Игра «в газетку»

9 Вересня 2008
24930
9 Вересня 2008
07:51

Игра «в газетку»

24930
Игра «в газетку»
В журнале «Детектор медіа» №4/2008 мы уже обращались к теме корпоративной прессы. Сегодня эту тему поднимает наш автор из Запорожья Вера Мериканец.
 
В потопе на Западной Украине виноват бизнес. К такому парадоксальному выводу пришла я, проанализировав цепочку причинно-следственных связей: потоп произошел, по мнению экспертов, в результате массовой неконтролируемой вырубки деревьев, древесину использовали, в частности, для производства бумаги, а бумага нужна была для печати корпоративной прессы – сейчас модно рекламироваться с помощью именно этого инструмента. По крайней мере, если окинуть взглядом улицу и общественные места большого города, акцентируя внимание на бумажных изделиях, то преобладать будут именно корпоративные издания: листовки, навязываемые вам студентами и развеваемые ветром по всем весям, бесплатные брошюры в фирменных стойках, буклеты, выдаваемые продавцами всех мастей. И многочисленные газеты и журналы, большая часть из которых производится компаниями для саморекламы и повышения собственного престижа. После такого осмотра становится жутко жаль деревьев.
 
Еще недавно позволить себе корпоративное издание могли только гиганты – «Аеросвіт», строительная компания ТПК, компьютерная компании «Юнитрейд», сеть «Эйвон Косметикс», сети супермаркетов и мобильных операторов. Теперь же газету или журнал легко заводят представители среднего и даже малого бизнеса – небольшие клининговые компании, рекламные агентства и агентства недвижимости и даже салоны красоты. У них появились лишних две – десять тысяч гривен, которые они готовы ежемесячно тратить на издательство. Но если крупные компании используют издание только как маркетингово-рекламный инструмент, то средний и мелкий бизнес очень быстро начинает жаждать зарабатывать посредством издания – жаба душит вкладывать и не получать дохода. Это следствие серьезного ментального различия бизнесменов разного формата: крупный может много вкладывать и долго ждать отдачи, потому что он стратег, и к тому же умеет оценивать непрямой, неявный доход от рекламы и пиара. Мелкий же всегда настроен на быстрый цикл оборота и мыслит более прямолинейно, уравнениями с одним неизвестным, тогда как у крупного их может быть и пять. Поэтому представитель малого бизнеса хочет от всего получать непосредственную быструю прибыль – и от газеты тоже.
 
Самое странное, что это ему удается! Так, ежемесячный журнал запорожского рекламного агентства «Экипаж-5!» под названием «QP!» (читается как «Купи!») уже с третьего номера вышел на самоокупаемость, а с четвертого – и на прибыль. Журнал «Evant-событие», принадлежащий компании по организации праздников с аналогичным названием, обещает принести прибыль уже после первого выхода, который состоится этой осенью. Газета «Навигатор стильного мира» запорожской Ассоциации мастеров-стилистов «Mega-Star» после года работы увеличила тираж примерно в 1,5 раза, полосность – в два раза, перерегистрировалась с регионального на всеукраинское издание и стала распространяться практически по всем городам Украины, грозясь вот-вот перерасти рамки корпоративного и стать полноценным коммерческим изданием.
 
И вот теперь скажите, дорогие профессиональные журналисты, редакторы и издатели, кому из вас удавалось достигать столь быстрого и сокрушительного успеха в медиапроектах? Взгляните в свои бизнес-планы, где срок окупаемости обозначен как минимум двумя годами работы. В Запорожье, например, насколько я знаю, прибыльными вообще являются только две или три газеты из как минимум двадцати выходящих регулярно. В общем, коллеги, придется признать: нас сделали!
 
Да, мы можем плеваться и критиковать до хрипоты эти издания – и действительно, мало какое из них можно назвать грамотным по дизайну и контенту. Но рекламодатели голосуют рублем за них, а не за нас, и народу, видимо, больше нравится рассматривать их наскоро сварганенные в фотошопе картинки, чем читать наши умные статьи и анализировать инфографику, над которой сутки бились целых три дизайнера. Народ у нас вообще неприхотливый – вот в последних опросах запорожцы заявили, что полностью удовлетворены местной прессой. Хотя профессионал оценит ее качество совсем по-другому.
 
В общем, судя по всему, качество наших читателей полностью соответствует качеству наших писателей. А в случае с корпоративной прессой вообще беда: дилетанты считают, что газету сделать – раз плюнуть, им нравится реализовать свои амбиции, играя «в газетку», самим писать статьи (они не в состоянии оценить свой уровень грамотности, не говоря уже о таланте и мастерстве), делать фото, «придумывать» дизайн. На результат часто просто больно смотреть. Иногда они нанимают себе в помощь профессионального журналиста, но тот сбегает через неделю, потому что выполнять абсурдные требования свежеиспеченного редактора, не соответствующие никаким нормам профессионализма, просто не в силах. В итоге сапожник печет пироги, а пекарь тачает сапоги.
 
Завидев выгоду, коммерсанты задорно увеличивают тиражи своих корпоративных изданий. Пока совокупные тиражи общественных изданий больше общего тиража корпоративных, но есть вариант, что последние очень скоро вырвутся вперед. И выходит, что среди всей массы местных газет уже почти преобладают дилетантские. А это крайне плохо: общий профессиональный уровень медиа снижается бешеными темпами, а те редкие издания, которые не забывали о воспитательной функции прессы и стремились повысить вкусы массового читателя долгой упорной качественной работой, игнорируя порой соображения сиюминутной выгоды, теперь бьют себя в грудь и внутренне рыдают. На самом деле это очень важный процесс: стратегически мыслящие издатели действительно долгосрочно «воспитывают» свою аудиторию, делая ее в некотором смысле зависимой от качественной информации. А тут корпоративки такую свинью подложили: благодаря своей назойливости, вездесущности и массовости они умудрились пропасть в поле зрения большинства читателей – а те в самом начале «воспитательного процесса» еще падки на отклонения от курса.
 
Ситуация эта станет более адекватной только тогда, когда представители мелкого и среднего бизнеса начнут, подобно своим крупным собратьям, отдавать издательство на издательский аутсорсинг. Услуга эта в Украине пока не очень-то распространена, а в провинции тем паче. В Запорожье, например, только-только появился первый сервис по издательству корпоративных изданий «под ключ». Profi Post Media Group под руководством Виталия Дзюбы-Фитисова берет на себя как производство, так и распространение, маркетинг, сбор рекламы, продвижение корпоративных изданий. Но клиентов из малого и среднего сектора бизнеса у Виталия пока немного. Сейчас к нему обращаются только наиболее развитые руководители, осознающие как всю важность качества прессы, так и выгодность такой сделки – Profi Post умеет оптимизировать расходы на издательство, заодно повышая эффект воздействия информации на целевую аудиторию. Да и потом, крупный бизнесмен, во-первых, осознает, что его рабочее время стоит дороже, чем время издателя, а во-вторых, его амбиции, как правило, более чем удовлетворены состоянием дел. Со средним предпринимателем, сами понимаете, ситуация другая. Придется подождать, пока игра «в газетку» выйдет из моды.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
24930
Читайте також
29.11.2008 17:01
Вера Мериканец
, для «Детектор медіа»
13 836
10.11.2008 13:04
Вера Мериканец
, для «Детектор медіа»
10 931
11.10.2008 09:50
Вера Мериканец
, для «Детектор медіа»
46 700
01.09.2008 13:44
Вера Мериканец
, для «Детектор медіа»
6 960
Коментарі
20
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
proff
5718 дн. тому
2 Naffa. Есть несколько способов у экспертов оценить рентабельность проекта не работая в нем. Для этого достаточно понимать структуру издательского бизнеса, понятно допустим, что затраты по полиграфии у общественных газет и женских глянцевых журналов распределяются в % от общих затрат по разному. Какой объем рекламы собирает ИД в свое издание в год. Рассказывать как считают нет смысла, возьми данные из Мониторинга Сми Украины, там только регионов мало и классифайды без объявлений. Касательно РИА, я там как сотрудник не работал. По успешности сужу в том числе и по критериям описанным выше. Есть еще аудитория, которую меряет в регионах Gfk и TNS. Там тоже у РИА все ок. Кстати, есть еще такое понятие как гудвил. Даже для убыточных проектов он может окупить затраты в несколько лет. А вообще для бизнесмена, у издания есть один критерий - прибыльность. Если мы делаем инструмент влияния, то это обычно заканчивается убытками и закрытием проекта. 2 Отар. Вопрос по джинсе снят:) Я еще мог назвать еще несколько компаний по корпоративке. Но к ним, как и к перечисленным отношения не имею. Касательно еще одного текста о корпоративных сми. Спасибо за предложение, но к сожалению пока нет. Все таки подача материала должна быть более аналитической, а не импульсной, как это сделала автор (но это уже мое оценочное суждение). Критиковать ведь всегда легче:) Тем более под ником:) Большое спасибо ТК за материалы по прессе, спасибо Автору за дискуссию, ответы и предложение Отару и вопросы Наффе:)
otar
5718 дн. тому
proff, грошей ми за це не тільки не беремо, але й платимо гонорари. Підозрювати нашого автора в тому, що вона бере гроші від якоїсь там компанії за згадки в статтях на ТК, як на мене, смішно. Ми не Нью Йорк Таймз) Я так розумію, в тексті не згадали вашу компанію. Ви можете написати ще один текст про корпоративні ЗМІ і згадати там свою компанію, ми його опублікуємо, якщо буде хороший)
proff
5718 дн. тому
Уважаемый, Отар. Там был еще вопрос ТК. Если автор приводит данные только об услугах одного из игроков рынка и не приводит мнение других игроков или информацию по другим игрокам, Вы за это денег не берете и пускаете просто так? Вы же джинсу не печатаете или не досмотрели. To Автор. Я стараюсь просматривать все материалы по рынку прессы. Не льстите себе.
naffa
5718 дн. тому
Джинса :))) Но не без полезных идей. Автору - спасибо! Только по листовкам, буклетам и проим рекламным материалам... Я бы их не относила к корпоративным ИЗДАНИЯМ. Это - корпоративная рекламная продукция :) 2proff Уважаемый, достоверные данные о доходах и расходах можно получить, работая в издании. Вы работали в газете РАИ Винница? :) Если да, расскажите, пожалуйста, по каким критериям оценивали успешность (не только прибыль) данного издания? Спасибо.
Автор
5719 дн. тому
Дорогой Проф, спасибо, что так детально штудируете мои труды :)
proff
5719 дн. тому
Уважаемый Автор, очень жаль, что я так и не услышал ответов на три простых вопроса 1. Вы видели данные по затратам и доходам описываемых Вами изданий? 2. Когда издания проходит точку безубыточности? 3. Пять основных затрат издания? А так же я оценил, Автор:), съезд с остальных коментов по корпоративной прессе и пиару:)
Автор
5719 дн. тому
Уважаемый Проф, я вчера вам отписала полкилометра ответа, и сегодня мне лень потворяться - это уже отдельная статья получается. Замечу только, что я сама издавала пару коммеческих изданий, и пару корпоративных - как главред и соучредитель, потому все об экономике СМИ знаю не только теории по версии МГУ, но и на практике. Но если вам удобнее подозревать меня в дилетантсве и джинсе - это ваш выбор.:) А вы не лентяй! :) Всего доброго.
proff
5719 дн. тому
Просьба один коммент снести:)
proff
5719 дн. тому
По статье Абзац 1. Листовки это может быть и инструмент, но не корпоративная пресса. Любое издание на Украине, издаваемое больше одного раза в год, получившее свидетельство регистрации печатного сми относится к прессе в том числе и корпоративной. Абзац 2 Корпоративный журнал УМС (МТС) "Высшая лига" еще 4 года назад зарабатывал деньги. Абзац 3. Уважаемый Автор. Вы видели данные по затратам и доходам описываемых Вами изданий? Кстати на Ваш взгляд, Автор, назовите момент, когда издания проходит точку безубыточности и хотя бы пять основных затрат издания. Абзац 6. В Украине множество успешных проектов сделали не журналисты. Например, газета РАИ Винница, Тернополь. И если корпоративное издание перейдет в сегмент В2В и станет успешным честь и хвала издателю. Абзац 8. (последний) Чистый пр для одного из издателей, который берет на аутсорсинг проекты. Автору рекомендую почитать статью по корпоративным изданиям на Медиабизнессе. Вывод: автор журналист, не в теме по коммерческой части. Материал с элементами джинсы. Вопрос ТК. Если автор приводит данные только об услугах одного из игроков рынка и не приводит мнение других игроков или информацию по другим игрокам, Вы за это денег не берете и пускаете просто так? Вы же джинсу не печатаете или не досмотрели? Если у Вас обзор региональных сми тогда может имеет смысл поменять раздел (мое мнение), и убрать последний абзац. Если вообще статья по корпоративке, то где мнение УМХ, Эдипресс, которые предоставляют аутсорсинг по корпоративке. Есть еще просто фирма "Корпоративные издания".
otar
5719 дн. тому
proff, коментарів ніхто не видаляв. Учора переносився сайт, відповідно, все, що писалось із 18.00 до 21.00, зникло. В т.ч. і новини, які ставив я) Так що я більше за вас постраждав. На жаль, люди, які це робили, не попередили, що все пропаде. Якщо ви маєте можливість знову запостити свої коментарі, це буде чудово.
proff
5719 дн. тому
Уважаемая, ТК. Прошу Вас объяснить почему удалили мои комментарии поэтому материалу. Я ведь все равно их повторю еще раз.
Вася
5720 дн. тому
статья очень хорошая. Согласен с мыслью автора о том, что непрофессиональный продукт продается большими объемами и уничтожает профессиональный. Эта тенденция не только у печатников. Выход как раз в том, чтобы профессионалы взяли в свои руки рынок. В развитых странах это делается через профсоюзы. наши журналистские профсоюзы - полное убожество.
Автор текста
5720 дн. тому
Читач: вечный спор: исчислячть "крупность" бизнеса по оборотам, прибыли, штату, раскурченности, широте рынка сбыта? Опрошенные мною компании (единственная запорожская и одна из киевсикх) пока, на мой взгляд, относятся к мелкому бизнесу. По любым критериям:))) Спасибо за дискуссию.
читач
5720 дн. тому
Вера, я бы не сказал что издательский аутсорсинг - это мелкий бизнес. Мелкие клиенты может быть? Вы считаете, что делать корпоративное издание тиражами в десятки тысяч - это мелко? Не согласен.
Автор текста
5720 дн. тому
Ольга, почитайте, если вам интересно, литературу по корпоративной прессе: листовки входят в перечень продуктов. И корпоративная газета - тоже маркетинговый инструмент, как и вся корпоративная пресса в целом. Игорь: да, но только так можно вызвать интерес к инфе :))) Читач: я говорю о КРУПНОМ бизнесе, а издательский аутсорсинг - бизнес пока мелкий. Отсюда и разница в стоимости рабочего времени. Всем спасибо за дополнения!
читач
5720 дн. тому
ну на счет того, что время крупного бизнесмена дороже времени издателя тут вопрос. Этот издатель же тоже бизнесмен !! тут немножко коряво, но в целом мысль правильная, что каждый должен заниматься своим делом и основным бизнесом и уметь делегировать полномочия. это - реально здравая идея.
igor
5720 дн. тому
Вера, Вы жестко подошли к вопросу!!))
Ольга
5720 дн. тому
Сразу видно, что автор путается в понятиях - листовки и корпоративная газета - совершенно разные инструменты. Один - из сферы маркетинга - другой - это уже инстурмент внутреннего пиара.
Аналитик
5720 дн. тому
Soundmanfm : сразу видно, что ты не из сферы СМИ :)))
Soundmanfm
5720 дн. тому
Да нет .. Просто газетам (серьезным) нужно перестать писать явную заказуху и путаться с политиками а занять неитральную позицию и быть за народ.. Тогда читать будут.. Знаете читаю и не верю не вставляет!!!
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду