Как уничтожают Надежду. Обзор пропаганды на российских телеканалах в марте – апреле 2016 года
Как уничтожают Надежду. Обзор пропаганды на российских телеканалах в марте – апреле 2016 года
Нарастающее военное напряжение на Донбассе и рост потерь с обеих сторон в марте – апреле не присутствовало на российских телеэкранах. На повестке дня стояло, по видимому, более важное задание: превратить финал суда над Надеждой Савченко в символ возмездия «киевскому режиму», предвещающий его скорое падение под давлением субъективных (рост фашизма) и объективных (экономический и политический кризис) сил.
Освещение украинской тематики российскими центральными телеканалами («Первый канал», «Россия», НТВ):
- сюжеты и упоминания в теленовостях, направленные на укрепление негативного образа Надежды Савченко – 44 (из них – 42 в марте);
- новости и сюжеты, посвященные правительственному кризису в Украине 35 (в марте – 21);
- новости и сюжеты о «ДНР/ЛНР» и противостоянии на Донбассе – 16;
- сюжеты о событиях в Крыму – 8;
- сюжеты, приуроченные к годовщине трагедии в Одессе 2 мая 2014 г. – 7;
- сюжеты о «минском процессе» и западных санкциях – 7.
Еще в прошлом году, по мнению независимых российских экспертов, «дело Савченко» превратилось в проблему для Кремля. Дело не только в стойкости узницы и профессиональности ее защитников. На Западе она превращалась в символ вероломства и агрессивности политики Владимира Путина. Ее освобождение стало рассматриваться как необходимая уступка, как доказательство договороспособности Кремля и его готовности прекратить военную авантюру в Украине. Но поскольку политика Путина после Крыма и, тем более, Сирии не должна была выглядеть в глазах подданных «гнилым» компромиссом со «слабеющим» Западом, нужно было разрушить любую, логическую или ассоциативную, связь между генеральной линией вожака и его частным решением по поводу Савченко. Каким бы оно ни было.
Иными словами, нужно было пересказать историю Савченко на новый лад. И продолжение информационной блокады в освещении суда, игнорирование любых предложений по ее освобождению не создавало предпосылок для решения этой задачи.
Но и далеко ходить за технологией не пришлось. Исходя из анализа телеэфира, мы утверждаем, что в марте – апреле российские телеканалы использовали против Савченко те же методы, что и при освещении начала протестов Евромайдана в Киеве. И тогда и сейчас объект атаки помещался в негативный контекст радикальных, насильственных действий анонимных молодчиков в масках, ультранационалистических заявлений и ассоциаций с символами, олицетворяющими «зло». Разница лишь в том, то Евромайдан связывали с преступлениями нацистов и Бандерой, а Савченко – с «преступлениями карательного батальона "Айдар"».
К сожалению, приходиться констатировать, что информационная спецоперация против Савченко удалась, во многом благодаря событиям в Украине. Речь, конечно же, об атаке неустановленных групп под праворадикальными лозунгами на здание посольства РФ в Украине в ночь на 6 марта. До этой даты, на протяжении 1–5 марта на российских телеканалах выходили короткие сюжеты-сообщения, напоминающие зрителям, кто такая Савченко и в чем ее обвиняют.
Начиная с 6 марта российские телеканалы отождествляют анонимное нападение на посольство с организованными мирными акциями протеста в Киеве и Харькове, чтобы показать, что выдачи Савченко требуют националисты и бойцы «Айдара» и «Азова», которых покрывает и поддерживает украинская власть.
«Первый канал», 09.03.2016
«Преступные действия митингующих не то что не пресекают - местные чиновники поддерживают. Глава украинского МИД Павел Климкин в Интернете оставил запись - никаких извинений, лишь полная солидарность с, по его мнению, мирными протестующими».
Другая линия пропаганды – навязывание зрителю мнения об использовании «дела Савченко» США против России.
«Первый канал», 09.03.2016
«Звучат и угрозы введения новых санкций. В Москве считают подобную политику недопустимой и напоминают о многочисленных фактах нарушения Вашингтоном норм международного права.
Никаких заявлений для прессы – просто цитата на сайте Госдепа. Как будто здесь хотели, чтобы высказывание Джона Керри не очень бросалось в глаза. Но тон даже для американских дипломатов резковатый.
"За 20 месяцев, прошедших с ее задержания в восточной Украине и перемещения в РФ, г-жа Савченко, по нашим сведениям, подвергалась допросам, одиночному заключению и насильственному "психиатрическому освидетельствованию". Суд над ней и продолжающееся содержание под стражей демонстрируют отказ признавать международные стандарты, равно как и обязательства РФ по Минским соглашениям. США вновь призывают Россию немедленно освободить г-жу Савченко и вернуть ее на Украину", – заявил Керри.
Подпись – Джон Керри, дата - 7 марта. То есть за сутки до очередного заседания суда по делу Надежды Савченко.
В российском МИД иначе как давлением это не называют. "То, что мы видим, является прямым давлением западных государств, западных официальных лиц, представителей власти на российский суд, на российскую судебную систему. Здесь нет других возможностей охарактеризовать это как-либо иначе. Мы видим, как накануне заседания суда выступает госсекретарь США, вице-президент США, официальные представители администрации Соединенных Штатов Америки. Аналогичные по тональности, абсолютно недопустимые тональности заявления делаются и в других столицах, например, в Лондоне", – говорит представтель МИД РФ Мария Захарова.
Какая связь меду Минскими соглашениями и Надеждой Савченко, в российском МИД даже гадать не берутся. Не понятно и в нарушении каких международных стандартов обвиняют Россию, но главное – кто выступает обвинителем».
Следующим шагом 9–11 марта стало распространение информации с поддельным письмом «от Порошенко» пранкеров Лексуса и Вована, целью которой было показать готовность Савченко начинать и заканчивать голодовки с расчетом получить определенные выгоды или даже попытаться выйти на свободу.
И, наконец, 13 марта Дмитрий Киселев присваивает «дело Савченко» новое измерение. Приговор украинке – это свидетельство высшего правосудия и первый шаг к установлению справедливости относительно жертв «карателей». То есть, с одной стороны, зрителя убеждают в том, что освобождение Савченко никакого отношения к установлению мира на Донбассе не имеет. С другой, его заставляют поверить, что «дело Савченко» – только начало преследования «националистов» и участников «карательных батальонов» за «преступления» на Донбассе.
«РТР-Вести», 13.03.2016,
«Украинская трагедия: зачем марать вышиванку
Дмитрий Киселев
…Отличительная особенность истории Надежды Савченко состоит в том, что это первое дело об убийстве, совершенном "майданутыми" националистами, доведенное до суда. Прецедент. Ранее ничего подобного не было.
Безнаказанным и нерасследованным остается расстрел более сотни украинцев на Майдане. Безнаказанным и нерасследованным остается массовое сожжение одесситов в Доме профсоюзов. Зверства и массовые убийства тысяч людей карательными националистическими батальонами на Востоке Украины неподсудны. Нерасследованным также остется варварское убийство, наверное, величайшего украинца в своем поколении писателя и журналиста Олеся Бузины.
Для "майданутой" культуры – нравственной, политической и юридической – безнаказанность – действующая норма. По этой же норме, если жертва – москаль или заподозрен в связях, то убийца – герой. А героям – слава! И отпущенных на свободу подозреваемых в убийстве Бузины – качать!
И вот – шок. Обвиняемая в убийстве российских журналистов и уже за это причисленная к лику майданных "святых", а значит, неподсудных наводчица карательного батальона "Айдар" Надежда Савченко – за решеткой, в суде и ждет приговора».
На заключительном этапе спецоперации 21–24 марта, цитируя суд, прокуроров, следователей и «свидетелей» российские телеканалы используют приемы повторения, гиперболизации и «говорящих голов», чтобы закрепить убеждение в виновности Савченко и ее принадлежности экстремистским организациям. Вот только два самых показательных примера:
- «Россия» цитирует судью, который называет Савченко «серым кардиналом «Айдара» (21.03.16);
- «Первый канал» цитирует «священника» Владимира Марецкого, который рассказывает об участии Савченко в пытках военнопленных и заложников «Айдара» (22.03.16).
После этого «дело Савченко» исчезает с телеэкранов. В апреле о ней вспоминают только в связи с возможным обменом на Ерофеева и Александрова: «В Киеве их называют российскими спецназовцами и обвиняют в терроризме» (НТВ, 22.03.16), а также в контексте отрицания существования «списка Савченко», согласно которому к лицам, причастным к похищению, следствию и приговору надежды Савченко и Олега Сенцова могут быть применены санкции.
Что касается судьбы двух пленных военнослужащих, то российское телевидение они интересовали только как клиенты убитого адвоката Юрия Грабовского. Судьба двух спецназовцев интересовала телеканалы лишь как фон для повторение одних и тех же известных месседжей:
- Украину захлестнула волна политических убийств сторонников и защитников России («Россия», «Вести с Д.Киселевым», 27.03.16);
- украинские власти не обеспечивают охрану оппонентам (НТВ, 27.03.16);
- Юрия Грабовского убили по политическим мотивам из-за его участия в защите Александрова; Юрий Грабовский был личным врагом главного военного прокурора Украины Матиоса («Россия», 29.03, 03.04.16);
- активность Юрия Грабовского могла полностью развалить дело против россиян («Первый канал», 17–18.04.16).
Всего на протяжении марта – апреля российское телевидение посвятило больше времени и сюжетов росту экстремизма и национализма в Украине (в целом не менее 20 сюжетов), чем событиям на Донбассе (16 сюжетов). Однако, в отличие от 2014 г., теперь российские пропагандисты делают упор на то, что власть в Украине под давлением экономического и политического кризиса перейдет в руки радикалов, которые своей политикой ее окончательно развалят. Фоном для таких месседжей в марте было празднование «воссоединения» Крыма с Россией, а в апреле – сюжеты, посвященные годовщине трагедии в Одессе.
Что касается Донбасса, то в марте – апреле всплески информационной активности происходили тогда, когда корреспонденты российских телеканалов «случайно» оказывались на месте «обстрелов» с украинской стороны:
- «Российские журналисты попали под обстрел у блокпоста в районе города Ясиноватая к северу от Донецка», «Россия», 06.04.16, «Первый канал», 08.04.16; «Украинские военные бьют из минометов по журналистам и женщинам» 08.04.16;
- гибель мирных жителей при обстреле КПП «Еленовка» («Убитые и раненые есть в результате обстрела мирного поселка в Донбассе»: «По данным разведки ополчения, там стоит так называемый батальон "Айдар", боевики которого известны своей жестокостью по отношению в том числе и к мирным жителям. В ДНР уверены: это обстрел не случайный – уж слишком массированный и прицельный», «Первый канал», 27.04.16).
Что касается главарей «ДНР/ЛНР», то они практически превратились в виртуальных персонажей. Судя по всему, чтобы напомнить о них, даже пришлось организовать псевдопокушение СБУ на Захарченко (сюжеты 28–29.04.16 на «Первом», «России», НТВ и «Звезде»), или напомнить о Плотницком в связи с раскрученным «делом Савченко» («Вести», 13.03.16).
Однако, подчеркнем опять, события в Украине оттеснили новости с Донбасса на периферию российского ТВ. Стоит обратить внимание на теленовости, которые в ближайшем будущем могут стать новыми точками для антиукраинской пропаганды. При этом в большинстве случаев российские пропагандисты используют конфликтные ситуации, широко освещаемые «Интером» и «112», особо не меняя ни содержания месседжей, ни объекты информационных атак:
- контакты украинских и европейских радикалов: «Немецкие националисты встретились в Дортмунде с "коллегами" из батальона "Азов"» («Россия», 04.03.16);
- украинцы не хотят принимать беженцев (о конфликте в Яготине) («Россия», 06.03.16);
- Комитет Верховной Рады Украины поддержал прекращение дипотношений с Россией («Первый канал», 30.03.16);
- из Херсонщины в Крымское ханство: Порошенко отдаст регион татарам и туркам («Россия», 06.04.16);
- о беспорядках у Администрации Президента Порошенко, устроенных якобы активистами «Автомайдана» («Первый канал», 08.04.16);
- в Украине скоро начнут сжигать книги как в гитлеровской Германии: «Председатель Госудмы Сергей Нарышкин прокомментировал новость о запрете показа на Украине российских фильмов: "Стоит дождаться, когда на площадях столицы Украины и в других городах начнут сжигать запрещенные книги. Тогда будет полное сходство с Третьим рейхом"» («Россия», 21.04.16).
Не только упомянутые украинские телеканалы отличились работой на Кремль. В отдельных случаях создается впечатление, что и украинские политики специально делают заявления, чтобы попасть в российский телеэфир.
Заявления и поступки украинских политиков, использованные российской телепропагандой:
- слова Олега Ляшко об обмене Надежды Савченко на Петра Порошенко («Россия», 10.03.16);
- драка близкого к олигарху Виктору Пинчуку депутата Якова Безбаха з Татьяной Черновол и слова Николая Томенко о «"депутатах под Коксом", которые диктуют украинским папуасам, как строить страну» («Россия», 17.03.16);
- ссора депутатов Мустафы Найема и Дмитрия Голубова в эфире телеканала «112» из-за оценки работы Михеила Саакашвили («Первый канал», 30.03.16);
- обвинения Олега Ляшко в адрес президента Еврокомиссии: «Не будет ЕС, не будет Шенгена, окажется не состоятельным и НАТО. А Украина будет. И какой она будет, зависит не от Юнкера, который уже намылился с визитом в Россию, а только от нас самих – украинцев» (НТВ, «Россия», 04.04.16);
- заявление Олега Ляшко: «Позиция РПЛ проста: Украина начинается с коровы» («Россия», 08.04.16);
- заявление Михеила Саакашвили после нападения на активистов, которые протестовали против мэра Одессы, о начале «контрреволюции» и «распаде государства» («Россия», 26.04.16).
Все эти цитирования – лишь элементы другой крупной информационной кампании, цель которой – показать глубину «внутреннего», «рукотворного» кризиса в Украине. При этом российские СМИ, естественно, ни словом не обмолвились о роли РФ в дестабилизации. Главные виновники: Запад, особенно США, украинские олигархи во главе с Порошенко, беспринципные коррумпированные политики, вроде Яценюка и его ярого оппонента Саакашвили, и ультранационалисты. Итог этой кампании и ее главные месседжи озвучил сам Владимир Путин.
«Первый канал», «Новости», 21.00, 17.04.16
«В.Кораблёва: Украина обрела нового премьера. Как и ожидалось, главой кабинета министров стал Владимир Гройсман. Что Вы думаете о новом украинском правительстве?
В.Путин: Ничего. Как могу думать о новом украинском правительстве? Я его даже не знаю. Не знаю его состав, не знаю, какие приоритеты оно для себя определит в качестве таковых, что оно намерено делать. Но нам тем не менее нужна стабильная, процветающая Украина. Мы очень рассчитываем на то, что так и будет. Хотя кризис, который начался там из-за известного соглашения с Евросоюзом, вообще рукотворный какой то, какая то чушь. Не понимаю, зачем это сделали. И вообще мне представляется, что это просто был инструмент для смены власти, вот и всё, о народе никто не подумал.
Вот заключили соглашение, оно вступило в силу: "Это был цивилизационный выбор". Ну какой цивилизационный выбор? Как были олигархи у власти, так и есть. Там кто-то пытается скандал какой то у нас устроить по офшорам, но там прямо первые лица страны – сами миллиардеры-предприниматели и в офшорах сидят. Ну да, вот он заработал несколько миллиардов, а потом милой девушке, допустим она замечательный юрист, передал управление – ну и что, он забыл, что ли, про это? Да никогда никто в это не поверит. Всё равно будет там сидеть и рулить, давать указания, что конкретно делать.
Обнулили им таможенные тарифы с Европой, а товарооборот с Европой упал на 23 процента, с Россией – на 50 процентов. Кто выиграл то? Зачем это сделали? Непонятно. Да, мы ввели ответные меры на то, что Украина присоединилась к санкциям Евросоюза в отношении России, но мы ввели через полгода после того, как они это сделали. А потом мне коллеги мои говорят: "Зачем вы это сделали?" Я говорю: "Слушайте, но вы ввели против нас санкции, как Евросоюз, а мы полгода ничего не делали, ждали – может быть, вы опомнитесь". – "Ну да, для вас это ведь ничего не значит, а для нас это чувствительно, потому то и потому то". Так не надо было это делать.
Тем не менее я надеюсь, что новое правительство сделает выводы из того, что происходило в последнее время, будет действовать прагматически, в интересах народа, своего собственного народа, а не руководствоваться какими то фобиями либо в угоду каким то иностранным структурам"».
Похоже, Кремль надеется, что его ход мыслей о событиях в Украине не только полностью одобряют внутри страны, но и могут разделять многие украинцы. Получается, после того, как ложные надежды, рожденные на Майдане, умрут в результате войны, коррупции и бедности, Украина, наконец, осознает: ее спасение – в союзе с Россией, а не с Западом. Если это не сработает, у Кремля всегда есть в запасе возможность возобновить войну на Донбассе.
Моніторинг здійснюється громадською організацією «Детектор медіа» за підтримки «Інтерньюз Нетворк».