Конец эпохи мыслей в шкафу

15 Січня 2008
32448
15 Січня 2008
13:25

Конец эпохи мыслей в шкафу

32448
Мустапфа Найем родился 28 июня 1981 года в г. Кабул, Афганистан. В июне 2005 года начал работать корреспондентом украинской газеты «Коммерсантъ». С июня 2007 года - редактор и специальный корреспондент программы «Свобода Савика Шустера». Постоянный автор журналистских расследований «Украинской правды». Текст опубликован в журнале «Детектор медіа» № 12.
Конец эпохи мыслей в шкафу
Поздний вечер. Мариинский парк. Напротив китайского посольства останавливается невзрачный Audi. Из него выходит тяжелый мужчина, перебегает дорогу и быстрыми шагами подходит к моей скамейке.

— Я узнал тут кое-что… — начинает он сходу, доставая из кармана свернутый лист бумаги. — Не знаю, зачем я тебе это говорю. Но офис, о котором ты спрашивал, есть. Он находится недалеко от той самой церкви …

— Правда? — искренне удивляюсь я. — А что в том офисе?..

К этому вопросу идешь две недели. За это время почти каждый третий вечер начинался с долгих уговоров очередного «знающего» рассказать то, что для него просто воспоминания, а для тебя — кусочек очередной картинки. Встречи заканчиваются далеко за полночь то в какой-то кафешке, то в каком-то офисе, то просто в парке, если собеседник, как вроде вот этого, параноидально боится, что его подслушивают.

— Ну я не знаю… — отворачивается мой грузный собеседник, занимающий в правительстве пост министра. — Говорят, там двухэтажная квартирка, на втором этаже — маленькая спальня, стол для переговоров. А внизу большой холл и большая приемная. Там всегда секретарша сидит. Знаешь эта вот, их темненькая… Они там уже давно сидят. Адрес запишешь?

Я старательно и демонстративно делаю запись в блокноте. Улица, дом, квартира… А самому смешно и тревожно.

Смешно, потому что адрес давно уже не секретный, и в квартире я тоже был… А вот то, что и этот министр там побывал, я узнал только что. Тревожно, потому что на этом можно поставить точку и наконец-то собрать весь текст в единый материал. И теперь самое противное — ощущение, что тебя опередят! Что кто-то узнает какую-то деталь раньше и «сгорит» вся тема.

Но это, наверное, уже в другой жизни. Потому что не опередят, не напишут раньше, не дадут фору. Редко когда слышишь сзади тяжелое дыхание или горящий, волнующий и испепеляющий взгляд коллеги. Да и самому редко приходится наступать кому-то на пятки.

А что будет дальше, уже понятно. Материал прочитают, оценят, но обязательно упрекнут:

«Прочитал с удовольствием, но вот чего-то не хватает… Знаете, не пойму, почему вы не анализируете все изложенные факты? Ну, хотя бы маленький абзац в конце. Это же очевидно — дайте читателю не просто факты, а заставьте его думать! И вообще, аналитика — это ваше, я вот чувствую».

Долгое время считал, что это действительно недостаток. Опыта, понимания, возраста. Иногда до сих пор рефлексирую на брошенное с ухмылкой «ищешь жареных сенсаций» или «провокатор». Потому, возможно, я и сейчас выскажу инфантильную мысль. Мне кажется, скоро нас станет намного больше.

В ближайшие два года в Украине кардинально поменяется отношение не только к профессии журналиста, но и к сфере публичной информации в целом. Эпоха аналитиков и аналитической журналистики в Украине уходит в прошлое.

Долгая борьба мыслей и фактов, к счастью, окончилась в пользу последних. Пиком борьбы стали последние события вокруг коалиции и изнуряющих переговоров по созданию большинства. Они показали полную беспомощность существующего инструментария. Бесчисленные прогнозы, сценарии и лавина аналитических материалов обесцветили все лидирующие СМИ.

Но катастрофическая нехватка настоящей информации, а не домыслов и досужих рассуждений, ощущается и в повседневной витрине СМИ. Игра в анализ — это ложный путь. Во всем мире каста аналитиков — элита журналистики. Чтобы стать значимым аналитиком, мнение которого интересно большому кругу читателей, помимо влиятельной площадки для вещания, таланта, внятного и стройного стиля изложения необходим еще и длительный опыт непосредственного добывания фактов из первоисточников. Таких в Украине — единицы, и большинство из них уже давно перестали лихорадочно кидаться на ньюсмейкеров, просыпаться с ощущением пропущенной пресс-конференции или заседания Верховной Рады.

Но, как ни неприятно признавать, многие наши коллеги главным мотивом и оправданием своего прихода в профессию считают мираж о теплом кресле и секретарше, расшифровывающей начитанный на диктофон текст. Их нельзя осуждать — огонь в глазах и откровенно оголтелый азарт присущ далеко не всем. Это внутренняя, самодостаточная потребность, и она не нуждается в оплате. Высказывать собственные предположения, почерпнутые из общения с посредственными политиками даже не среднего звена, куда проще. И этому стремлению невольно потакают и издатели, для которых чаще важно плотнее «залить» полосы.

Но с каждым днем такой подход становится все менее жизнеспособным. Конкурировать на уровне банальных предположений — глупо. Высказывать полноценные идеи без настоящей информационной подпитки — невозможно.

Но есть и другой путь. Журналистика расследований. При этом надо честно признать: в Украине нет традиций расследовательской журналистики. Всевозможные тренинги, курсы и обучения не дают никаких результатов. Более того, в ситуации, когда практически полностью отсутствуют полноценные работы, процветают заказные расследования, которые наряду с обилием так называемых аналитических материалов являются благотворной почвой для «джинсы» и проплаченной пропаганды.

Об этом можно много говорить. Осуждать и, продолжая кликать по ссылкам на сайты Oligarch.net, Vlasti.net и прочих антикриминальных .net, ждать, когда же, наконец, появятся «бесстрашные воины пера и текста». Никогда. До тех пор, пока кому-нибудь не взбредет в голову идея создания пусть маленькой, пусть не национальной, но Школы расследований.

Не школы журналистики — этого хватает и без энтузиастов — а небольшого, но полноценного курса приемов и навыков, которые необходимы для начала.

Предполагаю, что найдется очень много гуру и «гуру», которые скажут, что это развращение журналистских умов, и что цель СМИ — в первую очередь идти впереди времени и показывать путь обществу, а не гнаться за «сенсациями». Это их взгляд. Мне кажется, что он в большей степени продиктован традициями недавнего прошлого, когда журналист рассматривался в первую очередь как орудие пропаганды, а не как канал доставки обычных, простых и сухих фактов.

Все это я говорю не беспочвенно. Где-то с полгода назад была высказана идея создания небольшого пула журналистов (тогда я думал, что нас могло бы быть трое), которые бы совместно занимались исключительно резонансными расследованиями. Идея умерла, толком не родившись — возник вопрос о том, где размещать подготовленные материалы.

В конце своего первого года работы в газете «Коммерсантъ», как-то сидя вечером в редакции, я нашел в интернете небольшой рассказ Карела Чапека «Как делается газета». Всем, кто когда-либо сталкивался с газетной журналистикой и не читал этого произведения — настоятельно советую. Несмотря на то, что рассказ написан семьдесят лет назад, когда еще не было ни интернета, ни мобильных телефонов, ни Ctrl+С с Ctrl+V, он удивительно точно передает сегодняшнюю атмосферу работы редакции ежедневных изданий.

И тогда, и годом позже, когда я уже более плотно занимался журналистикой расследований, меня больше всего вдохновлял первый абзац этого рассказа, где Чапек вспоминает, как запоем читал детективные романы о молодом репортере Дике Говарде. В нескольких строках автор описывает захватывающие приключения журналиста, который находит следы преступления, спасается от погони злодеев и в самом разгаре истории хватается за трубку телефона и требует у редакции оставить за ним первую полосу: «Я продиктую сенсационный материал, которого ни в какой другой газете не будет!».

Многим журналистам такие рассказы скорее напомнят романы Дюма о рыцарских поединках и крестовых походах. Мол, тогда все было не так и живи я в те времена, я бы тоже стал героем. Но, на самом деле, это неверная мысль. Главным открытием прошлого года для меня стало то, что при должном желании и рвении Дик Говард может родиться сегодня и в нашей стране.

Возможно, идея создания пула умерла опять же в силу нехватки опыта, понимания и возраста. Но единственный путь это проверить — все-таки попробовать с чего-то начать. Не кому-то отдельно, не двум-трем романтикам, а всем вместе.

С коллегами из «Украинской правды» мы решили создать школу расследований уже со следующего года. Мы абсолютно открыты к любым предложениям и приглашаем к сотрудничеству всех, кому это в первую очередь интересно. Поговорку о том, что журналиста кормят ноги, никто не отменял.

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
32448
Читайте також
25.04.2008 16:04
Борис Бахтєєв
, для «Детектор медіа»
13 735
02.04.2008 18:25
Виктория Гранина
, для «Детектор медіа»
8 856
29.03.2008 11:01
Сергій Грабовський
для «Детектор медіа»
10 461
23.01.2008 17:18
Андрій Кокотюха
для «Детектор медіа»
19 421
17.01.2008 14:28
Денис Жарких
для «Детектор медіа»
4 685
Коментарі
26
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Упячка
6176 дн. тому
для студентки-журфак Оно и видно как вы учитесь, если не знаете о том, что всё то о чём пишеД Мустафа уже давно пройдено и разведано и поэтому не писАдь нужно на "ТК", а просто работадь. А вам дэвушка - флаг в руки - действуйте, коль идея нравится. Удачи в учёбе и работе.
студентка-журфак
6176 дн. тому
понять не могу. Отчего все так просто взяли и подвергли жесткой критики идею мустафы!? Ведь в правильном русле мыслет молодой человек. Что же делать, если у нас нет нормальных журналистов-сидеть и ждать?А о расследованиях узнавать из теоритического курса? Не говоря уже о том, что тренинги на тему "журналистское расследование" проводят зачастую иностранцы. Мустафа, отличный текст, хорошая идея. Учиться надо на практике
студентка- журналістка
6180 дн. тому
Така школа була б надзвичайна цікавою мені і моїм однокурсникам. адже окрім теорії про інформаційну чи аналітичну журналістику, про те які ми маємо біти етичні та чесні, нам потрібні реалні приклади, реальні ситуації. мені цікава журналістика розслідувань, але я маю знати що мені по силах, а що ні. і що зробити, щоб по силах стало більше.
Игорь
6183 дн. тому
В Мустафе ценю всегда здоровый скепсис.На нем никогда не просматривался ни оранжевый ни сине-белый оттенок,а это дорогово стоит.Хотя тоже присоединяюсь к вопросам Упячки.
кот да винчи
6183 дн. тому
"Создайте отдельную рубрику на УП, пусть эти люди и работают на разные издания, но собраться вместе они могут на страницах УП." не могут. забесплатно-то и мочить некого....
журналист-2
6183 дн. тому
Да, мой незнакомый прохожий друг, я согласен - тексты Лузиной не есть расследование. Но я в данном случае говорю не о резонансных текстах-расследованиях, а о резонансных публикациях наших журналистов в нашей стране вообще. Так что согласен с вами: если ограничиваться анализом сегмента расследовательских текстов, то громких, действительно изменивших наш мир публикаций и того меньше. История о двух сроках Януковича - одна из очень-очень немногих. И то - не будь он "тому що кандидатом" его сроками как-то не особо заморачивались, верно?
Упячко
6184 дн. тому
..."журналисту всю ночь снились кошмары - ему всю ночь снилось, что его кормят ноги"....
Упячка
6184 дн. тому
Все журналисты делятся на две категории (не беря в расчёт уровень профессионализма и одарённости): на тех кто работает и на тех кто "торгует +|лом", под вторыми я пожразумеваю людей которые любят шум вокруг своей персоны, шум любого рода. Именно ко второй группе я и отношу Мустафу и он не одинок в украинской журналистике. Как это круто ощущать себя более осведомлённым и умным, как это круто - говорить банальные вещи с загадачным выражением лица или так как буд-то уже утомлён "всем этим", как это круто ощущать груз ответственности за "судьбы родины" и будущее "нашего общества", как это курто общаться с публичными людьми и знать, что ты просто используешь их золотую пыльцу прилипшую к твоему платью. Мустафа, что Вы хотели сказать в своей статье? На какой вопрос статья ответила?
Прохожий
6184 дн. тому
Друг мой, Журналист, согласись однако, что резонансные , как ты выразился, тексты Лузиной - ну никак не тянут на журналистские расследования. Эта девушка выступает совершенно в другом жанре:-)) А с остальным согласен. Хотя нет, были все-таки в истории укр. журналистики действительно резонансные расследования, например, Владимира Бойко о двух сроках Януковича. В связи с этим мне интересно: а какими такими успехами на этой ниве может похвастаться "гуру" нашей журналистики Мустафа, а? Помнится, работая в "Коммерсанте", он журналистскими расследованиями не заморачивался. Да и те опусы, что появляются сегодня из-под его пера на УП, тоже нельзя назвать полноценными расследованиями. Или он считает таковыми свои блоггерские писули об отдыхе Ющенко в Карпатах, да интервью с мамой Фирташа? Хотя, признаю: самоуверенности парню не занимать. Такой способен "плотно заняться" чем угодно и открыть что угодно. Имхо.
професор преображенський
6184 дн. тому
у нас журналісти погані. професіоналів мало. звідси - прохання до Мустафи: покажи, як треба. зокрема, я хочу замовити журналістське розслідування. тема - чи вживають наркотики мери Києва та Харкова чи це все - чутки, поширені їхніми ворогами. хочу, аби журналіст знайшов дилерів, котрі постачають мерам наркотики. далі - міліціонерів, котрі підтвердять, що наркодилери такими є і давно в полі зору міліції. ще - медичні довідки та свідчення лікарів, які підтвердять або спростують факти. нарешті, хочу мати зйомку процесу вживання цих наркотиків прихованою камерою. на жаль, більше 260 гривень заплатити автору не зможу. і то після того, як розслідування буде опубліковане в пресі чи Інтернеті. якщо згода, професйний журналіст завжди знайде спосіб дати про це знати.
Я
6184 дн. тому
Как жалко, что таких как ты мало - на всех не хватает.
журналист
6184 дн. тому
Ну вот, все мои попытки 40-летнего профессионала вернуть хороших людей от романтизма к реализму свелись к тому, что мы, те, кто 20 лет в профессии - ленивые толстые козлы. Просто мы плавали, знаем... И потом, получается, что есть еще одна категория козлов: плохие издатели, которые не заказывают расследовани, а рубят баблос. Давайте договоримся - даже самые громкие разоблачения в нашем обществе в принципе никому не нужны. резонанса, описанного в книгах и снятого в фильмах, не будет. За всю историю украинской журналистики с 1991 года я назову только 3 (три) действительно резонансных текста. два из них - Лады Лузиной (о Ягольнике и интервью с Мозговым в бане), один - про сына Ющенко (Сын Бога). Ребят, реально все. Журналист хочет хочет проснуться знаменитым, но равнодушные читатели ему этого не дают. Сегодня столько информации, что ни один расследователь никого ничем не удивит, хотя все сделает профессионально. И, наконец, неужели и правда бытует мнение, что денег в костер "горящих глаз" подкидывать не надо? Деньги - бумага, горяь хорошо...
Ирина
6184 дн. тому
Уважаемый Журналист, думаю, вы, в лучшем случае, просто заблуждаетесь по поводу "горящих глаз, которые уже не канают". Они канают всегда и за счет таких все и развивается. И слава богу, что у мальчика в 26 они горят, потому что в 40 уже обрастет мохом и захочет что-то поспокойнее. Так что как раз все вовремя. И желаю Мустафе найти единомышленников и посмеяться над скептиками, а уж тем более над злорадствующими. Стыдно, друзья, так уж слюной харкать, завидуя здоровому желанию нормального молодого профессионала. а деньги, о которых вы говорите, и система в редакциях - это все относительно, а скорее просто отговорки, желание объяснить, почему нельзя делать, вместо того, чтобы найти способ, как именно делать. на самом деле в солидных редакциях, даже в регионах, уже есть кое-какие запасы для того, чтобы платить за расследования хорошим журналистам, чтобы они делали лицо изданию. Да и организовать редакцию, чтобы не все работали прямо с листа, тоже возможно. Утверждаю, потому что имею опыт перевода авральности в нормальную систему. и тогда исследователь получает и время, и возможности для работы. При одном условии, конечно, если издатель действительно настоящий профи и его цель - делать современную журналистику, а не строгать капусту. А скептиков всегда хватало, но время доказывало правоту таких, как этот горячий парень. Удачи ему!
6184 дн. тому
Мустафа, не парься, что на текст, в массе своей, отреагировала кучка мудаков, объединенных по принципу -- ни хера не умею делать, так хоть обосру. Забей. Что касается школы... Возможно стоит работать в другом направлении? Ведь есть в России Агентство журналистских расследований. В нашем случае конечно, для его создания как отдельной структуры необходимо колоссальное количество бабла, независимость и наличие издания. у тебя есть УП, осталось собрать круг единомышленников, объединенных общей идеей. таких людей действительно не много. Создайте отдельную рубрику на УП, пусть эти люди и работают на разные издания, но собраться вместе они могут на страницах УП. Сделайте такой расследовательский пул.
h
6184 дн. тому
есть 2 проблемы: - кто эти расследования будет печатать? - кто будет платить журналисту за риск адеватные деньги?
Makharadze Kote
6185 дн. тому
Мустафа, а ты думал когда-нибудь, что в биомассе ценное? Толпа, стадо! и не надо нам поголовно Д.Картеров и М.Тетчер! Пусть все будут для начала... просто журналистами- я их не видел в 99% укр. редакций, а ты предлагаешь эту биомассу переделать в супер-пупер? хо-хо, легче на поворотах... Прикинь, в проверочном коде была комбинация : AHUY- К ЧЕМУ БЫ ЭТО? реально - 3 раза бугагагаг
Упячко
6185 дн. тому
Мустафа, вот вам видимо и пора переходить их младшей группы детского сада в старшую... Ещё немного и я подумаю, что может Вам в журналистику пойти попробоваться.
марфа
6185 дн. тому
А почему бы тебе Мустафа не открыть школу бальных танцев или школу молодых отцов? Не думаю, что со школой журналистских расследований ты справишься лучше
журналист
6185 дн. тому
Все правильно. Для закрепления темы советую почитать "Журналист-2" Андрея Константинова и "Флетч" Грегори Макдональда. Но - это самое "но" перевесит сотни тысяч восторженных откликов. Таких, как от уважаемой Ирины, например. Ни одна редакция в Украине не будет платить журналисту $ 800 - 1000 US за то, что он, талантливый, месяц готовит один материал, добывая информацию по крохам. И месяц - самое меньшее. Все требуют текстов "с листа", времени на доработку не оставляют, текст должен выйти не через месяц, а ЗАВТРА. И платят стандартный гонорар: $10-15 за 1 тысячу знаков. Объем текста-расследования - до 15 тысяч. За 150 баксов в месяц расследованием, о котором мечтает автор статьи, никто заниматься не будет. Журналисту-инвестигейтору, кроме зарплаты, нужны деньги на информаторов. То есть, на подкуп всех, кто может хоть что-то рассказать. Красивые горящие глаза уже не канают. Так что автору с его благородным и достойным уважения запалом надо прожить не 26 лет, а как минимум 40, занимаясь нашей профессией половину жизни.
Грустно
6185 дн. тому
Интеллектуальная журналистика вымирает как класс. Нынче в почете желтуха с чернухой. Говнецо со сплетнями....
Вася
6185 дн. тому
Добівая сухие факті не обделайтесь, господин Наем. .
Вася
6185 дн. тому
Добівая сухие факті не обделайтесь, господин Наем. .
йорик
6185 дн. тому
очевидно, что на сегодняшний день вал жаренной информации переваливает все допустимые границы. возникает вопрос а кому она нужна?
Ирина
6185 дн. тому
Молодец, парень! И не надо скепсиса, который, уже предвижу, готовят коллеги. У нас любят находить блох во всем и критиковать тех, кто хочет вырваться из привычного круга. Ведь он абсоллютно прав - кругом сплошная апатия. Кто-то выбивается вперед, но там не с кем соперничать и никто не догоняет. Работала 17 лет с издателем, который сначала хотел быть первым, а потом что называется банально почил на лаврах. А и правда: зачем напрягаться, если и так никто не догоняет. От стремления к лучшему перешли к стратегии закрепления "и так неплохих бабок". Или кто-то может похвастаться духом здорового соперничества?
вермутЪ
6185 дн. тому
Агенство виртуальных помоев - цены ниже ворованых.
дайте два
6185 дн. тому
И повалили комментарии восторженных и вдохновленных журналистов
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду