В Азербайджане "телезритель получает, то, что ему подают, и даже вынужден в это верить"
4 Травня 2005
В Азербайджане "телезритель получает, то, что ему подают, и даже вынужден в это верить"
Известный азербайджанский журналист Хаял Тагиев рассказывает журналисту "ТК" о ситуации со СМИ в этой стране. Как уже сообщала «Детектор медіа», в СМИ Азербайджанской Республики сейчас ведутся дебаты по поводу создания общественного телевидения на базе двух государственных телеканалов. По мнению многих прогрессивных журналистов, этот проект - ни что иное, как обман международных организаций, в частности, и содокладчиков ПАСЕ по Азербайджану.
В стране создается видимость демократических перемен, а на самом деле этого не происходит» - считают активисты движения «За общественное телевидение».
Имя азербайджанского журналиста Хаяла Тагиеива, популярного ведущего и автора телевизионной программы «Линия», в последнее время часто упоминается в прессе, в связи с, якобы, сделанным ему предложеним работать на общественном телевидении Азербайджана. Корреспондент «Детектор медіа» Галина Филиппова поинтересовалась мнением известного журналиста о сегодняшнем состоянии СМИ в Азербайджане.
- Самая большая трудность заключается в том,говорит Хаял Тагиев, что в нашей стране существует проблема получения информации из официальных государственных органов.
Поэтому в азербайджанской прессе очень много слухов и непроверенной информации. Европейцы, которые к нам приезжают, несколько не понимают той специфики, в которой мы находимся, и пытаются нам объяснить и доказать, что информацию для объективности нужно перепроверять дважды. Но мы и сами хорошо знаем, что информация должна быть непредвзятой, объективной и с предоставлением спектра мнений. К сожалению, у нас это проблематично, и зритель получает, то, что ему подают, и даже вынужден в это верить. Эту ситуацию я называю противоречивой. В регионах у нас вещает 12, так называемых, независимых каналов, такие же «независимые» четыре телеканала есть и в Баку, они - хотя и находятся в частных руках, но полностью подконтрольны исполнительной власти. В столице также есть два государственных телеканала, один из которых Указом Президента Ильхама Алиева был переименован в закрытое акционерное общество, а другой преобразуется в общественный.
– По поводу создания общественного телевидения Азербайджана в вашей прессе идут сейчас очень серьезные дебаты. Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?
- Эти дебаты особенно активизировались после того, как генеральным директором Национальный совет по вещанию избрал, а фактически назначил, Исмаила Омарова. Омаров – в прошлом сотрудник государственного телевидения, который курировал общественно-политический блок, – заслужил прозвище журналист-следователь, и по мнению многих прогрессивных людей, очень далек от объективности. Исходя из того, что у Азербайджана есть обязательства перед Советом Европы, власти вынуждены были обещать преобразовать государственные каналы в общественные, так как они находились под полным контролем правительства, и ни в какой степени не имели общественной направленности. Наоборот – государственное вещание носило характер пропагандистской машины правительства. На коммерческих каналах, естественно, преобладают коммерческие интересы. Но теперь стало окончательно ясно, что с таким генеральным директором общественное телевидение останется только на бумаге, поэтому прогрессивные журналисты инициировали движение «За создание общественного телевидения».
– Какова роль Национального совета по телерадиовещанию в этих процессах? Что они делают?
А ничего не делают. По закону Национальный совет по телерадиовещанию должен выдавать лицензии и определять частоты для желающих вещать в Азербайджане. За три года своего существования этот орган не выдал ни одной лицензии и не определил ни одной частоты, я не думаю, что не было желающих. Национальный совет по ТРВ полностью зависит от исполнительных органов и не имеет никаких полномочий, потому, что предоставление частот для вещания в Азербайджане это стратегический вопрос. Сейчас они просто проводят мониторинг телеканалов и определяют их соответствие законодательным актам, а мы ожидаем от них активного участия в создании закона об общественном телевидении.
– Из того, что мне удалось увидеть и понять, просматривая телевизионные каналы Азербайджана, мониторить особенно нечего, или это своеобразная цензура?
- Вы совершенно правы. Мониторить нечего, всех строптивых давно разогнали, а те, что остались, внешне лояльны. В нашей журналистской среде очень развито ощущение самоцензуры. Например, я делаю программу «Линия», которая претендует на название аналитической, идет в прямом эфире один час по воскресениям, в 20 часов на канале «Спейс». С приглашенными гостями студии мы обсуждаем те или иные события, которые произошли в течении недели. Определенно известно, кого мне можно приглашать, а кого нет, и на какие темы нельзя говорить. Я придерживаюсь либеральных взглядов, а вернее сказать, что поступаюсь малым ради большого, то есть ищу наиболее оптимальный вариант. Но я в отличие от моих коллег журналистов из других СМИ нахожусь в выигрышном положении, потому что основным местом работы является «Интерньюз», и я не зависим материально от канала, на котором появляюсь один раз в неделю. То, что я предоставляю трибуну «тем» и «другим» нетипично для азербайджанского телевидения. Власти всегда находят способ в «лучшем» случае дискредитировать доброе имя любого из популярных журналистов, как только он станет неугодным.
– Какова деятельность журналистских профессиональных союзов Азербайджана?
- Со времен союза у нас осталось несколько организаций, которые фактически бездействуют. Среди новых наиболее прогрессивная – «Новое поколение», объединение журналистов Азербайджана, которое возглавляет главный редактор общенациональной газеты «День» Ариф Алиев. Цель этой организации – свобода слова, свобода печати, следование принципам непредвзятости, объективности и неполитизация.
– Как власти реагируют на деятельность таких организаций? И какова их реакция на требования общественности расследовать убийство главного редактора журнала «Монитор» Эльмара Гусейнова?
- Выборочно. То хорошо, то плохо. Маневрируют, согласуясь с ситуацией, сложностей много. И к большому сожалению, на требование большинства журналистских организаций и общественности расследовать преступление и наказать виновных, не реагируют. Недавно перед Академией наук Азербайджана прошел митинг, на 40 день после гибели Эльмара, на котором была принята резолюция к властям, подписанная не только журналистами, а также представителями активной интеллигенции. Но то, что у власти нет желания или возможности активно расследовать убийство журналиста, подтверждает еще один пример: темой одной из моих передач «Линия» как раз и был этот трагическое происшествие. Я пригласил для обсуждения в студию представителей общественных журналистских организаций и людей представляющих проправительственные институции, думая о том, что раз наш Президент осудил убийство журналиста, значит, и эти люди смогут хотя бы повторить его слова. Но проправительственные функционеры, с разными отговорками не пришли. Напрашивается вывод, что они сами не верят в искренность тех властей, которые поддерживают. Соответственно, можно предположить, с каким «усердием» будет вести расследование полиция.
– Вернемся все же к приглашению работать на канале общественного телевидения, которое якобы вы получили. Как это было на самом деле?
- Да, я действительно разговаривал, с избранно-назначенным генеральным директором общественного телевидения Исмаилом Омаровым по телефону, и даже сам ему позвонил, но только для того, чтобы пригласить его поучаствовать в программе «Линия», предполагая, что это будет интересно зрителям. Внятного ответа не последовало, зато через два дня в газетах появились уже известные вам сообщения, которые я теперь вынужден опровергать, по той простой причине, что никакого предложения мне никто не делал, во-вторых, у меня есть определенные обязательства перед каналом «Спейс», а в-третьих, я не разделяю взглядов гендиректора на концепцию деятельности общественного телевидения, которую он провозгласил.
Читайте также:
Пристрасті довкола Громадського телебачення в Азербайджані розгораються
Бакинські журналісти протестують проти призначення директора Громадського телебачення
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
"Детектор медіа", Баку
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ