки марафона и бессрочной голодовки свою позицию друг за другом начали оглашать представители власти региона. Первым высказался городской голова Днепропетровска Иван Куличенко, всецело став на сторону коллектива канала и заявив о недопустимости любых силовых действий. Почти синхронно с мэром свою достаточно жесткую позицию озвучил и губернатор области Виктор Бондарь. В заявлении губернатора был очень четко сформулирован тезис – если начнется силовой захват, правоохранительные органы быстро отреагируют на ситуацию. Позиция власти, подвиг журналистов, а также сотни людей, приехавшие под здание «34-го канала», сделали невозможным силовую рейдерскую операцию. После второй ночи голодовки трудового коллектива канала свою позицию и позицию городского совета четко сформулировали народный депутат Олег Царев и депутат горсовета Загид Краснов, заявившие о недопустимости силового захвата канала и выступившие одной из сторон переговорного процесса по урегулированию ситуации.
Как стало известно автору, ночью со вторника на среду в днепропетровском ресторане «Сан тропе», принадлежащем Загиду Краснову, состоялась встреча Царева и Краснова с бизнесменами от фонда «Наш дом – Днепропетровск», представляющими сторону коллектива и руководства телеканала. На встрече была выработана формула окончательного урегулирования ситуации и разработаны меры по недопущению любых силовых сценариев. Таким образом, заявления губернатора и мэра, принципиальная позиция группы «Наш дом – Днепропетровск», влияние Царева на фракцию Партии регионов в горсовете, дипломатические усилия Краснова в общении с противоположной стороной конфликта вернули ситуацию в правовое русло.
Утром 26 ноября в прямом эфире «34-го канала» собрались Владимир Белый, Евгений Надион, Загид Краснов, Олег Царев, а также Михаил Соколов, проявивший себя как наименее конструктивный элемент процесса. Вместе с тем, стороны задекларировали принципы, согласно которым руководство канала и журналистский коллектив должны работать в привычном режиме, подавая зрителям объективную информацию.
После визита на телеканал в кулуарах городского совета Михаил Соколов заявил одному из депутатов, что за прошедшие сутки он потерял все. Осмелюсь предположить, что это «все» – не что иное, как поддержка Юлии Тимошенко, партии, доверие многих действующих и потенциальных деловых партнеров и перспективы политического роста в Днепропетровске и Киеве. Ведь Днепропетровск – это дом более чем для миллиона горожан. В этом общем доме не принято насаждать свои личные законы. В общем доме необходимо считаться с мнением остальных.
Фото: УНИАН
Сергей Корнилов, ИА «Новый мост», «Левый берег»