Пол, возраст и цвет глаз: как украинские СМИ манипулируют фактами, выдавая дискриминацию за важную информацию
Недавно мне напомнили о правиле «трех П», которому меня, тогда еще студентку Института журналистики КНУ имени Тараса Шевченко, учил профессор Николай Тимошик. Оно заключалось в следующем: любой, кто работает с текстом, будь то издатель, редактор или автор, должен придерживаться таких качеств, как порядочность, профессионализм и патриотизм. В этом материале я хочу разобрать журналистские тексты на предмет порядочности, а именно — обратить внимание на морально-этическую составляющую.
Каждый из нас то и дело сталкивается с анекдотами про блондинок, женщин за рулем, шутками о том, как отличить гея от пи***аса и насмешками над «женской логикой». Казалось бы, что здесь такого? На этом построены популярные юмористические телешоу, КВН и стендапы молодых комиков. На этом же выстроена украинская реклама: фотографии голых девушек на билбордах привлекают внимание прохожих, а как будто бы «оригинальные и смешные» подписи вроде «Возьми две» возле такой картинки, когда речь идет, например, о бытовой технике, удачно врезаются в память. Однако в нормальном обществе это называется объективизацией и сексизмом, а ущемление прав по какому-либо признаку, будь то возраст или пол, — дискриминацией.
К сожалению, украинские СМИ повально транслируют подобные месседжи своей аудитории, искусно играя в заголовках на каких-то отдельно взятых характеристиках героя публикации. И неудивительно — это больше цепляет.
Цвет волос и внешность
Встречали ли вы хотя бы раз новости о том, что «стройный 35-летний брюнет назначен директором компании N»? Вряд ли. Зато новостей о том, что «26-летние блондинки», «эффектные брюнетки» и «35-летние женщины» занимают руководящие должности или проходят в политику — просто пруд пруди. Возраст, рост, вес, цвет волос и особенности внешности и правда могут быть важными деталями в создании текстового портрета для героя или героини публикации. Но совсем не обязательно выносить такие характеристики в заголовок так, словно это — самое важное, что можно сообщить о персонаже.
Например, публикация о том, что эффектная блондинка стала первой женщиной-арбитром в Германии.
Бибиана Штайнхаус, о которой эта заметка, действительно выглядит эффектно. Но это — не главные ее заслуги, учитывая, что в 2007-м она была признана спортсменкой года в Ганновере, а также носит титул лучшего арбитра Германии в 2007-м, 2008-м, 2009 и 2010 годах.
Вот пример подобной публикации о жещине-арбитре, где информация подана совершенно иначе. Почему-то здесь не написано, что это «эффектная брюнетка» Екатерина Монзуль, зато указана национальность, что действительно важно, учитывая, что сайт — украинский и пишет о новостях страны. В подзаголовок вынесена информация о том, что для Монзуль подобное назначение — третье в ее карьере, что уже дает некоторое представление о профессиональных качествах спортсменки.
Еще один пример — снова публикация о назначении арбитра, на этот раз — мужчины. Новость подана нейтрально, в заголовке вообще не указан пол и какие-либо детали.
Деление людей на «блондинок и брюнеток» в СМИ — очень популярная фишка, а потому такие тексты проскакивают в любой рубрике. И в спорте, как мы уже убедились, и в политике, и в культуре. Вот, к примеру, новость о «брюнетке Джамале». Вроде бы, ничего странного, ведь новость опубликована в разделе «Гламур», контент в котором — про моду, прически, стиль и одежду. Но почему бы не написать что-то вроде «певица Джамала показала новую прическу»? Однако тут Джамала в первую очередь позиционируется как брюнетка, а не артистка.
В эту же категорию можно отнести новости из разряда «пышная модель», «пышнотелая актриса» и так далее.
Акцент делается на фигуре и особенностях телосложения.
Здесь слово «пышная» почему-то взято в кавычки. Кстати, если в заголовке Тесс Холлидей называют «самой пышной моделью», то в подазголовке — уже «одной из», что существенно меняет фактаж. И, кстати, для этого есть отличный термин plus size, который активно используется в моде. Можно было бы использовать его.
А вот — новости о том, как Никки Минаж появилась на красной дорожке. Буквально каждая вторая новость — с акцентом на фигуре американской рэпперши.
Возраст
И если фигура и формы, в основном, прерогатива глянца и таблоидов, то многие издания, которые пишут о политике, любят акцентировать внимание на возрасте.
17 мая этого года во Франции официально приступил к исполнению своих полномочий новый президент, Эммануэль Макрон. Одним из главных достижений Макрона до его избрания главой государства был закон для экономического роста страны. Документ так и прозвали — «закон Макрона». Глава Франции работал в правительстве, создал собственное движение под названием «Вперед!», объявив, что идеология не будет близка ни правым, ни левым силам, и написал книгу «Революция», которая тут же побила рекорды по читаемости. Но когда стало ясно, что Макрон может выиграть президентскую гонку, публикации о нем обрели совершенно другой ракурс.
Главным ньюзмейкером стал отнюдь не сам политик, а его супруга, Бриджит Макрон. Супруги Макрон шокировали общественность серьезной разницей в возрасте: ему — 39, ей — 64. Бриджит — школьная учительница Макрона, которая вышла за него в 2007-м. Впервые она появилась на публике как жена Макрона еще в 2015-м, на ужине с испанским королем и его супругой. Однако информпространство взорвала только сейчас. Сотни публикаций рассказывали миру о президентской чете, акцентируя внимание именно на возрасте обоих.
Особенно акцентировалось внимание на возрасте Бриджит — ее называли «престарелой» и «пожилой».
Российское издание Buro 24/7 опубликовало статью, в которой описывается, какой образ создают медиа чете Макрон.
Автор пишет, что любую западную или российскую статью можно резюмировать несколькими словами. Акценты — на разнице в возрасте и на том, что Бриджит когда-то была учительницей Эммануэля. Кроме того, в прессе активно обсуждали тему сексуальной ориентации французского президента. Писали, якобы на самом деле Макрон — гей, который лишь прикрывается женой на публике.
Кстати, вот еще один пример заголовка, где акцентируется внимание на «престарелости» — новость о российской модельерке Кире Пластининой и ее супруге Трейе Валлетте.
На самом деле на фотографиях в той же статье Валетт выглядит довольно молодо. Почему издание назвало его «престарелым» — загадка.
Вот еще примеры, где главным достоянием героев, кажется, является именно возраст:
Возраст — излюбленная тема для манипуляций и в украинских медиа. Вспомним хотя бы истории с «24-летней заместительницей Авакова» Анастасией Деевой или «26-летнюю заместительницу Саакашвили» Соломию Бобровскую.
Ну и в завершение — новость уже не о знаменитостях, а о «простом смертном», дворнике, который покончил с собой.
Родственные связи
В октябре прошлого года скончалась известная актриса Оксана Батько-Нищук, супруга министра культуры Евгения Нищука. На счету Батько-Нищук — более десятка ролей в театре и несколько киноработ. Одна из самых известных — роль Мавки в спектале «Лісова пісня» по мотивам одноименного бессмертного произведения Леси Украинки.
Извещая о смерти артистки, пресса писала о ней исключительно как о «жене Нищука», но не как о самодостаточной актрисе с собственными творческими достижениями.
Вот еще один пример манипуляций с родственными связями, заметка о дочери американского актера Дольфа Лундгрена, Иде Лундгрен. «Вся в отца» — говорится в заголовке, и дальше сообщается, что девушка позировала топлесс.
Дальше по тексту — рассказ о том, как Ида позировала полуобнаженной для модных журналов на пляже. Есть пару строк о том, что она — «вылитый отец». Но заголовок сложен таким образом, будто бы «вся в отца» она именно потому, что, как и он, снялась топлесс. Конечно, герой боевиков Лундгрен неоднократно появлялся на экране с голым торсом, демонстрируя накачанные бицепсы, но это сравнение в данном контексте совсем неуместно.
Неженские профессии
Отдельная тема — использование феминитивов в журналистских публикациях. Украина потихоньку приходит к тому, чтобы называть представителей и представительниц согласно гендеру. Но многие СМИ все еще игнорируют этот пункт, продолжая употреблять «привычные» нарицательные. Как, например, на этом скриншоте, где в заголовке написано «народный депутат», а по тексту и по иллюстрации понятно, что речь — о женщине.
На самом же деле нет совсем ничего страшного в использовании женских вариантов профессий. «Народная депутатка» звучит ничем не хуже и сразу дает представление о том, какого пола персонаж в публикации.
Такую практику пытаются внедрять разные издания. Но по поиску видно, что некоторые все же продолжают употреблять оба варианта одновременно. Наверное, считают, что таким образом избавятся от тавтологий.
А вот — пример того, как можно было писать, соблюдая баланс и называя вещи своими именами:
Ну и в завершение — снова заметка о Джамале, с «мастерски» составленным заголовком.
Фото: скріншоти сайтів