«Легкая степень умственной отсталости»

«Легкая степень умственной отсталости»

27 Листопада 2014
6387
27 Листопада 2014
12:30

«Легкая степень умственной отсталости»

6387
Российские телеканалы добавляют новые мрачные краски в образ враждебной «киевской хунты» и упрямо навязывают «новороссийскую идентичность» боевикам и жителям территорий, контролируемых «ДНР» и «ЛНР». Обзор пропаганды и манипуляций на российском телевидении за 1–15 ноября 2014 г.
«Легкая степень умственной отсталости»
«Легкая степень умственной отсталости»

Как известно, использование детей и животных в телерекламе в цивилизованных странах ограничено законодательным путем. Похожее положение действует и в России. Более того, использование детей в рекламе в РФ отдельные политики хотят ограничитьеще больше, поскольку «использование образов детей снижают критичность восприятия информации потребителем и направлены на манипулирование взрослыми».

Скорее всего, эта особенная ценность детей для манипулирования информацией хорошо известна целому ряду журналистов и редакторов российских телеканалов, которые работают с темой «украинского кризиса». Не случайно в первой половине ноября, когда проводились «выборы» в «ДНР» и «ЛНР», телеканалы показали ряд сюжетов, которые должны были доходчиво объяснить зрителям, почему жители Донбасса хотят независимости от Украины. Ужасное настоящее и мрачное будущее детей из Донецка и Луганска в составе Украины компенсировало отсутствие других аргументов. Лидером таких телевизионных спецопераций с использованием детей стал прокремлевский канал LifeNews.

Первую историю об издевательствах «Нацгвардии» над донецкими детьми начали раскручивать за неделю до «выборов». В центре внимания оказался 13-летний подросток, арестованный «ополченцами». Поначалу (сюжет 28 октября на LifeNews) «подростка Стаса» охарактеризовали как «юного диверсанта», накачанного наркотиками и используемого с помощью шантажа. Вывод журналистов телеканала, озвученный командиром боевиков Гиви: украинские военные позаимствовали вьетнамский опыт американских военных по использованию детей в своих целях. Классический пример трансфера негатива преступлений американцев на предполагаемые действия украинцев. 

Но вот уже на следующий день в сюжете НТВ делается другой акцент: подростка запугали, накололи наркотиками, нашпиговали спецаппаратурой и сделали из него шпиона. А «ополченцы» не задержали его, а спасли его. В двух следующих сюжетах на НТВ (1 и 5 ноября) история юного «шпиона поневоле» обрастает сентиментальными подробностями, рассчитанными на то, чтобы жалость к ребенку все сильнее подстегивала ненависть к «карателям».

Что объединяет все сюжеты о Стасе Петрове? Минимум прямой речи мальчика, самые кричащие факты пересказываются либо корреспондентом, либо боевиками «ДНР». Более того, во всех сюжетах, кроме последнего (5 ноября), лица мальчика не видно и неизвестно, это ли на самом деле Стас Петров говорит на камеру. При сравнении разных сюжетов в словах мальчика, в комментариях корреспондентов и боевиков заметно немало противоречивых показаний. Самыми непротиворечивыми были слова врачей о состоянии ребенка. Причем показания о наркотиках звучат со ссылкой на анонимных врачей только в одном из сюжетов. Во всех остальных это подается как факт, не подлежащий сомнению.

После истории с «распятым мальчиком» новая спекуляция на тему военных преступлений против детей в Украине подняла волну возмущения в кругах оппозиционно настроенных россиян. Во всем этом решили разобраться журналисты «Дождя». И вот 5 ноября, когда НТВ и «ополченцы» уже искали «опекунов» для «мальчика-мишени», поскольку его родители убиты «карателями», «Дождь» сообщил, что вся история, мягко говоря, далека от правды.

Телеканал «Дождь», 05.11.2014

«Донецкие власти установили личность мальчика из сюжета НТВ

Сюжет: Украинский кризис

Донецкая облгосадминистрация установила личность мальчика Стаса, которого российский телеканал НТВ 2 ноября показал в сюжете “Нацгвардейцы со шприцами сделали из донецкого мальчика мишень для ракет”. Об этом в среду, 5 ноября, сообщается на официальном сайте ведомства.

За два дня до выхода этого сюжета 12-летнего Станислава Петрова из села Красный Лиман объявила в розыск местная милиция. По данным Красноармейского ГУ МВД Украины, мальчик ушел из дома 12 октября. В ориентировке сообщается, что на вид ему 12-13 лет, рост 140 сантиметров, у него худощавое телосложение, овальное лицо с голубыми глазами и светлые волосы средней длины. Сотрудники милиции отметили, что у Станислава Петрова “легкая степень умственной отсталости», а также мальчик «склонен к бродяжничеству”.

В воскресенье, 2 ноября, на телеканале НТВ вышел сюжет “Нацгвардейцы со шприцами сделали из донецкого мальчика мишень для ракет”. Согласно сюжету, Стаса похитили бойцы Национальной гвардии Украины и, угрожая убить его родителей, надели на мальчика бушлат с радиопередатчиками и заставили поехать к блокпосту сепаратистов, перед этим трижды вколов ему наркотик.

“Мальчик вспомнил, как военные сделали ему укол, как закружилась голова, и как он ехал к ополченцам почти 50 километров на велосипеде”, — сообщалось в сюжете.

В начале сюжета на НТВ его автор сообщил о трех следах от уколов на левой руке мальчика, и Стас демонстрирует три точки на внутренней стороне локтя. Однако через пару минут врач-нарколог Ольга Николаева рассказала о том, что следы от уколов были на запястье правой руки.

Ранее, 28 октября, сюжет об этом мальчике вышел на телеканале LifeNews. В этом сюжете также говорится, что ребенку кололи наркотик в запястье правой руки, которое Стас демонстрирует в кадре.

В среду, 5 ноября, на официальном сайте Донецкой областной государственной администрации появилось сообщение о том, что после выхода сюжета о Стасе на НТВ облгосадминистрация установила его личность и нашла его родителей.

В сообщении отмечается, что Стас состоит на учете в службе по делам детей Красноармейской районной государственной администрации как склонный к бродяжничеству. Он несколько раз убегал из дома, после чего попадал в приют, из которого его возвращали обратно в семью.

“Это больной ребенок с установленным диагнозом. Он часто говорит неправду. Может ходить по селу и рассказывать прохожим, что он усыновлен, хотя это не соответствует действительности. Может солгать о чем-либо другом”, — рассказала глава службы по делам детей облгосадминистрации Вера Сагайдак.

После того, как родители ребенка увидели сюжет о нем на НТВ, они обратились в донецкую администрацию и сообщили, что к ним домой никогда не приходили бойцы Национальной гвардии Украины или других военных формирований, и силу к ним никто не применял.

Как рассказали в донецкой администрации, специалисты службы по делам детей установили, что мальчик находится в Донецке. Представители “Донецкой народной республики” предложили его родителям приехать с документами и забрать его из здания облгосадминистрации, которое сейчас занимают сепаратисты. Из-за отсутствия связи с родителями в донецкой администрации не знают, удалось ли им забрать сына домой».

Однако в условиях войны, в том числе информационной блокады, явно недостаточно рассказать зрителям скрываемые факты или дать точку зрения другой стороны. В отличие от скоординированных усилий лояльных кремлевских СМИ, спецслужб и дипломатов по дискредитации политики Киева в глазах собственных и зарубежных зрителей, украинская сторона не доводит до конца работу по разоблачению этой лжи.

А тем временем новые истории наслаиваются на старые и таким образом формируют в целом негативный образ Украины, оправдывают любые действия «ополченцев» как более слабой и незащищенной стороны конфликта.

Дело доходит до того, что уже даже на телеканале «Россия» не боятся рассказывать о настоящих нравах «ополченцев», поскольку это выглядит бледной тенью «жестокости карателей». Неважно, что дальше в сюжете в основном сообщается о раненых, которые находятся на лечении в одном из донецких госпиталей, и никто из них не рассказывает о «клеймении свастикой» или «отрезании ушей». Любое критическое восприятие информации подавляется потоком эмоциональных синхронов раненых и демонстрацией их страданий. Акцент на физической боли и личных трагедиях с лихвой заменяет любые доводы здравого рассудка.

«Россия», «Вести», 02.11.2014,

«Каратели клеймят пленных свастиками и отрезают им уши

Автор Александр Рогаткин

Управление ООН по координации гуманитарных вопросов опубликовало свежий отчет о количестве погибших в конфликте на юго-востоке Украины. Официально число убитых превысило четыре тысячи, раненых — под десять тысяч. В ужасающих условиях остаются более пяти миллионов мирных жителей.

Кортеж с мигалками объезжает разбитые блокпосты, сожженные и бурые от адского пламени броневики. Мы мчимся без остановки, минуем последний укрепрайон ополченцев и уезжаем на нейтральную полос. Сейчас должен состояться обмен пленными. В микроавтобусе украинские военные сильно переживают, что все может сорваться.

Десантник Назар судорожно сжимает в руке крест-оберег. Два месяца назад он подорвался на мине, в луганском аэропорту. Врачи вытащили его с того света.

В плену не били, но сильно напугали. По словам военного, "давили психологически". "Говорили, что уши отрежут, но я жив-здоров", — сказал Назар. Если вспомнить, как издеваются над пленными ополченцами и выжигают на их телах свастику, то ему еще повезло…»

И вот 5 ноября тема убийства детей на Донбассе снова становится одной из центральных тем российского телевидения. И снова «застрельщиком» выступает LifeNews. В тот же день выходит сюжет и на «Первом». Само событие: в результате артобстрела на спортплощадке школы №63 Куйбышевского района Донецка погибло двое и ранены четверо школьников и учащихся ПТУ.

На «Первом» сначала показывают кадры с места событий, потом дают синхроны родственников пострадавших и убитых и после этого делают такую подводку. То есть, зрителю прямо не говорят, что детей убили украинцы, но стараются внушить ему эту мысль с помощью косвенных «свидетельств»:

«Первый канал», «Новости», 05.11.2014, 21:00

«При обстреле Донецка на школьном стадионе погибли два подростка

Октябрьский район на окраине Донецка украинская армия обстреливает средь бела дня. Он рядом с поселком Пески, там позиции украинских силовиков. И минометами, и тяжелой артиллерией бьют оттуда.

"Они бьют чисто по населенному пункту. Даже стратегического объекта никакого тут нет. Школа, детский сад и поселок вокруг школы", — говорит один из местных жителей.

Та школа, возле которой погибли подростки. Недалеко от футбольного поля припарковал свой грузовик Виктор. От автомобиля почти ничего не осталось.

"Такие взрывы: это вообще или "У-точка" или я не знаю, что за ракеты такие. Вы видите, разрывается на мелкие части вся. Вон дом пострадал, половина", — говорит он.

Разрушенные дома, которые восстановлению не подлежат, огороды, перепаханные минами. Дом достроили, когда линия фронта подступила к Донецку. Хозяева спешно переехали в центр. Сегодня в крышу попал снаряд, начался пожар. Тушили под обстрелом.

Артиллерийская канонада нарастает. Люди говорят, неделю назад было затишье. Обстрелы возобновились после выборов главы Донецкой Народной Республики. Причем с небывалой интенсивностью.  "Вот там гараж разбили, дом разбили. Вот там крайний дом разбили, но это сегодня, такого я вообще не видел, как пуляют по людям. У них что нету карты? У них все есть. И видят они нас", — с горечью говорит местный житель.

Украинская артиллерия сегодня била и по населенным пунктам Луганской области. По сообщениям ополченцев, в поселке Фрунзе погибли 12 мирных жителей. Число жертв в Донецке уточняется. И сейчас обстрелы слышны в любой точке города».

В отличие от «Первого», на LifeNews сразу виновными называют Вооруженные силы Украины. Свое безапелляционное утверждение корреспонденты подкрепляют также «констатацией факта» о месторасположении украинских войск (кто как не они могли стрелять) и словами матери пострадавшего, которой не было на месте происшествия.

LifeNews, 05.11.2014 21:26

«Раненный при атаке ВСУ школьник рассказал об обстреле Донецка

Самому старшему из пострадавших, Алексею Лавренову, 2 ноября исполнился 21 год. Его мама Марина также в приемном покое ожидает вердикта медиков.

— 2 ноября у сына был день рождения, а сегодня такое произошло. Осколки попали в спину и руки, как говорят врачи, — рассказывает Марина Лавренова. — Вот так поступает Украина с нашими детьми. Двоих детей в результате обстрела сегодня убило, а троих ранило. Желаю всем родителям терпения, не могу говорить, слов даже нет.

5 ноября жертвами обстрела Донецка стали двое учеников восьмого класса, еще четверо их товарищей получили тяжелые ранения. Подростки пострадали в результате артиллерийского обстрела стадиона, расположенного рядом со школой номер 63 недалеко от железнодорожного вокзала.

Напомним, накануне военнослужащие Украины, базирующиеся в населенных пунктах, прилежащих к Донецку, возобновили интенсивный обстрел мирных районов города. Силовики наносили удары из гаубиц, минометов и "Градов". В результате погибли один гражданский и двое военных. Еще 7 мирных жителей и 6 ополченцев ранены».

Итак, необходимый эмоциональный фон создан, факты подгоняются под необходимый месседж. Несколько следующих дней телеканалы работают над закреплением негативной информации с помощью приемов повторения и констатации фактов. Одним из главных элементов манипулирования становится избирательное цитирование экспертов ОБСЕ (умалчивание того факта, что на месте трагедии представители ОБСЕ обнаружили много воронок от взрывов и не смогли установить обстоятельств обстрела, в результате которого погибли дети), использование анонимных источников, а также ссылок на авторитетные источники (МИД РФ и Следственный комитет РФ). Именно упоминания МИДа и СК должны как бы убедить зрителям в том, что дело действительно доказанное и серьезное, раз его поддерживают на таком высоком уровне.

Отдельно упомянем лишь те фрагменты, которые показывают глубину падения отдельных журналистов, готовых сфальсифицировать любую информацию в угоду защите или поддержке «правильной» версии гибели школьников. Так, 9 ноября в сюжете Евгения Поддубного («Россия», Вести) анонимные местные жители рассказывают, как видели «украинский беспилотник» за несколько минут до трагедии. Как можно определить, кому принадлежит беспилотник, корреспондент умалчивает. А на «ТВ Центр» Александр Наумов прямо рассказывает о том, что Нацгвардия, не останавливаясь ни перед чем, бомбит стариков и детей.

«Россия», «Вести», 09.11.2014

«Каратели убили донецких детей при помощи беспилотника

Автор Евгений Поддубный

Столица Донбасса продолжает оплакивать убитых на школьной спортивной площадке артиллерийскими снарядами детей. Подростки играли там в футбол. По заключению наблюдателей ОБСЕ, снарядыприлетели с северо-запада, как раз со стороны поселка Пески, что под контролем Вооруженных сил Украины. Руководство ДНР знает имена и фамилии артиллеристов, причастных к обстрелу, и требует судить их как военных преступников…

После гибели детей, конечно, главный вопрос: кто стрелял и откуда? Ополченцы сразу заявили, что огонь вели украинские силовики. Район обстреливали из гаубиц и 120-миллиметровых минометов…

Сотрудники ОБСЕ, которые работают в Донецке, сделали своивыводы. По школе стреляли с северо-западного направления, получается, те же Пески, то есть с территории, которую контролирует украинская группировка. Но заявления официального представителя Совета нацбезопасности и обороны Украины циничны и, судя по данным экспертов, не имеют никакого отношения к реальности…

Киев вновь обвинил ополченцев в обстреле собственной территории. Но жители Донецка на заявления украинских силовиков уже не обращают внимания. Здесь считают, что по школе били прицельно. Несколько человек говорят о том, что за несколько минут до залпов по школе в небе находился украинский беспилотник. "Это не трагедия — это убийство. Они нас просто преднамеренно убивают", — говорят люди».

«ТВ Центр», 07.11.2014

«Автор: Александр Наумов

…Таких обстрелов в Донецке не было уже несколько месяцев. Киевские войска, кажется, задействовали весь арсенал — работают танки, минометы и гаубицы. Город сотрясают мощные взрывы. Сильнее всего пострадали Киевский, Кировский и Петровский районы. В огне — целые улицы. Десятки людей лишились крова. Многие дома придется отстраивать заново.

Страшный свист и канонада не смолкают ни на минуту. Украинские силовики бьют без разбора. За минувшие сутки в результате обстрелов уничтожены три школы, два детских сада, рынок и общежитие.

Одна из мин угодила в железнодорожный институт. По данным сил самообороны, в результате этих бомбежек ранены по меньшей десять человек. Один — погиб. По городу то и дело проносятся пожарные машины.

В одном из домов осталось всего несколько жильцов. В основном, дети и старики. Но Нацгвардию это не останавливает. Если снаряд попал не в дом, говорят — уже повезло. По осколкам и воронкам местные давно научились определять, из чего стреляли и куда целились».

Трагический фон, создаваемый сообщениями из Донецкой и Луганской областей, служит не только для укрепления образа врага (Украины), но и для навязывания зрителям мнения о том, что происходящие события формируют новую политическую реальность — Новороссию. Почти всегда этот термин звучит из уст самих ведущих или корреспондентов как общий знаменатель для «ДНР» и «ЛНР» или как синоним для одной из народных республик.

«Новороссия» удобна для групповой идентификации жителей оккупированных районов Донецкой и Луганской областей и для противопоставления их всем остальным гражданам Украины. По нашему мнению, продвижение российскими телеканалами «новороссийской идентичности» наряду с рассказами и жестокостях «карателей» и демонстрацией помощи Кремля и «простых русских» направлено именно на легитимизацию очередной аннексии территории Украины. Сначала — в умах самих россиян, которым так или иначе приходится платить за это определенную цену. Потом — в головах самих жителей Донбасса, которым хотят навязать мысль о том, что их уничтожают «украинцы», поскольку они (донецкие и луганские) — «другие», потому что они «новороссияне» и всегда ими «были», но не знали этого. Что у них нет и не может быть другого пути, кроме как объединиться с Россией, чтобы спасти свою идентичность и свою жизнь. И нужно отметить, что пока на этом направлении идеологам и практикам «русского мира» сопутствует удача.

Моніторинг здійснюється громадською організацією «Телекритика» за підтримки USAID, наданої через «Інтерньюз Нетворк».

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Скрін-шот NTV.ru
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
6387
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду