Mea TELEculpa, или Британское телепокаяние

11 Жовтня 2007
28290
11 Жовтня 2007
18:01

Mea TELEculpa, или Британское телепокаяние

28290
Телеразоблачения в британской прессе привели к тому, что интерактивными форматами заинтересовались организации-омбудсманы: OFCOM (контролирующий электронные СМИ) и ICSTIS (регулятор провайдеров высокотарифной связи).
Mea TELEculpa, или Британское телепокаяние
5-го октября топ-новостью на всех британских каналах стал добровольный уход в отставку двух крупных телевизионных фигур: директора канала ВВС1 Питера Финчема и креативного директора крупнейшей продакшн компании RDF Стивена Лэмберта. Сейчас здешнее ТВ чувствует себя весьма неловко: с начала этого года телеканалам все время приходится передавать нехорошие новости о самих себе. В заголовках звучат слова «разоблачение», «фальсификация», «жульничество», «злоупотребление зрительским доверием». Похоже, телеиндустрия еще долго будет зализывать раны – и от скандалов, и от последовавшего за ними коллективного самобичевания.
 
Месть интерактива
Одна из причин этих неприятностей – повальное увлечение интерактивом. Слово «интерактив» стало мантрой на британском радио и телевидении пару лет тому назад. Среди телевизионного начальства ВВС программа без элементов интерактива считается ныне чем-то безнадежно устаревшим, недемократичным и чуть ли не предосудительным. Но интерактив стал вездесущим не только из-за того, что обратная связь сейчас в моде. Для коммерческих каналов популярные интерактивные форматы – викторины, игры, конкурсы – стали источником крупных прибылей, поэтому таких программ за последнее время расплодилось великое множество. Расплодились и компании – провайдеры связи, которые предоставляют для этих форматов так называемые premium phone lines с довольно дорогими тарифами, до £1.50 за звонок.
 
Естественно, что этот «демографический взрыв» не мог не вызвать пристального внимания здешней прессы. В феврале газета Mail on Sunday разоблачила махинации в популярной интерактивной викторине You Say, We Pay на Channel 4. 15 тысяч зрителей, которые ежедневно принимали в ней участие, платили по фунту за звонок. «Слитая» газетчикам электронная переписка между провайдером связи и производителем викторины Cactus TV показала, что победителей в нарушение правил отбирали в самом начале программы. После этого ничего не подозревавшие зрители продолжали тратить свои кровные фунты на звонки без всяких шансов на выигрыш. Газетные разоблачения заставили канал временно снять викторину с эфира.
 
Дальше – больше. В апреле программа ВВС1 Panorama уличила в том же грехе компанию GMTV (Good Morning TV), которая готовит утренний блок для канала ITV. Журналистское расследование показало, что за четыре последних года GMTV обобрала участников викторины на 40 млн фунтов стерлингов. Причина этого безобразия оказалась весьма тривиальной: провайдер связи и телекомпания отбирали большую часть победителей досрочно просто потому, что им так было удобнее делать программу.
 
Panorama не пощадила и собственный канал. Она вывела на чистую воду интерактивную викторину в популярнейшей детской передаче Blue Peter канала ВВС1, которая выходит в прямом эфире с 1957 года. Из-за технического сбоя с телефонной связью редакторы не смогли определить настоящего победителя викторины. Но поскольку с точки зрения подавляющего большинства телевизионщиков the show must go on любой ценой, Blue Peter представил зрителям фиктивного победителя – девочку, которая случайно оказалась в студии. Главный редактор программы Ричард Марсон похвалил тогда своих сотрудников за находчивость и не стал сообщать о подтасовке начальству.
 
Летняя гроза
Если тучи над телеиндустрией начали сгущаться еще зимой 2007 года, то настоящая гроза, с громом и молнией, разразилась в июле.
 
10 июля директор (Controller) канала ВВС1 Питер Финчем устроил презентацию хитов предстоящего осеннего телесезона для прессы. Финчем посоветовал обратить особое внимание на документальную серию A Year with the Queen («Год с королевой»), снятую по заказу ВВС телекомпанией RDF. Ее съемочная группа получила беспрецедентный доступ к королеве и ее окружению. Финчем намекнул, что в фильме есть сенсационные сцены, где ее величество выходит из себя, что с точки зрения англичан совсем не по-королевски.

 

 Питер Финчем

 

Когда журналистам, изнывавшим от скуки мертвого сезона, показали рекламный ролик, у них потекли слюнки: на фотосессии с фотографом-мэтром Анни Лейбовиц перед государственным визитом в США королева, в полном монаршем облачении, раздраженно комментирует просьбу фотографа снять тиару: «... Это выглядит слишком официально? А чем же мы тут, по-вашему, с вами занимаемся?». В следующем кадре королева быстро идет по коридору в том же облачении, недовольно говоря фрейлине: «Ничего я не буду менять. Нет уж, хватит того, что мне пришлось все это на себя надеть».

 
Впечатление такое, что королева закапризничала, прервала фотосессию и ушла, хлопнув дверью. На самом же деле второй кадр предшествовал первому. То есть, королева не уходила со съемки, а наоборот – шла на нее. А на самой фотосессии королева взяла себя в руки, улыбнулась и продолжала позировать. Монтаж, который превратил заурядную ситуацию в сенсационную, был сделан компанией RDF для рекламы серии на телеярмарке в Каннах, а ВВС, не проверив факты, использовала его в своем рекламном ролике. В фильме же эти кадры смонтированы в хронологическом порядке – без обмана.
 
На следующий день газеты пестрели заголовками о потере королевского самообладания. Это стало топ-новостью и в утренних бюллетенях на ТВ, включая ВВС. В середине дня, после возмущенных звонков из Букингемского дворца и беседы по душам с продюсерами RDF, ВВС пришлось принести публичные извинения королеве и Анни Лейбовиц и уверить их, что в ошибке не было злого умысла. Злого умысла действительно не было, но зато была непростительная халатность со стороны ВВС и явное нарушение телевизионной этики со стороны RDF.
 
Вскоре после фиаско ВВС с королевой в аналогичном нарушении этики был уличен канал ITV. В анонсе фильма известного документалиста Пола Уотсона о последнем годе жизни его друга Малькольма Пойнтона, страдающего болезнью Альцгеймера, было сказано, что зрители увидят момент его смерти. Через три дня брат Пойнтона написал в своем интернет-блоге, что на самом деле в фильме Malcolm and Barbara: Love's Farewell показаны последние минуты перед тем, как Малкольм впал в кому, а не его смерть, которая наступила на три дня позже. Такое манипулирование зрителем в фильме на неоднозначную и трагическую тему вызвало крайне негативную реакцию как зрителей и критиков, так и высокого телевизионного начальства.

 

 Малькольм и Барбара

 

Масса разоблачений стала быстро приближаться к критической. Опрос, проведенный газетой Guardian, показал, что шесть из десяти зрителей стали меньше доверять ВВС. Настала пора решительных мер.
 
Преступление, наказание и покаяние
Разоблачения в прессе привели к тому, что интерактивными форматами заинтересовались организации-омбудсманы: OFCOM (контролирующий электронные СМИ) и ICSTIS (регулятор провайдеров высокотарифной связи).
 
За интерактивные шалости поплатились как телеканалы и продакшн-студии, так и провайдеры связи, причем одними публичными извинениями дело не обошлось. ICSTIS оштрафовал телефонного оператора викторины You Say, We Pay на Channel 4 на 150 тысяч фунтов стерлингов и обязал компанию вернуть деньги обмишуленым зрителям. Программу окончательно сняли с эфира.
 
За «нарушения, которые привели к подрыву основополагающего доверия между общественным вещателем и его аудиторией», OFCOM наложил на GMTV рекордный штраф – два миллиона фунтов стерлингов. Генеральный директор компании, публично извинившись от имени GMTV перед обманутой публикой, ушел в отставку. Компания обязалась выплатить пострадавшим компенсацию. Провайдер связи – партнер GMTV – выплатил по постановлению ICSTIS штраф в £250 000.
 
За «находчивость» своих работников поплатилась и детская программа ВВС Blue Peter: OFCOM оштрафовал корпорацию на £50 000. Скромный по сравнению с другими размер штрафа объясняется тем, что ВВС не зарабатывала на этой викторине денег. Кроме этого, OFCOM принял во внимание тот факт, что ВВС финансируется абонентской платой за телевизионный сигнал, то есть, по сути, народными деньгами.
 
Но одними финансовыми санкциями контролирующих организаций доверие зрителей не вернешь. Вещателям важно было показать, что они сами делают все возможное, чтобы навести порядок в собственном доме. Генеральный директор ITV Майкл Грейд инициировал независимое расследование того, как анонс фильма Malcolm and Barbara: Love's Farewell вышел в эфир с ложной информацией, и пообещал «нулевую терпимость» к любым злоупотреблениям зрительским доверием на своем канале, включая подтасовки в интерактивных форматах.
 
Пальму первенства в самоочищении, переходящем в самобичевание, надо отдать, пожалуй, ВВС. Немедленно после фиаско с королевой генеральный директор ВВС Марк Томсон поручил провести независимое расследование; в результате, чтобы спасти профессиональную честь, ушли в отставку шеф канала ВВС1 и креативный директор RDF. Интерактивные программы временно сняли с эфира. Было объявлено, что все творческие работники ВВС должны будут пройти тренинг под названием «Как сохранить доверие» (‘Safeguarding Trust’). Во всех крупных подразделениях корпорации появятся должности директоров по контролю над редакционными стандартами.

 

 Марк Томсон настроен решительно

 

Работники ВВС получили от начальства грозный э-мейл: им было дано две недели на то, чтобы добровольно сознаться в случаях введения аудитории в заблуждение – в противном случае грозили оргмеры. Нарушения действительно нашлись – в интерактивных форматах. Но в отделе художественных телефильмов (BBC Drama) приказ не вводить зрителей в заблуждение вызвал нервный смех: они-то считали, что именно за это им и платят деньги! Как выразился один из продюсеров, «нарочно не придумаешь – хотя и это сейчас на ВВС запрещено».
 
Вообще, перегибы в борьбе за возвращение зрительского доверия напомнили о том, что от серьезного до дурацкого – один шаг. Некоторые телевизионные начальники всерьез предложили отказаться от использования так называемых ‘noddies’ – перебивок, снятых после интервью, где журналист кивает, якобы слушая собеседника.
 
Озадачило и разоблачение нового преступления против детей в передаче Blue Peter. Когда кошке, которая постоянно присутствует в студии, пришлось уйти на пенсию, было решено, что кличку новой мурке – в духе интерактивного времени – должны придумать зрители. Но в процессе чисток на ВВС выяснилось, что и здесь детей обманули: хотя они проголосовали за кличку Cookie, ведущие объявили, что победила другая – Socks. Решение на редакционном уровне было принято потому, что кличка Cookie якобы не подходит для детской программы, хотя даже знатоки самого изысканного слэнга не смогли найти в этом слове ничего неприличного. Ведущие публично извинились перед детьми за обман и, в качестве компенсации за моральный ущерб, представили зрителям нового постоянного участника программы – котенка Cookie. ‘Cookiegate’ стал предметом язвительных насмешек в прессе. Не смеялся только главный редактор программы Ричард Марсон: если после первого скандала его перевели в другой отдел, то после второго ему пришлось уйти с ВВС.
 
Полемизируя с теми, кто обвинил корпорацию в доведении здравой идеи до абсурда, генеральный директор ВВС Марк Томсон объяснил свою позицию в интернет-блоге: «Обманывать детей, которые смотрят Blue Peter и доверяют нам, – это ужасно, даже если речь идет всего-навсего о том, как назовут кошку ... Простой факт в том, что публика ожидает от нас самых высоких стандартов – выше, чем от других медиаигроков. Поэтому, когда мы обнаруживаем случаи обмана, мы должны расследовать, что к этому привело и кто виноват. Все мы, особенно те, кто занимает высокие посты, несем особую ответственность за сохранение ценностей ВВС и доверия аудитории».
 
Чем сердце успокоится
Британское телевидение – и коммерческое, и общественное – еще долго будет выдыхать последствия скандалов, выплачивая штрафы, извиняясь за свое поведение и теряя талантливых людей. Но с другой стороны – все не так пессимистично: если за подмену кошачей клички в детской программе можно вылететь с работы, англичане вправе гордиться своим телевидением.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
28290
Читайте також
01.05.2008 08:29
Лилия Побережская
, для «Детектор медіа»
45 814
18.03.2008 09:24
Лилия Побережская
для «Детектор медіа»
19 278
12.03.2008 08:19
Лилия Побережская
для «Детектор медіа»
44 986
07.03.2008 09:47
Лилия Побережская
для «Детектор медіа»
42 769
15.02.2008 13:53
Лилия Побережская
для «Детектор медіа»
40 309
31.12.2007 09:17
Лилия Побережская
для «Детектор медіа»
42 303
17.12.2007 10:28
Лилия Побережская
для «Детектор медіа»
46 829
28.11.2007 20:08
Лилия Побережская
для «Детектор медіа»
35 680
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду