Экс-главред «Коммерсанта» Валерий Калныш: Мы пришли к решению запускать новый проект только после того, как был найден инвестор
13 марта генеральный директор российского издательского дома «Коммерсантъ» Павел Филенков сообщил о закрытии украинской ежедневной деловой газеты «Коммерсантъ-Украина», объяснив это экономическими причинами. Позже в интервью телеканалу «Дождь» он признал, что помимо убыточности проекта к такому решению привели и политические мотивы: в свете последних российско-украинских событий российских издателей настораживало не полное донесение позиции России в украинском «Коммерсанте» и небезразличие редакции к происходящему.
По данным источников «Детектор медіа», издание закрыли из-за попыток цензуры со стороны российских издателей, которым сопротивлялась украинская редакция. В частности, россияне якобы приказали снять с первой полосы готовящегося на 13 марта номера материал о том, что российские войска стоят на границе с Украиной, и заменить его текстом из русского «Коммерсанта». Украинская редакция отказалась и решила не выпускать номер вообще. А на следующее утро уже узнала о принятом в Москве решении закрыть газету.
Сегодня, 17 марта, коллектив «Коммерсантъ-Украина» объявил о подготовке к запуску в мае-июне 2014 года еженедельника и информационного сайта. О первых подробностях нового проекта «Детектор медіа» рассказывает теперь уже бывший главред «Коммерсантъ-Украина» Валерий Калныш:
- Во-первых, это будет еженедельная газета, не глянец. Я пока не знаю, будет ли это ч/б или цвет. Во-вторых, это будет информационный сайт.
- Газета - деловая?
- Да, наверное, с упором на деловую.
Мы четко понимаем, почему газета еженедельная, а не ежедневная. Надо отдавать себе отчет, что ежедневные новости отстреливаются на уровне интернета (на сайтах, в информагентствах). Тот человек, который хочет получать информацию ежедневно, он вряд ли, наверное, пользуется печатной версией. Выпуская ежедневный «Коммерсантъ», мы выезжали за счет большого количества эксклюзивов.
Поэтому мы решили, что надо выпускать еженедельник плюс ежедневный сайт. Мы знаем, как работать в ежедневном режиме, и распределим наши силы таким образом.
- В газете будет больше аналитики?
- Да, больше аналитики, больше публицистики. Я не думаю, что мы будем делать очень уж большие тексты. Мы сейчас думаем над полосностью.
Это вызов для меня, потому что я никогда еженедельник не делал, для меня это новый экспириенс.
- Будет ли редакция конвергентной? Одни и те же журналисты будут работать над текстами и для газеты, и для сайта?
- Думаю, нет. Потому что практика показала, что онлайн должен быть отдельной редакцией. Я думаю, что это будут две редакции, связанные между собой общими корнями, общим местом работы, общим пониманием того, как надо работать. Те, кто будут писать в еженедельник, могут отстреливать новости только в том случае, если они по их профилю.
- Вся ли редакция украинского «Коммерсанта» в нынешнем составе будет работать над новым проектом? Всем ли это предложили, все ли изъявили желание?
- Да, всем предложили. Было общее собрание сегодня, всем было объявлено, все согласились. И я очень надеюсь, что все в таком составе и продолжат работу.
- А как распределятся обязанности: кто пойдет работать на сайт, кто - в газету?
- Не знаю - все зависит от желания журналистов: кто, как и на каком месте будет готов видеть себя. Тут абсолютно полная свобода. У нас есть время подумать, прописать концепцию, утвердить концепцию, понять, кто на каком месте себя видит.
- А вы останетесь главным редактором или предусмотрена иная должность?
- Мы не делили портфели - для нас эта задача вообще не стоит. Я сегодня, как и все, написал заявление об уходе. Я с братьями, а кто из нас какую должность займет - будем решать. Нам нужно пройти спокойно этот период, когда мы прощаемся с «Коммерсантом» и создаем нечто новое. А кресла делить мы будем уже потом, по ходу пьесы.
- А Андрей Гоголев (генеральный директор и шеф-редактор ИД «Коммерсантъ-Украина») будет в новом проекте?
- Да. Представьте, что в какой-то момент поменялась вывеска, а люди остались те же, и вы покупаете газету не каждый день, а раз в неделю. Мы к этому стремимся. Это касается и рекламы, и приложений - мы по максимуму хотим сохранить все.
- То есть у нового издания будут и глянцевые приложения, и лайфстайл-приложение типа «Ъ-Weekend»?
- Конечно. Мы идем примерно по такому пути, как на Западе, где есть пятничный или субботний номер газеты, в который вложено кучу приложений.
- Как будет называться новое юридическое лицо - издатель?
- Пока неизвестно.
- Оно еще не зарегистрировано?
- Нет. Мы даже если бы хотели, не успели бы. Потому что для нас это все тоже было неожиданно. Никаких названий, должностей мы еще не прорабатывали, не думали и не говорили об этом.
- Кто инвестор нового проекта?
- Мы его не называем.
- Это украинцы или россияне?
- Мы не даем параметров того, кто будет финансировать новый проект.
- Но эти люди уже есть?
- Конечно, есть. Иначе бы мы сотрудникам не предлагали и не заявляли бы о том, что мы запускаем еженедельник и сайт. Естественно, мы к этому решению пришли только после того, как был найден инвестор.
- А каким образом удалось его так быстро найти?
- Ну, он сам на нас вышел.
- Будет ли готова редакция со временем назвать своего инвестора или инвесторов?
- Я не знаю. Мы столкнулись с этой новой реальностью несколько часов назад. Пока у нас честное слово, что мы не называем его. Мы честное слово держим.
- Сроки запуска проекта вы с коллегами называете разные: либо май, либо июнь.
- Можно ставить такой диапазон.
- Одновременно запустятся и сайт, и газета?
- Мы надеемся, что у нас все вместе получится.
- Будете ли вы набирать дополнительный штат, расширять его, по сравнению с «Коммерсантом»?
- Если будет такая необходимость, то да.
- Как сейчас происходит закрытие издательского дома «Коммерсантъ-Украина» и увольнение сотрудников?
- Мы все пишем заявления об увольнении по согласованию сторон сегодняшним днем. Действуем в рамках закона. Есть ликвидационная комиссия, она занимается всеми организационными вопросами.
- Готовы ли вы уже комментировать причины закрытия газеты?
- Нет.
Фото - Facebook Валерия Калныша