Псевдоцифровая неволя
«Детектор медіа» продолжает тему переведения абонентов компании «Воля» на цифровые пакеты. Мы уже публиковали открытое письмо жителя Троещины «Троещинцы попали в теленеволю от “Воли”». На эту же тему высказалась и политический обозреватель Диана Дуцик. Мы также публиковали и официальную позицию компании «Воля», озвученную ее президентом Сергеем Бойко. Сегодняшняя публикация – еще одна точка зрения на безусловно актуальную проблему. Напоминаем, что «ТК» приглашает всех к открытой дискуссии.
Монополист киевского рынка услуг кабельного телевидения – компания «Воля» приступила к осуществлению планов перевода всех своих абонентов на цифровые пакеты телевидения. Вот только методы их реализации – в принудительном порядке с отключением аналогового сигнала – многим киевлянам не понравились, что породило поток жалоб и создание специальной комиссии Национальной рады по вопросам телевидения и радиовещания для проверки правомерности таких действий, о чем уже писала «Детектор медіа». Однако, оставим юристам их хлеб и рассмотрим возникшую проблему «оцифровки» кабельного телевидения столицы в техническом и экономическом аспектах. В частности, действительно ли провайдер-монополист поставляет нам то, что рекламирует, и в чем же истинная причина всеобщего перевода нас на «цифру».
Так где же «цифра»?
Вы никогда не задумывались, почему в рекламе «Воля» предлагает нам подключиться к «пакетам цифрового телевидения», а в договоре на подключение услуга именуется как «цифровой пакет»? Ответ простой: одно дело реклама, и совсем другое – юридический документ, за выполнение которого надо отвечать. Понятие «цифровое телевидение» четко определено в целом ряде международных документов, включая стандарты. А под термином «цифровой пакет» можно понимать что угодно, в частности, способ передачи сигнала по кабельным сетям.
Настоящее цифровое телевидение предполагает наличие соответствующей технической инфраструктуры генерации, передачи и приема телевизионного сигнала. Телекомпании должны быть оснащены цифровым оборудованием (вплоть до телекамер), позволяющим производить видеосигнал в цифровом виде и передавать его эфирным путем или по кабельным сетям и спутниковым каналам, обеспечивающим передачу цифрового сигнала. Соответственно, у потребителя – телезрителя – должен быть телевизор с цифровым тюнером, принимающим сигнал в цифровом виде, либо цифровой тюнер-приставка с цифровым выходом (HDMI-интерфейсом), а телевизор должен иметь HDMI-вход. Лишь при наличии всего указанного можно говорить о цифровом телевидении.
Однако полного комплекта оборудования для цифрового телевещания у наших телекомпаний нет, и эфирный сигнал они передают в аналоговом формате, а при передаче через спутник просто оцифровывают аналоговый сигнал. А среди имеющихся у нас телевизионных приемников не более 2-3% могут принимать видеосигнал в цифровом формате. Поэтому можно смело утверждать, что цифрового телевидения в Украине практически нет. Правда, с 2006 года четыре телекомпании проводят экспериментальное эфирное телевещание в цифровом формате на 41, 43, 51 и 64-м эфирных телеканалах, но полный переход отечественного телевидения на «цифру» планируется только к 2015 году.
Если цифрового телевидения в Украине нет, то что же поставляет нам «Воля» в так называемом «цифровом пакете»? Если не углубляться в технические подробности – схема передачи провайдером телесигнала потребителям следующая. У кабельной сети есть три источника телесигнала. Первый – это аналоговый сигнал телекомпаний, ведущих эфирное телевещание. Этот сигнал принимается провайдером, оцифровывается и передается по кабельным сетям потребителю услуги, т.е. нам с вами. Второй источник – это, как правило, уже оцифрованный (но первоначально – аналоговый) сигнал телекомпаний, ведущих кабельное телевещание. И третий – изначально цифровой (у ряда европейских спутниковых телеканалов), но в большинстве случаев – тоже оцифрованный сигнал со спутника. Сигналы с этих источников также принимаются провайдером и передаются по кабельной сети.
Потребитель для приема цифрового сигнала использует декодер – устройство, которое, во-первых, принимает цифровой сигнал, во-вторых, если сигнал зашифрован, осуществляет его декодирование, и в-третьих, преобразует цифровой сигнал в аналоговый и передает его на аналоговый вход телевизора. Как видим, в этой схеме исходный сигнал (опять-таки за исключением ряда европейских спутниковых телеканалов) и сигнал, поступающий на телеприемник, являются аналоговыми, а цифровой, точнее – оцифрованный сигнал присутствует лишь при передаче его по кабельной сети к потребителю. Фактически имеем такую себе «псевдоцифру», которая обеспечивает «картинку» немного лучше, чем при передаче сигнала в аналоговом виде, за счет отсутствия его искажения, но которой далеко до качества «картинки» настоящего цифрового телевидения.
Чтобы понять отличие «псевдоцифры» от настоящей «цифры» предлагаю желающим провести следующий эксперимент. Взять видеокассету с фильмом (аналоговая запись), оцифровать его на ДВД-плеере или на компьютере, записать на цифровой носитель – DVD-диск и сравнить качество записи на обоих носителях. Сразу скажу – оно отличаться не будет, поскольку при оцифровке качество лишь сохраняется, но не улучшается. По большому счету, это то, что делает «Воля» в т.н. «цифровом пакете», но там еще присутствует и обратное преобразование «цифры» в «аналог» (образно говоря, перепись с DVD-диска на видеокассету), что только ухудшает качество «картинки» на телеэкране. Тем более что для передачи цифрового сигнала используются те же кабельные сети, что и для передачи аналогового, со всеми их техническими недостатками. Так что «наслаждаться цифровой четкостью картинки» нам еще долго не придется.
Не секрет, что цифровой метод передачи сигнала до сих пор использовался «Волей», в основном, лишь для фильтрации абонентов, т.е. для поставки сигнала определенных телеканалов только лишь подписчикам. Ну, пусть бы так и продолжалось, тем более что, как было показано выше, никакого «цифрового качества» нет и не может быть до внедрения настоящего цифрового телевидения. Но нет – пользуясь своим монопольным положением, «Воля» решила принудительно перевести всех на «цифру». И в этом решении – не забота о потребителях, а чисто экономический интерес провайдера.
Всеобщий перевод кабельного телевидения от «Воли» на «цифру» принесет монополисту огромные прибыли. Во-первых, для приема «цифры» абоненты будут вынуждены покупать декодеры по ценам, установленным провайдером, поскольку цифровых телеприемников у нас капля в море, да и сигнал, поступающий на «цифровик», все равно зашифрован и его нужно декодировать. Во-вторых, если в семье более одного телевизора (а это сейчас не редкость), то при аналоговом телесигнале мы платили абонплату «поквартирно», далее делая разводку кабеля внутри квартиры. А при внедрении «цифры» декодер надо приобретать для каждого телевизора, как и смарт-карту, и абонплата теперь будет взиматься с каждого телевизора. Что касается цены декодеров, то по более-менее доступной цене (300 гривен) предлагаются лишь морально устаревшие модели. К тому же ни одна из них не оснащена HDMI-интерфейсом, позволяющим подавать на телевизор картинку в цифровом виде.
Учитывая, что услугами «Воли» пользуется около 500 тысяч абонентов и почти у половины из них есть как минимум второй телевизор, а на данный момент к «цифре» подключено около 160 тысяч, легко подсчитать, что из карманов киевлян дополнительно только за декодеры будет выужено более 250 миллионов гривен. А введение абонплаты за каждый телевизор будет дополнительно облегчать наши карманы как минимум на 17 миллионов гривен ежемесячно. Вот в этом и заключается истинная причина повсеместного перевода киевлян на «цифровые пакеты».
Что же делать?
Впору задаться вопросом: как бороться с монополистом в условиях многолетней спячки Антимонопольного комитета? Здесь есть ряд предложений, и главное из них – пустить в дома, обслуживаемые «Волей», других операторов кабельных сетей, которые обеспечат телесигнал в аналоговом виде. Такой опыт в Киеве уже имеется, в частности в Голосеевском районе (не потому ли «Воля» собирается перевести этот район на «цифру» самым последним?). Этот шаг подорвет позиции монополиста и предоставит киевлянам возможность выбирать себе провайдера. Понятно, что такое монополисту вряд ли понравится и наверняка возникнут споры по поводу использования внутридомовой разводки кабельной сети другим провайдером, учитывая, что «Воля» в значительной части домов реконструировала эти сети. Но и здесь есть юридическая зацепка. При реконструкции этих сетей фактически использовалась уже имеющееся в домах разводка коллективной антенны, что еще в 1996 году было запрещено Госкомархитектуры. Так что принадлежность этих сетей «Воле» еще надо доказать. В конце концов, жители домов могут вернуть монополисту деньги, потраченные на прокладку нового кабеля внутри дома – это в сотни раз дешевле, чем платить за «псевдоцифру».
Волю давно не использую ни для инета ни для ТВ. БО и то и то у них {CENSORED}! Просто другого нету!
1. Воля посрезала на всех домах эфирные антенки и используя разводку внутри
подъездов стала МОНОПОЛИСТОМ! Т.Е. не хочешь ВОЛЮ , лови на " рога" , если видимость
башни есть из окна.
2.Переходить на цифровой (пакетный ) способ доставки сигнала потребителю безусловно
необходим , но антимонопольный комитет должен обязать волю {censored} пустить в свою сеть
продавца АЛЬТЕРНАТИВНЫХ пакетов , пока нет альтернативных кабельных сетей.
Что касается денежного вопроса, то не вижу проблем для желающих смотреть такое же кол-во каналов, как и в аналоге, есть цифровой пакет акет за 18 грн, прибавим аренду декодера (10 грн) и получим почти ту же сумму, что и за аналог.
Мне кажется, что проблема Воли в {CENSORED} ПиАрщиках, которые не могут избавить ее от образа злобного монополиста с горящими от жажды наживы глазами.
Для таких {CENSORED} как ты когда то существовали аналоговые мобильные телефоны, потом их заменили цифровыми. Можешь повозмущаться еще и по этому поводу.
Ога, DVD ведь к аналоговому выходу подключен? Так {CENSORED} нужна "цифра" ?
Сами Вы {CENSORED}.