Креативный продюсер Film.ua Олеся Лукьяненко: Разрабатываем форматы для международной аудитории

Креативный продюсер Film.ua Олеся Лукьяненко: Разрабатываем форматы для международной аудитории

7 Травня 2015
3191
7 Травня 2015
10:30

Креативный продюсер Film.ua Олеся Лукьяненко: Разрабатываем форматы для международной аудитории

3191
Чем занимается креативный продюсер и как создаются сценарии для разных типов сериалов — в первой части интервью
Креативный продюсер Film.ua Олеся Лукьяненко: Разрабатываем форматы для международной аудитории
Креативный продюсер Film.ua Олеся Лукьяненко: Разрабатываем форматы для международной аудитории

В январе праймовую сетку телеканал «Интер» значительно усилил сериал «Гречанка» производства Film.ua Group, в сентябре прошлого года сенсацией на российском ТВ стал показ семейной саги украинской студии Film.ua «Дом с лилиями». Креативным продюсером обоих проектов выступила Олеся Лукьяненко. В интервью «Детектор медіа» она рассказала о кухне телепроизводства, секретах успешных сериалов и чем отличается ее должность от позиции шоураннера.

 

- Осенью прошлого года в Film.ua Group произошли структурные изменения: Владимир Иссат был назначен ведущим продюсером сериального направления компании, вы стали первым заместителем ведущего продюсера и креативным продюсером студии. Как изменились ваши функции? С чем связаны такие изменения? Студия ищет новые формы управления и производства?

- Film.ua продолжает активно развиваться в различных направлениях, в том числе увеличивая объемы производства собственных сценариев. Сейчас у нас в работе много проектов и идей, которые еще не в запуске, но ними уже нужно плотно заниматься. Поэтому руководство решило создать различные отделы, чтобы одни продюсеры занимались разработками проектов, как, например, я, а другие - непосредственно производством.

 

Мы ищем идеи и талантливых авторов - хотим создать некую креативную площадку при студии, чтобы создавать проекты различного направления: молодежные, комедийные, мелодрамы, анимацию, полный метр. Внутристудийные преобразования, которые произошли осенью, должны помочь расширить объемы производимого контента как с точки зрения количества, так и с точки зрения разнообразия жанров. Я свою задачу вижу в поиске талантливых пишущих людей для создания собственных проектов, которые мы могли бы реализовать здесь и, если получится, предложить международному рынку. Как, например, сериал «Нюхач». Он удачно продается не только как готовый сериал, но и как формат. Мы хотим создавать интересные истории, которые будут привлекательны разной аудитории. В том числе постараемся выйти со своими идеями на международный рынок. Это наша программа-максимум на ближайшие годы.

 

 

- Но ваши функции сейчас заключаются не только в разработке новых проектов? Ведь вы продолжаете участвовать в производстве в качестве креативного продюсера?

- Думаю, здесь нужно объяснить, что это за должность такая - креативный продюсер и как я понимаю эту работу. Для меня это художественный руководитель проекта. Он отвечает за художественное воплощение идеи на экране. Не за деньги, не за сроки, не за производство как таковое - это зона ответственности исполнительного продюсера. Мы с коллегами отбираем идеи на уровне сценарной заявки, разрабатываем ее вместе с авторами, а потом становимся, если так можно сказать, контролерами их художественного воплощения. Это, в частности, и редакторская работа. Наиболее плотная занятость - на этапе работы над сценарием, во время подготовительного периода, когда будущий фильм обсуждается со всей съемочной группой, и особенно во время монтажа. Мы отсматриваем рабочий материал, стараемся вовремя реагировать, если что-то идет не так, и принимаем готовый монтаж фильма.

 

- Как креативный продюсер сотрудничает с режиссерами сериала? Ведь на больших проектах их бывает несколько - например, над 60-серийной «Гречанкой» работали три режиссера.

- Лично я разделяю продюсерское и режиссерское кино. Возьмем, например, мини-сериал «Мотыльки», где у меня были те же обязанности и полномочия. Но это режиссерское кино. У Виталия Воробьева было свое авторское видение истории, и мы старались помочь ему его реализовать. В проектах с небольшим количеством серий, где один режиссер снимает и монтирует, такое возможно. В многосерийных проектах, когда задействованы несколько режиссеров, акценты смещаются. На проекте «Гречанка» работали три режиссера: Игорь Забара, Ирина Громозда и Мария Ткачева. Почему так происходит? Существуют производственные сроки, в которые необходимо вложиться, а объем материала очень большой, поэтому параллельно работают две съёмочные группы. Также на таких проектах большая выработка - это количество полезного материала, снимаемое за день. И что самое важное: съемки и монтаж идут параллельно. Поэтому роль креативного продюсера существенно возрастает. Здесь он лидер мнений. Вовсе не потому, что студия не доверяет режиссеру - нет. Просто объем работы настолько велик, режиссеров несколько и каждый из них отвечает за свой отснятый материал, и нужен человек, который видит картину в целом.

 

 

- По сути, сценарий мини-сериала - это такая же построенная вокруг основного конфликта история, как и в полном метре? Поэтому сюда переносится практика полнометражного, режиссерского кино?

- Да, в таком проекте режиссер отвечает за готовое кино. Он разрабатывает режиссерское решение для каждой сцены и точно знает, как эти сцены будут взаимодействовать в  монтаже. В сериалах же, где параллельно работают несколько режиссеров, есть представитель от студии, который и держит в голове логику истории.

 

- Как в проектах, где снимаются десятки серий, происходит разделение съемок между режиссерами? Существует ли какой-то принцип? Например, для съемок двух серий третьего сезона «Карточного домика» американская компания Netflix, когда нужно было снять еле уловимую неоднозначность в отношениях главного героя Фрэнка Андервуда и нанятого им молодого писателя, пригласила польского режиссера Агнешку Холланд. Она в свое время мастерски сняла фильм «Полное затмение» об отношениях Артюра Рембо (Леонардо Ди Каприо) и Поля Верлена (Дэвид Тьюлис). Другие серии снимали другие режиссеры, одну - даже исполнительница главной роли Клэр Андервуд актриса Робин Райт...

- В «Гречанке» не было главного режиссера. Все решения по съемкам принимались коллективно и согласовано. Это была команда единомышленников. Особенно это касается подготовительного периода. В большом сериале невозможно, чтобы один режиссер утвердил актеров, а другой - декорации и локации. Потому что и тому и другому работать с этими актерами, снимать в этих декорациях. Поэтому важно сразу найти компромисс для всех. Кроме того, мы стараемся делать «читку» сценария - детально обсудить со всеми отделами съемку каждой сцены, насколько это возможно. Признаюсь, в «Гречанке» до начала съемок так подробно мы успели обсудить лишь первые десять серий.

 

После «читки» сценария режиссер-планировщик готовит КПП (календарно-постановочный план) на весь этап производства, где расписывает по дням съемку каждой сцены. В первую очередь учитывается занятость актера - бывает такое, что один актер снимается на двух площадках в один день, и здесь нужно особенно точное планирование. Учитывается также место съемок: на натуре, в интерьере или в специально построенных декорациях. Естественно, вначале снимают натуру - она «зависима» от времени года, погоды, длительности светового дня и т. п. Например, съемки «Гречанки» стартовали в сентябре, поэтому мы максимально старались «отбить» теплую погоду. В павильон зашли позже. Снимать в построенных декорациях технологически проще - здесь выставлен свет, нет погодного фактора. Поэтому на павильон приходится наибольшая выработка.

 

Когда работают три режиссера, сложно заранее рассчитать, кто какую сцену будет снимать. Практически это невозможно. Но, например, у режиссеров «Гречанки» были свои предпочтения, и мы старались их учитывать. Ира Громозда сняла начало фильма и хотела снять финал. Мы пошли ей навстречу и, по ее просьбе, даже изменили локацию для финальной сцены.

 

 

- Принимает ли креативный продюсер участие в планировании? И каким образом обеспечивается то качество съемок, которое требует студия?

- Если это твой проект, ты должен понимать, как он построен изнутри. Я стараюсь работать в плотной связке с режиссером-планировщиком и редактором. Для нас важно, чтобы по итогу проект сложился, чтобы не нарушилась логика событий, чтобы не только совпал реквизит в стыковочных сценах, но и, самое важное, чтобы персонаж сохранил линию поведения. Когда разные сцены снимаются в разные дни с разными режиссерами, вполне возможно на монтаже получить эпизод, где вначале герой плачет, а потом смеется... без видимых на то причин. Это самое неприятное, что может произойти.

 

- На каждом мастер-классе в программе Skill Bill Pro, которые организовывает студия Film.ua, задают вопрос: работают ли в проектах студии шоураннеры?

- В моем понимании шоураннер - это автор идеи, который смог ее расписать и запустить в производство. Это творческий человек, генератор идеи. Возможно, он не автор сценария, но он, безусловно, хорошо понимает законы драматургии. Ему не обязательно руководить производством, но он должен знать, как достичь результата, и он формирует творческую команду.

 

- А когда сценаристов на проекте несколько? Ведь в США, например, шоураннер на проекте формирует сценарную группу, планирует ее работу, утверждает развитие сюжетов сериала и принимает готовые сценарии серий...

- Я знаю о работе многих высокопрофессиональных американских шоураннеров и не могу сравнивать себя с ними. Но если говорить о принципах, то наша работа - моя и Владимира Иссата - во многом схожа. Мы также начинаем с того, что после утверждения идеи формируем сценарную группу и ведем ее работу. Вначале пишется расширенный синопсис, потом - поэпизодный план. В больших проектах такой план пишется сразу на несколько серий - например, на неделю показа. В «Гречанке» мы разрабатывали сценарий блоками по пять серий. Важно правильно на «высокой ноте» закончить неделю показа, чтобы зритель включил телевизор в понедельник. Но в итоге канал показывал сериал по две серии четыре раза в неделю, поэтому мы корректировали финалы серий уже на монтаже. (Сегодня почти все каналы формируют сериальную сетку с понедельника по четверг, т. е. это показ четыре дня в неделю.) После утверждения поэпизодного плана пишутся диалоги.

 

 

Сразу скажу, я редко что-то пишу сама, потому что не считаю, что умею это делать. Но я чувствую материал, ритм. И, как мне кажется, могу определить, работает ли драматургия - все ли на своем месте и будет ли история понятна зрителю. Когда готовы диалоги, сценарий запускается в производство. Приглашается режиссер, формируется съемочная группа. И получается, что если это длинный многосерийный проект, на котором  работают несколько режиссеров, то кто лучше всех знает сценарий? Креативный продюсер. Ведь он начал свою работу еще с момента утверждения сценарной заявки.

 

- То есть сценаристы не заняты на этапе съемок?

- Как правило, нет. После того, как сценарий принят студией, мы подключаем сценаристов только в том случае, если нужно что-то переделать. В основном же стараемся идти дальше - предлагаем сценаристам новые проекты.

 

- У вас на студии съемки стартуют, когда уже весь сценарий готов? Например, всех 60 серий, как в «Гречанке»?

- В моей практике - да. Но, знаю, что у Владимира Иссата были проекты, когда работа над сценарием продолжалась после начала съемок. Это нормально для вертикальных сериалов. У меня таких проектов еще не было.

 

 

- Главный продюсер и шоураннер американского сериала «Закон и порядок» Рене Бальсе рассказывал, что в США запускают показ вертикального сериала на ТВ, когда еще не весь сезон снят и не написаны сценарии всех серий сезона. После выхода первых серий судьбу сериала решает доля телесмотрения. Если проект провалился, то сериал закрывают, дальше не снимают и сценарий не пишут. То есть вертикальный показ сериала позволяет уменьшить риск провала, но, с другой стороны, это стимулирует быстрый запуск нового проекта. У нас же намного больше подготовка на старте, но существует проблема покупки телеканалом продукта, который может оказаться не совсем удачным, но его придется показать до конца.

- Мы пока не можем себе это позволить, что, возможно, и хорошо. Каждый проект, снятый в Украине, обходится его создателям слишком дорого. В США огромная конкуренция, которая продолжается и после того, как фильм вышел на экраны. У нас же, если проект запущен в производство, это уже победа. Денег на рынке мало, поэтому решения принимаются долго. Конечно же, мы каждый раз переживаем о цифрах (доля смотрения). Они невероятно важны. Как правило, мы отдаем телеканалам полностью готовый продукт, поэтому что-то изменить после начала показа практически невозможно. Но, например, показ «Гречанки» начался, когда еще не были смонтированы все серии. И я готовила себя к варианту, что если что-то пойдет не так, проанализировать и внести корректировки. Однако сложилось все идеально - высокие рейтинги от первой до последней серии.

 

- Ваши последние сериалы «Дом с лилиями» и «Гречанка» стали очень рейтинговыми. Существуют ли какие-то критерии успешности сериала, которые вы учитываете в своей работе? Бывает ли расчет на успех у креативного продюсера?

- Но это не только мои проекты. Оба проекта я получила в работу от нашего генерального продюсера. К тому же «Дом с лилиями» снимал классик советского кино - Владимир Краснопольский. Это режиссерский фильм. Со своей стороны могу сказать, что в каждой из этих историй очень крепкая драматургия. И это заслуга, в первую очередь, сценаристов. На мой взгляд, это и определило их успех. На уровне сценариев было понятно, что фильмы будут зрительскими. Хотя зрительский успех - или, как мы говорим, рейтинги - эта такая сложно предсказуемая штука. Мы верим в свои проекты, но не беремся загадывать наперед - это было бы слишком самонадеянно.

 

«Дом с лилиями» написали киевские сценаристы Елена Бойко и Мария Бек. Очень хорошие авторы. У Film.ua уже длинная история сотрудничества с ними. «Дом с лилиями» - прекрасный сценарий. Он читается с большим интересом - настолько убедительны персонажи и атмосфера времени. Кстати, одно из крупнейших издательств купило права на сценарий, и скоро выйдет книга «Дом с лилиями». И это не удивительно, потому что в основе действительно хорошая литература.

 

Над «Гречанкой» работала группа авторов под началом Ивана Угарова и Беллы Прибыловой. Это был наш первый опыт сотрудничества. Мы здорово подружились, и сейчас у нас с ними в разработке несколько проектов. В «Гречанка» - более простая, «мыльная» драматургия. Это обусловлено форматом. Нельзя все шестьдесят серий рассказать на надрыве - можно сорвать голос. В этом и мастерство автора - суметь сохранить интерес к истории на протяжении всех серий. К сериалам можно по-разному относиться, но тот, кто смотрел «Гречанку», вряд ли упрекнёт нас, что героям не хватает жизненной убедительности. Здесь нет однозначных или неинтересных персонажей. В этом и секрет.

 

 

- Вы работали с разными жанрами сериалов, был даже детектив - «Так далеко, так близко». А в США шоураннеры специализируются обычно в каком-то одном жанре, или даже подвиде жанра - например, не просто детектив, а полицейский процедурал.

- Я начала свою работу на проекте «Так далеко, так близко», когда уже был готов сценарий. Его писали питерские коллеги. Студия занималась исключительно производством. Не могу сказать, что это чистый детектив. Скорее, это экзистенциальная драма - герой заново открывает себя как личность - с элементами детектива... Нам по-прежнему интересны детективы. Считается, что это второй по популярности жанр после мелодрамы. Хотя лично у меня малый опыт в этом жанре. Мне кажется, процедуралами и медицинскими сериалами должны заниматься те, кто хорошо знаком с этой профессией. По крайне мере, сценаристы должны иметь или приобрести соответствующий опыт. Мне же пока ближе мелодрама. Еще интересно поработать с комедией.

 

Во второй части интервью, которая выйдет на днях, читайте о перспективах производства локальных сериалов для Украины

 

Фото Максима Лисового

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
3191
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду