Фильм «Осенние цветы»: находки и неудачи
Не могу причислить себя к когорте тех, кто неотрывно следит за судьбами героев сериалов. Этот решилась посмотреть, поскольку понравился сам роман. И тут же удивилась, отчего продюсерам захотелось менять название. Обычно экранизацию романа сознательно называют одноименно, с тем чтобы привлечь дополнительных зрителей, то есть заинтересованных читателей. Предположить, что сюжет телефильма будет принципиально отличаться от книги, было сложно, поскольку сценаристом в анонсе был заявлен автор романа.
И вот на экране появляется заставка продюсерской компании «Стар медиа». Титры. А в них - не один сценарист, а трое: Ахтем Сейтаблаев, Юлия Чернявская и, собственно, Ирэн Роздобудько. Люди небезызвестные - первый режиссер, второй сопродюсер.
Вспомнился анекдотичный случай с фестиваля «Киношок». В конкурсной программе был заявлен эстонско-немецкий фильм с названием «Сыт по горло». Представлял его сценарист Валентин Куик. Фильм своеобразный, абсурдно грустно-веселый. Он даже получил приз, но мы еще об этом не знали. После просмотра одолело любопытство, и я спросила у сценариста: «Каково вчетвером писать сценарий?». Он ответил: «Пеэтер Симм, режиссер, мы с ним не раз встречались, спорили, он уговорил меня переписать пару сцен. Вторая фамилия мне тоже известна. Мы однажды встречались втроем в ресторане, но сценарий, кажется, не обсуждали. Третьего человека я вообще не знаю. Наверное, есть кто-то с таким именем - Томас Штайнке, но, слава Богу, он ничего с моим сценарием не сделал».
Ладно, когда это штуки проделывают с новичками, можно предположить, что и вправду дотягивали. В данном случае, похоже, не помогли, а помешали. Ирэн Роздобудько известна как сценарист пяти разноплановых самостоятельных работ: перевода в язык картинок и действий как своих романов, так и написания оригинальных сценариев. Чего только стоит ее непредсказуемый «Остров». Очень динамичный и оригинальный сценарий. В том же ритме отснят и телефильм. Результат небывалый - телефильм переведен на кинопленку.
Жаль, что с «Осенними цветами» ничего подобного не произойдет. Прежде всего потому, что в телефильме отсутствует ритм. Роман написан в жанре психологического детектива. В экранизации этим жанром пренебрегли, сведя историю до мрачноватой мелодрамы. История двух звезд советского экрана, с одинаковым трамплинным успехом вначале и одинаковой концовкой - забвением в доме престарелых. Кино и история любви к одному и тому же мужчине, узел, объединивший их судьбы. Они живут через три комнаты друг от друга и, не зная об этом, продолжая страдать, усматривая друг в друге врагов. Их историю распутывает санитарка: знакомит и, возможно, примиряет в отношении к прошлому.
В романе информация выдается мелкими глотками. В фильме она затягивается красивостями. Хотя когда на экране появляется Юлия Рутберг в роли Коко Шанель, претензии к тому, что ее много, не возникает. Она вносит свободу, порыв, характер. Практически все женщины хороши в этом фильме, и те, кто сыграл восходящих звезд, и сыгравшие их продолжение в старости: Людмила Чурсина и Светлана Немоляева. Вот только их главный мужчина - Лебедь, которого изображал певец Алексей Кортнев, не показался убедительным. Может, оттого что новоявленному актеру надели чересчур сказочный парик принца и от этого в восприятии возник какой-то сахарно-приторный образ?
В общем, вершина любовного треугольника, оказалась не впечатляющей. Но ругать грим, костюмы, интерьеры, сетовать на отсутствие времени в этом телефильме было бы несправедливым. Старый Львов - с фонтанами, скамейками, старинными колонами успешно заменил довоенную Москву. Меблировка довоенных квартир с белым кафелем печек, стандартными узорами на коврах, ленинскими настольными лампами правдиво погружает во время. Отдельные сцены - та же Коко Шанель, грубые поползновения, уговоры и давление генерала или Валентин Гафт, в роли оперного певца, требующего по утрам свежее яйцо, - просто прекрасны.
Как всегда, поражает уровнем профессионализма и естественностью наша украинская актриса Анна Кузина в роли санитарки-детектива. Психологические черты произведения сохранены. Истории не пересказываются, а показываются. Много удач в фильме, но общее впечатление от всего этого созвездия актеров и красоты кадра, остроты отдельных штрихов не выстроились в один темпоритм. Такое впечатление, что изначально идея растянуть историю на четыре серии была неудачной. Сегодня есть спрос на четырехсерийные фильм, и желание продюсерских студий попасть со своим продуктом в эти общепринятые рамки, преобладает над индивидуальным отношением к идее. А конъюнктурный подход, к сожалению, не может остаться незамеченным.
Продолжение анализа фильма «Осенние цветы» читайте завтра в материале Андрея Кокотюхи.