Мы живем в болоте, потому что мы сами – болотообразующий фактор

6 Червня 2007
9643
6 Червня 2007
14:13

Мы живем в болоте, потому что мы сами – болотообразующий фактор

9643
Я хотел бы пожелать журналистам переключиться со второй передачи на более высокую — хотя бы на третью, и не забывать про правила дорожного движения.
Мы живем в болоте, потому что мы сами – болотообразующий фактор

6 июня – День Журналиста. Художник-острослов Сергей Поярков, имеющий к прессе и телевидению непосредственное отношение, по просьбе «Детектор медіа» прокомментировал, – или, скорее, произнес длинный тост по поводу нашего профессионального праздника,  коснувшись слабых сторон и проблем украинской журналистики. Надеемся, что чувство юмора не покинет наших читателей в этот знаменательный день, и они воспримут слова одного из самых скандальных персонажей украинской богемы с улыбкой.

 

Все проблемы и тенденции развития украинской журналистики абсолютно конгруэнтны проблемам и тенденциям развития украинского общества. Во-первых, украинская журналистика, да и общество в целом, хотим мы этого или нет, произошли от общества советского, и еще 20 лет назад это была не журналистика, а пародия на оную – антижурналистика. Люди, закончившие журфак до перестройки, искалечены системой. Новое поколение уже не застало советского кошмара, однако оно тоже подвержено глобальной инерции журналистского восприятия, отягощенного безумным прошлым.

 

Сегодня у нас есть пограничная тележурналистика. Тот же Константин Стогний, автор неплохих журналистских проектов, сейчас совершает вещи абсолютно безумные – взять хотя бы его комментарий по поводу девушки, избитой «Беркутом» на матче «Динамо-Киев» — «Шахтер». Да, сегодня он глава пресс-службы МВД, но человек, который был журналистом, должен осознавать, что допустимо, а что нет. Что у любой проблемы есть две стороны, и что суть происходящего не зависит от должностей и ведомств. Журналист должен стимулировать общество двигаться к неким цивилизационным моментам. Настоящий журналист останется им, и пересев в кресло чиновника. Настоящий бабник не может перестать любить женщин. Не бывает бывших разведчиков, равно не может быть и бывших журналистов. Вспомним пример Анны Политковской, которая жила настоящим журналистом, журналистом и погибла.

 

Для человека в погонах вполне естественно желание из полковника выйти в генералы. Однако это желание не должно затмевать потребность не стать сволочью… Отмечу — в Штатах полицейского-преступника наказывают вдвойне: и за совершенное преступление, и за превышение должностных полномочий защитника правопорядка.

 

К сожалению, это не единичный пример. Наша журналистика очень часто однобока и не желает слышать мнения, отличного от собственного. Это тоже наследие советского прошлого.

 

Еще один огромный минус — наша журналистика слишком неритмична. На автомобиле можно ездить в режиме переключения с первой передачи на вторую. А можно – с пятой на шестую. Ритм информационного пространства телеканалов в Нью-Йорке – это пятая и шестая передача. Между американскими СМИ очень высок уровень состязательности. Такой ритм нам, наверное, не взять никогда, да в этом и нет естественной потребности. Далеко нам и до ритма московской журналистики. Мы живем в болоте, потому что мы сами – болотообразующий фактор. Пользуясь той же автомобильной терминологией, в украинской журналистике все еще используется первая и вторая передачи. Отдельно стоит Шумахер-Шустер.

 

На американском телевидении не может появиться человек типа российского Михаила Леонтьева или украинца Вячеслава Пиховшека. Пиховшек, которому зрители и гости в студии мешают любоваться собой, на американском телеэкране невозможен. Зато Ольга Герасимьюк, украинская Опра Уинфри, будет абсолютно форматной и в Штатах: «Плачьте как мы, плачьте с нами, плачьте лучше нас».

 

Яркий пример антижурналистики на украинском телевидении – это Дмитрий Джангиров и Дмитрий Корчинский в «Проте» времен кампании Януковича-2004 на «1+1». Они невольно стали главными агентами Ющенко на канале, потому что благодаря этим людям население поступало ровно противоположно тому, к чему они призывали. Впрочем, Джангиров тогда и сам прямым текстом с экрана проговорился, что это не журналистика. И люди, которые заказывают такую журналистику, должны помнить, что не ЦРУ и злопыхательство Запада развалили Советский Союз, а собственное головотяпство и кретинизм коммунистов.

 

Впрочем, мы сегодня все же проходим процесс модернизации, пусть и чисто по-украински. Но не реваншизм, к которому пришли россияне. То, что в Украине с этим относительно благополучно, есть и заслуга ваших коллег.

 

Так что я бы хотел пожелать журналистам переключиться со второй передачи на более высокую — хотя бы на третью, и не забывать про правила дорожного движения. А велосипед изобрели до нас — достаточно учесть опыт коллег из Евросоюза и США.

 

Записала Кира Иванова, «Детектор медіа»

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
9643
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду