«Шпионы» среди нас: Владимир Арьев рассказал о связях украинских политиков с КГБ

«Шпионы» среди нас: Владимир Арьев рассказал о связях украинских политиков с КГБ

23 Лютого 2018
4905
23 Лютого 2018
11:30

«Шпионы» среди нас: Владимир Арьев рассказал о связях украинских политиков с КГБ

4905
В программе вице-президента ПАСЕ «Закрытая зона» случился сеанс разоблачения агентов спецслужб РФ в государственных органах Украины.
«Шпионы» среди нас: Владимир Арьев рассказал о связях украинских политиков с КГБ
«Шпионы» среди нас: Владимир Арьев рассказал о связях украинских политиков с КГБ

Выпуск программы «Закрытая зона» 17 февраля на Прямом канале был посвящен тем украинским «топам», кто «был или является сотрудником советских и российских спецслужб, где бывших, как известно, не бывает», — как заявил в начале программы ее ведущий, депутат от БПП, вице-президент ПАСЕ Владимир Арьев. Оттолкнулся ведущий от, по его же словам, «каминг-аута» Олега Рыбачука, бывшего госсекретаря при Президенте Викторе Ющенко, а теперь руководителя «зонтичной структуры избранных ГО», как его представили в программе. Рыбачук в недавнем интервью сам рассказал, что как сотрудник таможни, а позднее — как сотрудник «Зарубежнефтестроя» в Индии сотрудничал с советскими спецслужбами по роду деятельности — поскольку, по его утверждению, «работая в таможне или за границей, не иметь регулярных встреч со спецслужбами было невозможно».

Именно это сообщение послужило отправной точкой для «расследования» «Закрытой зоны», где Рыбачуку было отведено почетное, но все-таки второе место. Главным героем этого выпуска был Валентин Наливайченко, бывший глава СБУ, ныне — глава партии «Справедливость». Как сообщил Арьев, «журналисты Прямого выяснили, что связи Валентина Наливайченко ведут на Лубянку». После этого сенсационного заявления журналисты Прямого пересказали факты из открытых источников — интервью самого Наливайченко в сентябре 2017 года каналу «Еспресо», где он рассказывал, как учился в Институте внешней разведки имени Андропова в Москве. И показали документы, доказывающие, что Наливайченко действительно там учился с 1991 по 1994 года; с 1992 года числился сотрудником СБУ, а затем в марте 1994 года был командирован из Москвы назад, в звании старшего лейтенанта. Откуда был уволен в апреле того же года приказом Евгения Марчука.

Все эти факты были известны и ранее — из интервью Наливайченко в 2008 году, например. А «изобличающие» его документы из личного дела он сам опубликовал еще в октябре 2014 года на официальной странице СБУ в Фейсбуке. Этого журналисты не сказали зрителям, зато высказали интересное предположение — что свое звание старшего лейтенанта Наливайченко получил в Москве, а следовательно, должен был получить и гражданство РФ, и принести присягу на верность России. По мнению авторов программы, это все доказывает — как и дальнейший карьерный рост Наливайченко — что он «консерва», а все истории с его командировкой в СБУ — «легенда». И в ходе программы даже похвалили Марчука за оперативность в распознавании шпиона в рядах СБУ. Еще в программе акцентировали внимание на том, что фамилия Наливайченко исчезла из списков известных выпускников Института внешней разведки КГБ в статье украинской Википедии, и связали этот факт с участием Наливайченко в выборах. Хотя на момент публикации этой статьи Наливайченко все еще значится в Википедии как выпускник.

Подтверждения или опровержения от Наливайченко по трем пунктам — гражданство РФ, получение звания в России и присяга на верность РФ — «Закрытая зона» от Наливайченко не получила. В программе было указано, что бывший глава СБУ отказался давать комментарии. Интересно, что уже после выхода программы эти факты опроверг почему-то не сам Наливайченко, а его соратник Маркиян Лубкивский: «Наливайченко сам рассекретил материалы своего дела. Он никогда не был гражданином России, никогда не присягал на верность РФ и никогда не был и не является агентом ФСБ». Лубкивский также заявил, что к Наливайченко не обращались за комментариями. На что Арьев — в новости на сайте Прямого — прямо процитировал обращение с просьбой о комментарии к Наливайченко: «Журналист за три недели до выхода программы в эфир, 26 января, написал, что хочет получить комментарий от Наливайченко по поводу консервов ФСБ в СБУ и органах государственной власти, а также деятельности пророссийских организаций в Украине для программы Закрытая зона». Интересная формулировка, если учесть, что в ней ни слова не сказано о том, что под «консервой» подразумевается сам Наливайченко.

Далее в программе рассказали, что после возвращения Наливайченко в СБУ после Майдана, от «СБУ ждали активных действий», но во время аннексии Крыма и событий на востоке Украины СБУ себя ничем не проявило. Более того, со ссылкой на неназванные «источники» в программе утверждали, что во время всех этих событий Наливайченко несколько раз «на самолете Медведчука вылетает в Россию», не проходя таможенный и пограничный контроль. И процитировали официальное заявление СБУ от сентября 2017 года о некоем расследовании «полетов одного из бывших руководителей СБУ», но не указали, что Наливайченко вызывали на допрос в качестве свидетеля, а не подозреваемого. Дело, кстати, уже передали в суд, а сам Наливайченко отрицает факт полетов.

Новым в программе стало только то, что ГПУ проводит досудебное расследование «по факту возможного» исчезновения некоторых документов из личного дела Наливайченко, а также публикации материалов личного дела в соцсети Фейсбук. И еще одно утверждение (со ссылкой на неназванные источники): что Наливайченко якобы все-таки летал в Белгород на самолете Медведчука, чтобы встретиться со своим «бывшим куратором по институту внешней разведки», экс-руководителем АП РФ Сергеем Ивановым.

В этом месте в программе случился неожиданный поворот: упомянув о политической деятельности Наливайченко, внезапно перешли к его «соратнице» Юлии Тимошенко. «Под крылом которой начинали», как рассказали в программе, «множество одиозных персонажей». Тимошенко припомнили «Павла Лебедева, который развалил украинскую армию», «приближенного к куму Путина Медведчуку юриста Андрея Портнова», который «сейчас прячется за границей», и «последний кадровый успех Тимошенко — Надежду Савченко, якобы пленную украинскую летчицу». Интересно, что и сам ведущий программы, Владимир Арьев, также однажды прошел в парламент как беспартийный, но по спискам «Батьківщини» — но это в программе не вспомнили. Зато перешли к связям с КГБ Олега Рыбачука.

Рыбачук в комментарии для «Закрытой зоны» подтвердил то, что он и до этого рассказывал о необходимости сотрудничества с КГБ на занимаемых им должностях еще в советские времена. Депутат Игорь Луценко при этом в комментарии выразил обеспокоенность тем, что Рыбачук пытался «контролировать коррупцию в оборонной сфере». Этой туманной формулировкой была, видимо, описана неудачная попытка сотрудничества «Укроборонпрома» и Независимого антикоррупционного комитета по вопросам обороны (НАКО), созданного при поддержке Transparency International, сопредседателем которого был Рыбачук. Зрителя должно было, наверное, напугать, что еще одна «консерва» КГБ запускает свои щупальца в святая святых — в оборонные предприятия Украины. Также в программе подчеркнули неоднократно, что Рыбачук живет за счет получаемых от Запада грантов — что, как мы знаем, постоянно вызывает тревогу у всех борцов с антикоррупционными активистами, что очень напоминает времена Януковича, а еще ранее — Кучмы, когда их приспешников также очень волновали получаемые от западных организаций украинскими общественными организациями гранты.

На этом «журналистская часть» расследования закончилась и началось обсуждение «инфильтрации агентов КГБ и ФСБ» в органы государственной власти Украины — гостями Арьева стали член Общественного люстрационного комитета Карл Волох и руководитель центра оборонных реформ Александр Данилюк. Но прежде чем перейти к обсуждению, ведущий сказал: «В вопросе полетов в Россию с Медведчуком председателя СБУ Наливайченко, еще и во время горячей фазы агрессии Кремля, точку должен поставить следствие и суд. От себя добавлю лишь одну историю. В феврале 2015-го я пришел к Наливайченко, чтобы сообщить ему как главе СБУ об имеющейся у меня тогда информации об антиукраинской деятельности кума Путина — Виктора Медведчука. С фактами. Наливайченко даже не дал мне перейти к сути дела: Медведчук — государственный человек, — сказал глава СБУ. Правда, не уточнил, какого государства этот человек. Дальше говорить не было смысла».

Жаль, конечно, что Арьев не развивал эту тему. Ведь всем было бы очень интересно узнать, задавал ли он тот же вопрос, например, главе государства Президенту Петру Порошенко, который в том же 2015 году и назначил Медведчука членом Трехсторонней контактной группы в Минске. И если спрашивал, то что Порошенко ответил?

Вместо этого Арьев перешел к разговору с гостями. Данилюк фактически прямо назвал Наливайченко «агентом КГБ» и предложил, чтобы Институт национальной памяти занимался не какими-то культурологическими штудиями, а выявлял таких агентов. Карл Волох, который был одним из членов комиссии по люстрации, рассказал, что только после прихода Грицака процесс люстрации среди сотрудников СБУ начался хоть как-то — а при Наливайченко было принято внутреннее распоряжение, которое выводило эсбэушников из-под действия закона о люстрации. В дальнейшем Данилюк рассказал, что Наливайченко, по его информации, во время визитов в США выступал против передачи Украине комплексов «Джавелин».

Затем перешли к Рыбачуку — Арьев хотел узнать, представляет ли его деятельность угрозу украинскому государству. Волох сказал, что поскольку речь не идет о государственной службе, под закон о люстрации Рыбачук точно не попадает. А вот Данилюк даже возмутился попыткой сравнить Наливайченко и Рыбачука: последний, как утверждает Данилюк, был еще в конце восьмидесятых в звании подполковника, так что достиг куда больших высот. И также уверенно заявил, что доказательства того, что Рыбачук являлся агентом советских спецслужб, есть. Арьев тут же уточнил у него, «заинтересованность Рыбачука в контроле над предприятиями военно-промышленного комплекса может угрожать интересам Украины?».

«Безусловно», — ответил Данилюк и далее рассказал, что деятельность Рыбачука на протяжении лет «была деструктивной, направленной на ослабление тогдашней оппозиции и сейчас — прозападного правительства», и даже во время последнего Майдана он действовал на его «раскол». Арьев также добавил, что Рыбачук «чуть ли не под колеса» бросался, чтобы не допустить появления усилителей и другой звуковой аппаратуры на Майдане. Хотя сам Рыбачук в интервью Олесе Бацман на канале «112» рассказывал эту историю совсем по-другому — из его слов следовало, что он на собственной машине привез эту самую аппаратуру.

Данилюк же намекнул, что Координационная рада Майдана («студенческого» или «гражданского»), «фактически контролируемая Рыбачуком», приняла решение про прекращение протестов. Из чего зритель, очевидно, должен был сделать вывод, что или Рыбачук знал о готовящейся акции разгона, или хотел прекратить протест совсем — что было бы выгодно Януковичу.

В конце программы вернулись к Тимошенко — чьи интересы в Германии лоббировали люди, связанные со «Штази» и одновременно с КГБ. Как утверждали журналисты «Прямого». Речь идет о кампании за ее освобождение, в которой, с одной стороны, принимал участие бывший чиновник ГДР Лотар де Мезьер, чьи связи со «Штази» были доказаны. И некто Юрий Сагайдак, которого высылали в 1989 году из Великобритании как советского шпиона — и который, по словам одного из участников кампании Игоря Побережского, совладельца компании German PR and Consulting Group (GPRC), принимал активное участие в лоббировании освобождения Тимошенко из тюрьмы. Вся история этой пиар-акции была изложена еще в 2015 году в материале Der Spiegel, включая тот факт, что полмиллиона евро на эту кампанию передал тогдашний соратник Тимошенко Арсен Аваков. А вот фамилия Сагайдака возникла в этой истории благодаря расследованию «Закрытой зоны» — хотя сам Сагайдак, который дал интервью журналистам программы, отрицает свое участие в этой кампании. Более того, он утверждает, что он находится в родственных отношениях с Ющенко, то есть они кумовья.

История сама по себе интересная, но комментировать ее в том духе, что «Тимошенко освобождали при помощи агентов КГБ» не стал ни Карл Волох, ни Данилюк. Оба они сошлись во мнении, что, скорее всего, она свидетельствует просто о неразборчивых связях украинских политиков, которые не проверяют, с кем работают. Но оба же подчеркнули, что украинское государство сверху донизу инфильтрировано российскими агентами — вплоть до «сотрудников райотделов полиции». А в завершении программы, после того как Данилюк снова предложил, чтобы Институт национальной памяти занялся выяснением агентов, а Волох — чтобы эту работу, наконец, делало СБУ, Арьев неожиданно резюмировал:

«В соцсетях некоторые блогеры и представители пресс-обслуги фигурантов расследований заранее начали кампанию по подрыву доверия к разоблачению сотрудников российских спецслужб. Хрестоматийная технология — перевести реальную угрозу от режима Путина в мнимую. Еще и посмеяться над ней — чтобы усыпить бдительность и переключить внимание с реального врага Украины. Так было уже не раз в истории Украины, когда российские спецслужбы хозяйничали здесь как дома и проводили спецоперации, как сами хотели. Вспомните хотя бы пленки Мельниченко или кольчужный скандал, когда поставки оружия Ираку в итоге не подтвердились, но оторвать Украину от евроинтеграции удалось. Сейчас у Кремля цель та же, но средства другие. И персонажей для достижения цели, в том числе под легендой патриотов, как видно, хватает. Нам просто нужно быть бдительными». Интересно, что ни о каких конкретных действиях «пресс-служб» или «некоторых блогеров» на опережение в программе не сказали ни слова.

Зато сразу же после выхода программы на сайте Прямого появился целый ряд новостей с яркими заголовками. Во-первых, и сама программа имела подзаголовок «Наливайченко здав Крим та зривав отримання Україною Javelin», — хотя о «сдаче Крыма» конкретным человеком в программе речь не шла — только вобщих чертах упомянули, что пока Крым оккупировали, Наливайченко летал с Медведчуком в Москву. Другие новости были озаглавлены в таком же духе — вроде: «И. о. председателя СБУ Валентин Наливайченко в 2015 году прикрывал антиукраинскую деятельность Медведчука — вице-президент ПАСЕ». Олегу Рыбачук при этом ни одной отдельной новости не посвятили, а Тимошенко — одну: «Штази, кум Ющенко и старые кгб-шники: Прямой обнаружил связи Юлии Тимошенко с российскими спецслужбами».

И хотя сложно оспаривать жадность и неразборчивость (это еще мягко сказано) украинских политиков, и вполне вероятно, что среди чиновников первого ранга в Украине действуют агенты КГБ или ФСБ, и даже если предположить, что Наливайченко — «консерва ФСБ», а Рыбачук — сотрудник КГБ, то все равно после программы возникает вопрос — почему сейчас? Почему именно сейчас, вице-президент ПАСЕ, он же — член фракции БПП решил расследовать факты, о которых было — по крайней мере, о Наливайченко — известно все последние четыре года? Почему информация о Рыбачуке, которая появилась еще 20 ноября, заинтересовала Арьева и других только сейчас? О нем как о «сотруднике КГБ» в начале 2018 года высказывались также генералы Маломуж и Скипальский — оба, кстати, для одного и того же ресурса, Guildhall. Ресурс этот имеет свой ютуб-канал еще с 2012 года — и ведущим массы программ на этом канале был, как это ни удивительно, Александр Данилюк, бывший советник Гелетея и Полторака.

Безусловно, украинскому руководству, помимо коррумпированности, жадности и непрофессионализма, мешают работать агенты страны-агрессора. Но почему-то «разоблачение» якобы таких агентов больше похоже на борьбу с любыми оппонентами (даже самыми бесперспективными) в предвыборной гонке — и заодно продолжение борьбы с антикоррупционными ГО. Которые, видимо, все-таки мешают насладиться власти плодами рук своих.

Фото: стопкадр программы

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
4905
Коментарі
1
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Media Sposterigach
2493 дн. тому
Авторка припустилася фактичної помилки. В. Наливайченко очолює не "Солідарність", а "Справедливість". Прошу вирахувати помилку з гонорару за статтю. Треба заплатити їй менше, ніж зазвичай за текст такого обсягу.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду