Кто и что стоит за земельными войнами в Крыму?
Ответ на этот вопрос, несмотря на запирательство фигурантов конфликта, ищут СМИ автономии.
Сегодня в центре внимания всех без исключения СМИ Крыма два события, которые потрясли полуостров и вновь накалили обстановку в автономии. Даже заголовки газетных публикаций напоминают сводки боевых действий: «Атака на стабильность в Крыму», «От самозахватов к самообороне», «Очередная атака отбита», «Зверская зачистка на Ай-Петри милицией», «Меджлис пугает мобилизацией», «Поле битвы – земля»…
Да и содержание публикаций оптимизма не вселяет: «Захватчиков погрузили в автодаки», «Лидер Бахчисарайского меджлиса и трое его подручных грязно матерятся и бросаются под тяжелую технику. Лесники пытаются вытащить татар из под гусениц экскаватора, и тут же в них летят камни и бутылки с зажигательной смесью», «Начинается методическая зачистка территории и вывоз строительного мусора», «На экстренном заседании меджлис принял постановление взять на учет всех крымских татар мужского пола от 18 лет и старше и сформировать мобильные группы с целью противодействия наказанию крымских татар» (позже глава меджлиса Мустафа Джемилев наложил вето на это постановление. – Авт.), «Кордоны лесников на Ай-Петри взяты под усиленную охрану. Лесники отправили своих жен и детей с Ай-Петри к родственникам».
Коротко напомню о событиях, которые предшествовали этим публикациям. 1 ноября произошло столкновение строительной компании «Олви-Крым» с участниками самозахвата на окраине крымской столицы. Тогда на крымскотатарский самострой прибыли спецназ, милиция и бэтээры, а напуганный крымский обыватель по местным телеканалам наблюдал за «наведением порядка», едва не переросшим в настоящее сражение.
Прошло несколько дней, и телезрители Крыма вновь приникли к экранам телевизоров. На этот раз они наблюдали за операцией крымской милиции по освобождению самовольно занятого участка на плато Ай-Петри, в которой в общей сложности было задействовано около тысячи человек. В ходе операции было снесено семь строений, одно из которых – капитальное. Снесенные объекты были расположены на землях Ялтинского горно-лесного заповедника, поэтому инициатором судебного иска стал Леском по охране лесного и охотничьего хозяйства. Суд подтвердил решение в пользу заповедника, и совместными усилиями его выполнили ОГИС и милиция.
Сегодня СМИ полуострова пытаются разобраться, что же стоит за всеми этими событиями и чем все это может закончиться. Но мнения СМИ неоднозначны. Одни откровенно ликуют, что «закон, наконец-то восторжествовал»: «Честно говоря, это первый положительный случай сноса татарских захватов в Крыму за последние годы. В успех операции многие чиновники не верили. Сразу после начала разборов шалманов у директора заповедника Владимира Капитонова телефон раскалился от звонков из Совмина и Лескома, друзья, коллеги звонили, чтобы убедиться еще раз в том, что закон восторжествовал» (газета «Крымское время», №125 от 8 ноября 2007 года).
В этом же номере газета приводит мнение местного лесника Игоря Дмитриева о том, кто же именно является виновником «торжества беззакония»: «Татары в беседе мотивировали, почему они строятся на этой территории. Говорили, что пришли люди из Бахчисарайского меджлиса и сказали, что все вопросы решены документально и осталось буквально пару подписей в Совете министров получить. Показали свои участки и назвали сумму, которую каждый человек должен сдать, кто хочет здесь построиться и открыть свой бизнес».
Это сообщение лесника газета «Крымское время» комментирует следующим образом: «Так что, с кем разбираться крымским правоохранителям указали сами самозахватчики. Идите, как говорится, и разбирайтесь. Вот главный и единственный подозреваемый. И мотив у него есть. Только не тот, которым меджлис постоянно прикрывается – решение проблем обездоленных крымских татар, – а обычный бизнес-интерес. Причем бизнес такой же незаконный, как и сам меджлис».
У еженедельника «Первая Крымская» «подозреваемые» другие. «По некоторым данным, участок на Ай-Петри зачищают для донецкой бизнес-структуры, пожелавшей создать там горнолыжный курорт. Учитывая, что дни Могилева в кресле руководителя крымского главка милиции, судя по всему, уже сочтены, от генерала потребовали ускорить зачистку территории пока это в его силах. Как бы то ни было, можно не сомневаться, что руководство крымской милиции, имея хоть дюжину судебных решений, никогда не решилось бы на подобные действия без одобрения Киева. А учитывая, что МВД сейчас безраздельно контролируется “регионалами”, значит, политическое одобрение этой акции на самом деле имело место. Говоря шахматным языком, президенту поставлен шах. С одной стороны, на него давят крымские татары, с другой – если пойти на их требования, ПР и ее союзники поднимут славянское население, поставив Крым на грань межнационального конфликта. И если такова цена коалиции, значит, есть желающие ее заплатить?» (еженедельник «Первая Крымская», №43 от 9 ноября).
Политический след в конфликте усматривает и газета «Авдет». «Кому было выгодно происшествие на Ай-Петри? Бизнес-структурам, планирующим реализовать на плато свой бизнес-проект? Чиновникам, которые дадут этому проекту зеленый свет? Или первым лицам автономии, которые понимают, что после формирования коалиции между БЮТ и “Нашей Украиной” им придется покинуть насиженные места, а потому хотят перед уходом сформировать миф: их вынудили уйти, потому что они боролись с “беспределом” крымских татар?» (газета «Авдет» №45 от 12 ноября).
«На первый взгляд, все выглядит до банальности просто, – продолжает тему еженедельник «Полуостров». – В спор за право владеть землей, кому строить и хозяйствовать на ней, со всей решительностью вмешалась власть, и она железной рукой наводит порядок на самостроях. Если бы это было на самом деле так, то стремление власти навести порядок в земельной сфере можно было бы только приветствовать. Но ведь дело совсем в другом. Иначе она (власть) вначале разобралась бы с тем, сколько той самой земли вообще есть в Крыму. Кто и на каких основаниях ею владеет и распоряжается. Пока же всякие попытки создания прозрачной системы земельных отношений упираются в системное противодействие со стороны той же самой власти. Если, действительно, разобраться во всем этом, картина “самозахватов”, а по сути, беспрецедентного грабежа крымской земли, предстала бы совершенно в ином свете. Никакой техники и личного состава всего украинского спецназа не хватило бы, чтобы зачистить Азовское и Черноморское побережье (от Казантипа до Тарханкута) от выстроенных там дворцов и элитных зон отдыха на весьма сомнительных юридических основаниях»(еженедельник «Полуостров», №44 от 9 ноября).
А вот точка зрения на произошедшее еженедельника «События»: «Примечательно, что “привлечь к ответственности лиц, которые организовывали и совершали нападение на мирных граждан Симферополя 1 ноября, а также дать оценку действиям милиции в ходе конфликтов 1 и 6 ноября” от органов прокуратуры потребовал и Народный союз “Наша Украина”, поддерживаемый и Джемилевым, и Чубаровым, и нынешнем постпредом президента Хоменко… Если учесть, что последний мечтает о возвращении в милицию и якобы даже по суду восстановился в должности начальника главка, то рокировка Чубаров – Хоменко – Могилев не кажется такой уж невероятной» (еженедельник «События», №43 от 9 ноября).
В ответ на это еженедельник «Полуостров», отстаивающий интересы крымских татар, но находящийся в оппозиции к меджлису, заявляет: «Воинственные позы наших штатных вождей (имеется в виду председатель меджлиса Джемилев и его заместитель Чубаров. – Авт.), могут, разве что, рассмешить сильных мира сего, но никто их всерьез уже не воспринимает. Поэтому мы можем рассчитывать только на собственные силы и ресурсы, которых, увы, сегодня недостаточно, чтобы эффективно защищать Родину и самих себя от полчищ хлынувших в Крым истинных захватчиков, для которых нет ничего святого, кроме денег ради власти и власти ради денег» (еженедельник «Полуостров», №44 от 9 ноября).
А первоначальные итоги хода этой дискуссии в печатных СМИ можно подвести выдержкой из публикации еженедельника «Республика Крым»: «И эксперты, и обыватели едины в одном: еще никогда столкновения и конфликты между самозахватчиками и милицией не были столь агрессивными и опасными. Бронетранспортеры, вооруженные спецназовцы, бутылки с зажигательной смесью, прозванной “коктейлем Молотова”, газовые баллоны, расположенные у костров, угрозы, нецензурщина, автоматные очереди – весь этот арсенал, как вы понимаете, “работает” не на мир и стабильность, а на вражду и разобщенность» (еженедельник «Республика Крым», №36 от 15 ноября).
Что касается крымских телекомпаний, то все они оперативно отслеживали конфликт и по мере возможности сопровождали сюжеты комментариями руководителей властных и силовых структур автономии и руководителей меджлиса. А вот организовать диалог всех заинтересованных сторон в эфире пока, увы, не удалось. В частности, гостелерадиокомпания «Крым» 15 ноября собрала в своей студии представителей меджлиса, Верховной Рады Крыма и силовых структур. В числе приглашенных, в частности, были начальник крымского главка милиции Анатолий Могилев, заместитель председателя меджлиса Рефат Чубаров, председатель постоянной комиссии по земельным вопросам Верховной Рады Крыма Олег Русецкий, начальник Отдела Государственной исполнительной службы в АРК Владимир Пархомчук. Но диалога, к сожалению, не получилось. Участники встречи ограничились взаимными обвинениями, причем не в самой лицеприятной форме. Не прибавила эта встреча и уверенности телезрителям в конструктивном разрешении конфликта.
Так что, очевидно, прав еженедельник «Первая Крымская», который констатировал: «В Крыму снова земельные конфликты похожи на боевые действия. И уже никто не сомневается, что будут еще. Ситуация накручивается, как сжатая пружина, и, похоже, уже начал воплощаться кем-то заготовленный сценарий – сценарий напряженности» (еженедельник «Первая Крымская», №43 от 9 ноября).
«Детектор медіа» продовжує моніторинговий проект, що проводиться за фінансової підтримки Посольства Сполучених Штатів Америки. У проекті передбачено обмін матеріалами і досвідом між «Детектор медіаю» та низкою громадських організацій і видань у кількох регіонах України (Львів, Донецьк, Сімферополь, Рівне, Кременчук Полтавської області, Запоріжжя). Предметом моніторингу є стан регіонального медіаринку, становлення медіа як бізнесу, рівень свободи слова, правового захисту журналістів та професійних стандартів у період виборчої кампанії та у післявиборчий період.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ