Об информационных вирусах
Украинское информационное пространство донимают вирусы. Ну, почти как компьютерные. Создают и запускают их, как правило, не без умысла, и чаще всего в политических кругах. Подхваченные по неосторожности каким-нибудь телеканалом или газетой, с быстротою молнии распространяются они по всему информационному пространству, поражая всё новые и новые СМИ. Впрочем, в наших условиях, когда немало СМИ так или иначе связаны с той или иной политической силой, речь далеко не всегда идёт о неосторожности, а часто о преднамеренных спецтехнологиях.
В результате и информационное поле, и общество массово программируются на «error» – к удовольствию политтехнологов и политических пиар-менеджеров. Зараженная журналистика превращается в средство промывания мозгов.
Последним по времени таким вот вирусом, пошедшим гулять по украинским медиапросторам, стало невесть кем запущенное «открытие»: «Кризис потому так больно ударил по Украине, что её экономика экспортно ориентирована. Стране срочно необходима структурная экономическая реформа». На первый взгляд, абсолютно всё правильно: экономика Украины действительно в значительной мере зависит от экспорта, и структурная реформа ей ой как нужна. Вот только как понимать следующий факт? Если подсчитывать объём ВВП с учётом реального соотношения покупательной способности местных денежных единиц (а сайт ЦРУ США приводит именно такой показатель первым, а объём ВВП с учётом официального курса валют – вторым, как вспомогательный), то экспорт составляет 93,5% от объёма ВВП Бельгии, 78,2% от объёма ВВП Нидерландов; этот показатель составляет 66,5% для Норвегии, 64,5% для Ирландии, 55,9% для Дании, 55,7% для Швейцарии, 52,7% для Исландии, 51,8% для Финляндии, 51,6% для Швеции, 50,2% для Люксембурга, 50,2% для Австрии. А ведь речь идёт о странах с самыми высокими стандартами жизни населения!
У наших соседей этот показатель составляет: 64,3% для Словакии (если ВВП подсчитывать с учётом официальных валютных курсов, то 78,6%), 53,6% для Венгрии (с учётом официальных курсов валют – 66,5%), 27,8% для Польши (с учётом официальных курсов валют – 33,6%), 27,3% для Беларуси (с учётом официальных курсов валют – 55,1%), 21,5% для Румынии (с учётом официальных курсов валют – 30,0%), 21,4% для России (с учётом официальных валютных курсов – 2,7%; показатели с учётом официальных курсов и с учётом реальной покупательной способности для этой страны отличаются более чем в 8 раз), 16,6% для Молдовы (с учётом официальных курсов – 28,9%).
Для Украины этот показатель составляет 18%, с учётом официальных курсов валют – 32,8%. Как видим, ничего необычного, а тем более катастрофического. По зависимости от экспорта Украина сильно уступает всем без исключения соседям – членам Евросоюза.
А дело всё вот в чём: говоря об экспортной ориентации украинской экономики, политики, а следом за ними и журналисты, недоговаривают. Беда Украины в том, что у нас, строго говоря, сырьевая экономика, ориентированная на экспорт – и ключевым в данном случае является слово «сырьевая». Именно так: в соответствии с принятой в мире классификацией, продукция металлургических предприятий считается продукцией низкой степени переработки. Так что экспортно ориентированная экономика Бельгии – это одно, а экспортно ориентированная экономика Замбии – это совсем другое. Замбия выбрана для примера не случайно: отрасли её экспортной специализации – металлургия и сельское хозяйство.
Кстати, если уж говорить об экспортной ориентации, то фундаментом экономики России тоже является экспорт – экспорт энергоносителей. Вот только страны – экспортёры энергоносителей – это совершенно отдельный тип экономики. В Украине с этим, увы, не сложилось. Если вынести за скобки нефтегазодобывающие страны, окажется: страны с сырьевой экономикой успешными не бывают. Все они очень бедные. Независимо от того, ориентирована их экономика на экспорт или нет.
А отсюда и главная задача структурных реформ – не преодоление экспортной ориентации, а преодоление сырьевого характера экономики. Но говорить об этом как-то неудобно: слишком уж велика и в политике, и на медиарынке роль металлургических магнатов – тех самых, которым было бы крайне невыгодно, если бы металлургия перестала вдруг быть главной отраслью специализации Украины.
Но предположим: экспортная ориентация экономики Украины вдруг исчезла. А чем тогда прикажете платить за импорт, а? Государство будет вынуждено резко ограничить импорт – иначе внешнеторговый баланс улетит в заоблачные дали, а вместе с ним и валютные курсы. В результате инфляция случится, и нешуточная.
Может, украинские предприятия тут же резко расширят производство и восполнят образовавшийся пробел? А деньги на расширение они откуда возьмут? Да, ещё конкуренция со стороны импортных товаров исчезнет. Украинские производители утратят стимул к повышению качества продукции: какое бы дерьмо ни произвёл, а ничего другого покупатели всё равно не найдут. Особенно если государство вплотную возьмётся за наведение порядка и станет обязывать покупать отечественную, и никакую иную, продукцию.
Чудесной иллюстрацией служит автомобилестроение Индии: в стране, где с 1950-х годов запрещён импорт автомобилей, несмотря на все сверхусилия всех правительств, так и не удалось создать современную автомобильную промышленность – то, ради чего, собственно, запрет на импорт и вводился. Зато запрета на импорт медикаментов в Индии никогда не было – и, тем не менее, это не помешало ей стать одним из ведущих в мире их производителей и экспортёров не только по количеству, но и – что касается, например, антибиотиков, особенно тех, что лечат от заболеваний желудочно-кишечного тракта, – по качеству. Экспортирует Индия антибиотики по всему миру, получает за это весьма немалые доходы и совсем не жалуется на какую-то экспортную ориентацию.
Польша тоже не жалуется на чрезмерную зависимость от экспорта, несмотря даже на то, что польская фирма «Солярис» ворвалась в пятёрку самых мощных в мире экспортёров автобусов и троллейбусов. (Обратите, кстати, внимание на название: это вам не какая-нибудь «КПТФХ Лимитед», это – популяризация культурного достояния Польши по всему миру.) Сказать бы кому-нибудь ещё во времена распада СССР, что не так уж и отличающаяся от нас Польша скоро станет экспортёром едва ли не лучших в мире автобусов категорий от «средней цены» до «очень дорогих», – никто бы и не поверил. А это – факт.
Да и Словения, как утверждают, не особо страдает от того, что фирма «Горенье» работает в основном на экспорт. Построить экономику, основанную на производстве высококачественных высокотехнологичных товаров, в условиях жёсткого ограничения экспорта и импорта не удастся.
Да, вот ещё вопрос: едите ли вы металл? А, может, уголь? Возможно, стальной прокат служит вам одеждой или как-нибудь по-другому приобщает вас к цивилизации? Каким, собственно говоря, образом сырьевая экономика сможет стать самодостаточной и обеспечить страну готовой продукцией, заменяющей почивший в бозе импорт? А куда, кстати, девать наш продукт специализации – металл, если экспорт будет ограничен, а экономика так и останется сырьевой, а не перерабатывающей? Кто и для чего будет покупать его в таких объёмах? Ответы на эти вопросы вряд ли удастся найти – а значит, и металлургия в конечном счёте будет обречена на упадок. Украина всё больше будет напоминать Албанию до 1990 года – гордую, но очень уж бедную, где ездили преимущественно на ослах и грузовиках, импортированных из СССР ещё в 1950-е годы.
А ещё Украине придётся выйти вон из ВТО (по-украински СОТ), членства в которой она так долго добивалась: ограничения на импорт противоречат целям и задачам этой организации. Да и перспектива вступления в Евросоюз из нынешней туманной превратится в абсолютно нулевую: государства с замкнутой на себя экономикой как-то не вяжутся с понятием объединённого рынка.
Вот здесь мы, кажется, и добрались до сути: разговоры о необходимости борьбы с экспортной ориентацией экономики должны подготовить общественное мнение к тому, что от евроинтеграции, равно как и от открытости, экономической и политической – один только вред, и нужно поскорее со всеми этими антиславянскими штучками покончить. А дружить следует с такими же сырьевыми братьями по СНГ.
А ещё эти разговоры призваны указать обществу фальшивую цель и как можно дальше оттянуть момент, когда оно, общество, наконец поймёт: сырьевая ориентация украинской экономики делает её типичной экономикой типичной страны третьего мира. Со всевозможными вытекающими отсюда последствиями.
Не кажется ли вам, что здесь достаточно чётко вырисовываются идеи и интересы вполне определённых политических сил? Вот именно ими, вероятнее всего, и был запущен наш вирус. Тиражирующие эту идею СМИ, сами того не осознавая, обслуживают интересы этих сил.
Но беда даже не в этом. Беда в ретрансляционной журналистике – когда, локтями расталкивая друг друга, СМИ с благоговейным трепетом заглядывают политикам в рот, чтобы первыми уловить любой их ик и подать его как свежайшую эксклюзивную информацию. Такая журналистика не только сама не имеет и не может иметь антивирусов, но и лишает общество иммунитета к информационной заразе. Ему, обществу, в результате можно внушить какую угодно идею – лишь бы она была завёрнута в достаточно яркую упаковку.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Коментарі
8
Сергій Грабовський
5780 дн. тому
To ArtVlad - світ добре знає Індію за її авто, в тому числі зараз уже й розвинені країни. Те, що Україна не знає цього - мінус не Індії, а Україні. А тим більше тим персонам, які намагаються бути "експертами".
Досить подивитися в Інтернеті на фото авто Tata, щоб дещо зрозуміти.
То Бахтєєв - приклад з Ладою та Жигулями на півкілометра повз ціль. То були італійські моделі. СССР їх скопіював. Індія свої моделі розробила.
А на крутих мерсах у США, скажімо, їздять тільки негри-наркодилери.
Борисе, не пиши про те, в чому абсолютно не петраєш!
ArtVlad
5785 дн. тому
Сергію! А хіба інсування і Індії великої за кількістю виробленого (Індія ж і сама чималенька!) автобудівної компанії скасовує те, що написав Борис? Хіба цей факт якось ставить під сумнів його висновки? І, зрештою, хіба індійську експортну продукцію світ знає не за її ліками, а саме за автомобілями? Якесь дивне зауваження до написаного, котре, як на мене, цілком справедливе та вповні аргументоване.
rtwokfgjhj
5785 дн. тому
кльово написано, проболема поставлена цілком правильно
І ще - Грабовському
5787 дн. тому
Враховуючи масштаби Індії, вислів "п'ята у світі" ні прощо не каже. Достатньо подивитися фотографії Делі, Бомбея чи Калькутти (які ти напевне бачив, Сергію), щоб зробити висновок про міру модерності автомобільного парку Індії. А те, що індійський капітал працює де завгодно за умов вищезгаданого, дуже красномовно промовляє про стан саме індійської автомобільної промисловості. Дивно, що такий пронизливий аналітик цього не побачив.
Тож хочеться побажати тобі купити, нарешті, "Маруті". Будеш їздити нею - й усі власники "Вольво" та "Мерсів" тихо заздритимуть.
Автор - Грабовському
5787 дн. тому
Коментар у стилі "за деревами лісу не видно".
Автомобілі "Ніва", та й "Лада", теж продавалися у Великій Британії та по всій Європі. До якої міри були вони доверщеними - то інше питання. План по валу завод у Тольятті теж завжди перевиконував. А в СРСР - за тими автомобілями такі вже черги були! Ой, за жодним "Фольксвагеном" таких не було.
А компанія, розташована в Іспанії, де "Тата" має аж цілих 21% акцій (та хоч би й 101%) - то все ж іспанська компанія. Не індійська.
Сергій Грабовський
5787 дн. тому
Tata Motors - самая крупная в Индии автомобильная компания с годовым оборотом 7, 2 миллиарда долларов США (2006 – 2007 гг.). Производя за год 4 миллиона транспортных средств для Индии, Tata является лидером коммерческого автомобилестроения и второй по величине компанией по производству пассажирского транспорта. Она также занимает пятое место в мире по производству средних и большегрузных автомобилей и второе место по производству большегрузных автобусов. Автомобили, автобусы и грузовики компании Tata продаются в странах Европы, Африки, на Ближнем Востоке, в Южной и Юго-Восточной Азии и Южной Америке. Tata Motors и Fiat Auto основали в Индии совместное предприятие по производству легковых автомобилей, двигателей и трансмиссий для Индии и зарубежных рынков. Компания также распространяет в Индии автомобили марки Fiat. Международная империя Tata Motors включает такие компании как Tata Daewoo Commercial Vehicle Co. Ltd. в Южной Корее, Hispano Carrocera - компанию по производству автобусов в Испании, в которой Tata имеет 21 % акций, совместное предприятие с Marcopolo – Бразильским производителем автобусов, совместное предприятие с заводом Thonburi Automotive Assembly для производства и продвижения пикапов на рынке Таиланда. Исследовательские центры компании расположены в Индии и Великобритании, а также на дочерних и совместных предприятиях, сосредоточенных в Южной Корее и Испании.
Борисе, не пиши про те, чого не знаєш!
чытаДтч
5788 дн. тому
Спасибо, подчитал!
все верно
5788 дн. тому
особенно последний абзац...
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ