Янина Соколовская: «Согласование и обсуждение - совершенно разные вещи»
В интервью Дарки Чепак, опубликованное вчера «Детектор медіа», в наших вопросах фигурировала главный редактор газеты «Известия в Украине» Янина Соколовская в связи с измененным форматом последней пресс-конференции Виктора Януковича.
Теперь в блиц-интервью ТК Янина Соколовская уточнила свою точку зрения на те события.
- Янина, как вы относитесь к новому формату пресс-конференций журналистов с Президентом Украины?
- Мне новый формат понравился. Дарка Чепак использовала свой телевизионный опыт работы у Савика Шустера, когда есть модератор, который видит всех участников, когда хорошая телевизионная картинка. Время, когда ты задаешь свой вопрос, уже не зависит от времени твоего появления на мероприятии. Раньше на пресс-конференцию с Президентом нужно было прийти в 7-8 часов утра, занять очередь, и только после этого задать вопрос. В итоге в очередь выстраивались центральные, иностранные и региональные СМИ, последних оказывалось раза в два больше. Они задавали вопросы, не всегда интересные стране и миру. В итоге пресс-конференции президента Ющенко превращались в ответы на штук пять вопросов, как правило, от региональных медиа.
- Как вы прокомментируете обвинения, прозвучавшие в адрес Дарки Чепак, якобы она заранее согласовывала с журналистами вопросы, в том числе и с вами?
- Это неправда. Полностью увидеть то, что произошло во время этой пресс-конференции, я смогла только вечером, когда пришла в эфир 5-го канала обсудить итоги журналистского общения с Президентом. Роман Чайка начал свою программу с синхрона, где Мустафа Найем, сопровождаемый камерами, кричал Дарке Чепак: «Вы врете» и утверждал, что Соколовская сказала о существовании в президентской администрации списков тех, кто будет задавать вопросы.
После мероприятия ко мне подошёл Найем, также сопровождаемый камерами, с тем же с криком: «Вы врёте» и с утверждением, что Дарка Чепак заявила, что вопрос «Известий» был согласован.
Как по мне, тут произошло мелкое мошенничество, когда Дарке и мне пытались доказать несуществующее. Но какой смысл «Известиям» согласовывать вопрос по поводу российско-украинских отношений? Естественно, что мы не могли его не задать. И это всего лишь один вопрос из того списка тем, который интересует нас, освещающих партнерские, деловые, политические отношения Украины и России.
В тот же день было обнародовано сделанное Даркой заявление о том, что вопросы обсуждались месяц назад. Но, во-первых, они обсуждались не со мной, а, по-видимому, с Президентом. Во-вторых, на 5-м канале произошла, вероятно, случайная подмена понятий: там утверждали, что Дарка заявила о согласовании вопросов. Но согласование и обсуждение - совершенно разные вещи.
- То есть, у вас о темах вопросов не спрашивали?
- Безусловно, нет. Мы с Даркой перед пресс-конференцией не виделись и не созванивались.
- Но никто не знал заранее, что будет изменен формат пресс-конференции. Как обычно, были составлены списки журналистов в каждом из секторов. Возможно, что региональных журналистов известили заранее, но центральные и зарубежные СМИ составили свои списки. Журналисты подходили, по очереди записывались в том порядке, в котором пришли на пресс-конференцию. В списке зарубежных СМИ «Известия» были пятыми, а вопрос задали первыми...
- Старый, привычный для всех нас формат записи к микрофону схож с советским обычаем записи в очередь за мебелью или картошкой. Да, коллеги составляли список, и я в него также записалась - и по привычке, и для того, чтобы модератор знал о моём желании задать вопрос. Потому что на таком мероприятии очередность подачи вопросов - это действительно право и дело модератора.
«Известия» - это газета с 94-летней историей. Примерно 70 лет мы выходим в Украине. Я работаю в издании 17 лет. И мне очень приятно, что Дарка дала нам высказаться первыми в нашем секторе. Это оценка нашей работы.
В секторе украинских СМИ присутствовали журналисты «Известий в Украине». Они не успели задать вопросы из-за попытки управления процессом в этом секторе представителями движения «Стоп цензуре!». Они устанавливали в секторе правила, выхватывая вопросы у коллег. Удивительно, что представители украинского журналистского движения желали советского формата с очередями, который не поддерживают даже в Москве. Посмотрите пресс-конференцию Путина, кто там стоит в очереди? Там вообще другая система, там вопрос задается не только от издания, а от страны.
В новом формате, по которому прошла пресс-конференция Президента Украины, право модератора строить ситуацию так, как он считает нужным. Он видит людей, знает желающих задать вопрос и расставляет их в нужном порядке.
- Но количество желающих задать вопрос намного превышает лимит возможных вопросов...
- Вероятно, впоследствии пресс-служба перейдёт к практике, когда те, кто не успел поговорить с Президентом, смогут задать свой вопрос в письменной форме. Как по мне, далеко не все пришедшие на пресс-конференцию хотели о чём-то спросить главу государства. В региональном секторе были журналисты с букетами и цветочными корзинами. Их задачей, видимо, было приехать в Киев и увидеть Президента.
В офисе «Известий в Украине» мы часто проводим круглые столы, пресс-конференции, прямые линии, на которых присутствуют по 15-20 журналистов, 8-10 камер. А вопросы задают пару человек, и то читают их с бумаги, явно написанной редактором. К сожалению, новая журналистика во многом безынициативна, аморфна, что и позволяет движению «Стоп цензуре!» двигать и активизировать процесс так, как оно считает нужным.