World Press Photo – орудие гибридной войны?
13 февраля стали известны победители конкурса World Press Photo. В этом году самую престижную в мире ежегодную премию для фотожурналистов вручали в 60-й раз.
Всего в соревнованиях на звание лучших приняли участие более 5 тысяч фотографов из 125 стран мира, которые отослали на конкурс более 80 тысяч снимков.
В категории «Долгосрочные проекты» победителем World Press Photo стала серия снимков под названием «Черные дни Украины» Валерия Мельникова. Он — работник ведущей российской государственной медиагруппы «МИА «Россия сегодня», к которой относятся, в частности, РИА «Новости» и международное информационное агентство Sputnik.
«Черные дни Украины» — часть мультимедийного проекта, который был реализован еще год назад на основе материалов, собранных с начала войны на Донбассе.
Год назад сайт Украина.Ру писал: «Авторы проекта «Черные дни Украины» объясняют: «Из работы максимально выведены все возможные политические и государственные акценты, упоминания фамилий и названия стран, которые принимают участие в конфликте. Сделано это для того, чтобы остался чистый образ и атмосфера побега от войны; образ безграничного человеческого горя, нередко чужого людям из-за предубежденности суждений. Для того чтобы каждый зритель мог понять, что совершенно не важно — с какой стороны ни стреляй, с обеих сторон будут километры могил и тысячи разрушенных судеб. При этом с каждой стороны своя правда, которой на самом деле не существует. Потому что там, где начинается война, правда заканчивается».
Не буду комментировать сами снимки, что сняты в постановочном, манипуляционном стиле, и это заявление о том, что правды не существует. Замечу лишь, что материалы о проектах «Черные дни Украины» размещены на Украина.Ру в рубрике «Новости «Белой книги». «Белая книга» — это подборка «материалов о нарушении прав человека в Украине».
«Украина.Ру считает своим долгом фиксировать преступления, совершенные киевской властью, и с помощью своих корреспондентов, внештатных авторов и просто неравнодушных читателей пополнять список фактов о нарушении прав человека и преступлений против личности в Украине. Тем самым мы внесем свой вклад в «Белую книгу нарушений прав человека в Украине» — особый обновляющийся доклад относительно сбора фактов нарушений прав человека в Украине в период с ноября 2013 года. Он создается МИД России с целью заострить на этих вопиющих фактах внимание международного сообщества, ключевых международных правозащитных структур и профильных неправительственных организаций», — пишет издание.
Итак, «Черные дни Украины» — проект, созданный в рамках гибридной войны против Украины работником структуры, которую международные правительства неоднократно обвиняли в проведении российской пропаганды за пределами России, в первую очередь — в Европе.
Грустно, но даже такой когда-то авторитетный конкурс, как World PressPhoto, в какой-то момент превратился в орудие гибридной войны.
Мировая журналистика погружается в более глобальный и масштабный кризис. А постправда захватывает все новые и новые медиасферы.
КОММЕНТАРИЙ
«WORLD PRESS PHOTO — ХОТЬ И АВТОРИТЕТНЫЙ, НО ВСЕГДА В ГЛУБИНЕ БЫЛ СНАЧАЛА ПРОСОВЕТСКИМ, А СЕЙЧАС — ПРОРОССИЙСКИМ»
Виктор МАРУЩЕНКО, фотограф, в 2015 году в Киеве принимал участие в круглом столе на тему критериев, которыми руководствуется жюри конкурса World Press Photo:
— World Press Photo уже давно воспринимается не как конкурс лучшего качества фотографий, а как конкурс экстремальных событий. Главный критерий — актуальная тематика. Мы видим тенденции последних лет, когда побеждают негативного содержания работы — массовая гибель людей, катастрофы, стихийные бедствия. Они рассчитаны на большую аудиторию восприятия, делают уклон прежде всего на эмоции. А люди, как известно, более эмоционально реагируют на авиакатастрофы, чем на открытие новых оригинальных филармоний. Поэтому, повторюсь, это не конкурс фото, а конкурс событий, и именно так его необходимо воспринимать.
Что касается российского фотографа Валерия Мельникова — то это болезненная тема. Понимаете, россияне вкладывают в пропаганду большие деньги. У нас в фотожурналистике работают не благодаря, а вопреки развитию профессии. В стране нет такого направления, как военная пропаганда, основным элементом которой может быть фотожурналистика. Россияне — профессионально подготовленные в этом плане. Тот же Мельников сознательно снял события в Донецке с таким ракурсом и такой текстовкой, как это выгодно будет работать для его страны. Он подал работы на конкурс и... победил. Конечно, можно подумать, что там никто не обратил внимания на реальную ситуацию в Украине, внешнеполитический контекст. Но это будет неправильно. Ведь на самом деле World Press Photo — хоть и авторитетный, но всегда в глубине был сначала просоветским, а сейчас — пророссийским. Там всегда в жюри были люди из Москвы.
Итак, что мы имеем по факту. Единственный материал, который освещает войну в Украине в этом конкурсе, показал эту ситуацию как... гражданский конфликт. Теперь сотни тысяч людей со всего мира выйдут на сайт конкурса и увидят среди победителей... фотографии с «гражданской войны» в Украине. Но это еще не все. Они делают прокатную версию (200—300 лучших фото), которую за деньги пускают по миру. И люди из всех стран, будьте в этом уверены, пойдут на выставки и увидят единственные фото из Украины — где наши войска безжалостно убивают мирных людей Донецка. Поэтому Россия здесь сработала, в отличие от нас. А все усилия Юрия Стеця, его Министерства информационной политики, в конце концов нашего МИД, — напрасны. Люди верят тому, что видят, к тому же — в наиболее авторитетном фотоконкурсе планеты.
Даже если организаторы World Press Photo и не имели «злого умысла» против нашей страны, они своими результатами сыграли исключительно на руку Кремля. А Украина, очевидно, не попыталась использовать инструмент конкурса в целях своей пропаганды. Понимаете, нравится нам слово «пропаганда», не нравится — это элемент гибридной войны. Есть четкие законы пропаганды, и мы ими, очевидно, не владеем. Попросите рядовых украинцев назвать три имени героев Украины на востоке. Никто не назовет. Но эти же опрашиваемые хорошо знают имена Моторолы, Гиви и им подобных. В действительности возмущение результатами одного какого-то конкурса показало провалы в информационной безопасности страны.
Подготовил Вадим ЛУБЧАК, «День»