Как Германия прощалась с Лорио
Лорио!.. Что за славное и нам неведомое имя. Но мы ведь и своих комиков не очень-то помним. Надо назвать реальное лицо, из которого получился псевдоним (иволга - «лорио» по-французски) замечательного смехача Бернхарда Виктора Кристофа Карла фон Бюлов. Иволга была в гербе его знаменитого рода. Лорио - так подписал он свою первую карикатуру еще после войны.
И вот на днях знаменитый немецкий актер, режиссер, телевизионщик, писатель, мультипликатор, автор сценариев и реприз, рисовальщик, почетный профессор тихо скончался в уединении на вилле у озера в возрасте 87 лет.
И в этот же вечер вся Германия и все ее СМИ громоподобно начали скорбеть и вспоминать мельчайшие и огромные перипетии его жизни и юмористического творчества. В этом участвовали все (все!) газеты - от самых серьезных до самых бульварных. Первополосные аншлаги и несколько полос в каждом номере со множеством фото, рисунков мастера и кадров из фильмов. Сразу и в изобилии. Патетические шапки: «Германия скорбит о Лорио», «Это был гениальный комик», «Мы никогда не забудем Лорио».
Уже со дня кончины Лорио все (все!) телеканалы переверстали свои прайм-таймовые программы и в студиях были созваны на специальные ток-шоу коллеги, родственники, журналисты, спецы ТВ и юмористических дел. Действительно, никто в передачах не произносил речей, но это был юмор со слезами на глазах.
Каналы тут же дали повторы фильмов с участием Лорио.
Так отнеслась страна к кончине комедиографа с неповторимым юмором. По заслугам. Именно Лорио придумал, сам озвучил и спел песенку мультипликационного пса Вума, ставшего телевизионной эмблемой организации социальной помощи, он сыграл и срежиссировал множество комедийных телефильмов огромной популярности, им были написаны и изданы миллионными тиражами 114 книг, его мультфильмы и альбомы рисунков знают и стар и млад.
По заслугам и награды, которые получил комик. У него Командирский крест ордена «За заслуги перед Германией», множество премий в области кино и телевидения, «Золотая камера» Баварской киноакадемии «Бемби» и даже премия им. Якоба Гримма за вклад в развитие немецкого языка.
Плюс всенародная любовь. За что? За юмор, в основном. Берлинцы, разделенные стеной и всеми классовыми предрассудками, одновременно смотрели и в ГДР, и в ФРГ комедийный фильм Лорио «Йодипусси» и все вместе хохотали. Ибо желали и бюргеры, и трудящиеся настоящего юмора.
Я сам с недавних пор понял, что «сумрачный германский гений» умеет и здорово шутить. «Шутка должна быть неожиданной, тогда будут смеяться», - сказал первый немецкий комик Карл Валентин (учитель Брехта, кабаретист, который шутил и с Гитлером, но недолго). На плечах Карла Валентина стоял и Лорио. Это целая традиция, о которой я сейчас снимаю. Понимая, при сравнениях с другими мирами, что свобода и несвобода определяются не только «серьезностью» начальников, ростом ПДВ, цензурой и склонностью народа к шутке, но и количеством юмора на душу населения. Об этом собираюсь писать и для «Детектор медіа» в дальнейшем. По меньшей мере, «смеяться, право, не грешно».
Но теперь самое злободневное. В одном из изданий, посвященных уходу Лорио, отмечено: «Он всегда обращал внимание зрителя на неспособность людей к общению, что снова и снова приводит к недоразумениям, конфликтам и комичным ситуациям». Это очень серьезно. И к тому же, как бы нам не разучиться смеяться.