detector.media
Борис Бахтєєв
, для «Детектор медіа»
16.02.2009 07:10
Об информационных вирусах
Об информационных вирусах
Украинское информационное пространство донимают вирусы. Ну, почти как компьютерные. Создают и запускают их, как правило, не без умысла, и чаще всего в политических кругах. Подхваченные по неосторожности каким-нибудь телеканалом или газетой, с быстротою молнии распространяются они по всему информационному пространству, поражая всё новые и новые СМИ. Впрочем, в наших условиях, когда немало СМИ так или иначе связаны с той или иной политической силой, речь далеко не всегда идёт о неосторожности, а часто о преднамеренных спецтехнологиях.
 
В результате и информационное поле, и общество массово программируются на «error» – к удовольствию политтехнологов и политических пиар-менеджеров. Зараженная журналистика превращается в средство промывания мозгов.
 
Последним по времени таким вот вирусом, пошедшим гулять по украинским медиапросторам, стало невесть кем запущенное «открытие»: «Кризис потому так больно ударил по Украине, что её экономика экспортно ориентирована. Стране срочно необходима структурная экономическая реформа». На первый взгляд, абсолютно всё правильно: экономика Украины действительно в значительной мере зависит от экспорта, и структурная реформа ей ой как нужна. Вот только как понимать следующий факт? Если подсчитывать объём ВВП с учётом реального соотношения покупательной способности местных денежных единиц (а сайт ЦРУ США приводит именно такой показатель первым, а объём ВВП с учётом официального курса валют – вторым, как вспомогательный), то экспорт составляет 93,5% от объёма ВВП Бельгии, 78,2% от объёма ВВП Нидерландов; этот показатель составляет 66,5% для Норвегии, 64,5% для Ирландии, 55,9% для Дании, 55,7% для Швейцарии, 52,7% для Исландии, 51,8% для Финляндии, 51,6% для Швеции, 50,2% для Люксембурга, 50,2% для Австрии. А ведь речь идёт о странах с самыми высокими стандартами жизни населения!
 
У наших соседей этот показатель составляет: 64,3% для Словакии (если ВВП подсчитывать с учётом официальных валютных курсов, то 78,6%), 53,6% для Венгрии (с учётом официальных курсов валют – 66,5%), 27,8% для Польши (с учётом официальных курсов валют – 33,6%), 27,3% для Беларуси (с учётом официальных курсов валют – 55,1%), 21,5% для Румынии (с учётом официальных курсов валют – 30,0%), 21,4% для России (с учётом официальных валютных курсов – 2,7%; показатели с учётом официальных курсов и с учётом реальной покупательной способности для этой страны отличаются более чем в 8 раз), 16,6% для Молдовы (с учётом официальных курсов – 28,9%).
 
Для Украины этот показатель составляет 18%, с учётом официальных курсов валют – 32,8%. Как видим, ничего необычного, а тем более катастрофического. По зависимости от экспорта Украина сильно уступает всем без исключения соседям – членам Евросоюза.
 
А дело всё вот в чём: говоря об экспортной ориентации украинской экономики, политики, а следом за ними и журналисты, недоговаривают. Беда Украины в том, что у нас, строго говоря, сырьевая экономика, ориентированная на экспорт – и ключевым в данном случае является слово «сырьевая». Именно так: в соответствии с принятой в мире классификацией, продукция металлургических предприятий считается продукцией низкой степени переработки. Так что экспортно ориентированная экономика Бельгии – это одно, а экспортно ориентированная экономика Замбии – это совсем другое. Замбия выбрана для примера не случайно: отрасли её экспортной специализации – металлургия и сельское хозяйство.
 
Кстати, если уж говорить об экспортной ориентации, то фундаментом экономики России тоже является экспорт – экспорт энергоносителей. Вот только страны – экспортёры энергоносителей – это совершенно отдельный тип экономики. В Украине с этим, увы, не сложилось. Если вынести за скобки нефтегазодобывающие страны, окажется: страны с сырьевой экономикой успешными не бывают. Все они очень бедные. Независимо от того, ориентирована их экономика на экспорт или нет.
 
А отсюда и главная задача структурных реформ – не преодоление экспортной ориентации, а преодоление сырьевого характера экономики. Но говорить об этом как-то неудобно: слишком уж велика и в политике, и на медиарынке роль металлургических магнатов – тех самых, которым было бы крайне невыгодно, если бы металлургия перестала вдруг быть главной отраслью специализации Украины.
 
Но предположим: экспортная ориентация экономики Украины вдруг исчезла. А чем тогда прикажете платить за импорт, а? Государство будет вынуждено резко ограничить импорт – иначе внешнеторговый баланс улетит в заоблачные дали, а вместе с ним и валютные курсы. В результате инфляция случится, и нешуточная.
 
Может, украинские предприятия тут же резко расширят производство и восполнят образовавшийся пробел? А деньги на расширение они откуда возьмут? Да, ещё конкуренция со стороны импортных товаров исчезнет. Украинские производители утратят стимул к повышению качества продукции: какое бы дерьмо ни произвёл, а ничего другого покупатели всё равно не найдут. Особенно если государство вплотную возьмётся за наведение порядка и станет обязывать покупать отечественную, и никакую иную, продукцию.
 
Чудесной иллюстрацией служит автомобилестроение Индии: в стране, где с 1950-х годов запрещён импорт автомобилей, несмотря на все сверхусилия всех правительств, так и не удалось создать современную автомобильную промышленность – то, ради чего, собственно, запрет на импорт и вводился. Зато запрета на импорт медикаментов в Индии никогда не было – и, тем не менее, это не помешало ей стать одним из ведущих в мире их производителей и экспортёров не только по количеству, но и – что касается, например, антибиотиков, особенно тех, что лечат от заболеваний желудочно-кишечного тракта, – по качеству. Экспортирует Индия антибиотики по всему миру, получает за это весьма немалые доходы и совсем не жалуется на какую-то экспортную ориентацию.
 
Польша тоже не жалуется на чрезмерную зависимость от экспорта, несмотря даже на то, что польская фирма «Солярис» ворвалась в пятёрку самых мощных в мире экспортёров автобусов и троллейбусов. (Обратите, кстати, внимание на название: это вам не какая-нибудь «КПТФХ Лимитед», это – популяризация культурного достояния Польши по всему миру.) Сказать бы кому-нибудь ещё во времена распада СССР, что не так уж и отличающаяся от нас Польша скоро станет экспортёром едва ли не лучших в мире автобусов категорий от «средней цены» до «очень дорогих», – никто бы и не поверил. А это – факт.
 
Да и Словения, как утверждают, не особо страдает от того, что фирма «Горенье» работает в основном на экспорт. Построить экономику, основанную на производстве высококачественных высокотехнологичных товаров, в условиях жёсткого ограничения экспорта и импорта не удастся.
 
Да, вот ещё вопрос: едите ли вы металл? А, может, уголь? Возможно, стальной прокат служит вам одеждой или как-нибудь по-другому приобщает вас к цивилизации? Каким, собственно говоря, образом сырьевая экономика сможет стать самодостаточной и обеспечить страну готовой продукцией, заменяющей почивший в бозе импорт? А куда, кстати, девать наш продукт специализации – металл, если экспорт будет ограничен, а экономика так и останется сырьевой, а не перерабатывающей? Кто и для чего будет покупать его в таких объёмах? Ответы на эти вопросы вряд ли удастся найти – а значит, и металлургия в конечном счёте будет обречена на упадок. Украина всё больше будет напоминать Албанию до 1990 года – гордую, но очень уж бедную, где ездили преимущественно на ослах и грузовиках, импортированных из СССР ещё в 1950-е годы.
 
А ещё Украине придётся выйти вон из ВТО (по-украински СОТ), членства в которой она так долго добивалась: ограничения на импорт противоречат целям и задачам этой организации. Да и перспектива вступления в Евросоюз из нынешней туманной превратится в абсолютно нулевую: государства с замкнутой на себя экономикой как-то не вяжутся с понятием объединённого рынка.
 
Вот здесь мы, кажется, и добрались до сути: разговоры о необходимости борьбы с экспортной ориентацией экономики должны подготовить общественное мнение к тому, что от евроинтеграции, равно как и от открытости, экономической и политической – один только вред, и нужно поскорее со всеми этими антиславянскими штучками покончить. А дружить следует с такими же сырьевыми братьями по СНГ.
 
А ещё эти разговоры призваны указать обществу фальшивую цель и как можно дальше оттянуть момент, когда оно, общество, наконец поймёт: сырьевая ориентация украинской экономики делает её типичной экономикой типичной страны третьего мира. Со всевозможными вытекающими отсюда последствиями.
 
Не кажется ли вам, что здесь достаточно чётко вырисовываются идеи и интересы вполне определённых политических сил? Вот именно ими, вероятнее всего, и был запущен наш вирус. Тиражирующие эту идею СМИ, сами того не осознавая, обслуживают интересы этих сил.
 
Но беда даже не в этом. Беда в ретрансляционной журналистике – когда, локтями расталкивая друг друга, СМИ с благоговейным трепетом заглядывают политикам в рот, чтобы первыми уловить любой их ик и подать его как свежайшую эксклюзивную информацию. Такая журналистика не только сама не имеет и не может иметь антивирусов, но и лишает общество иммунитета к информационной заразе. Ему, обществу, в результате можно внушить какую угодно идею – лишь бы она была завёрнута в достаточно яркую упаковку.
detector.media
DMCA.com Protection Status
Design 2021 ver 1.00
By ZGRYAY