Клаус Эдер: «Журналист рассказывает о киноискусстве, критик живет в мире кино»

7 Січня 2012
25239

Клаус Эдер: «Журналист рассказывает о киноискусстве, критик живет в мире кино»

25239
Генеральный секретарь ФИПРЕССИ: на третьем Одесском кинофестивале уже будет работать жюри Международной федерации кинопрессы
Клаус Эдер: «Журналист рассказывает о киноискусстве, критик живет в мире кино»

Генеральный секретарь ФИПРЕССИ о том, как вступить в Федерацию, о различии между кинокритиком и киножурналистом, поддержке кинематографа в Германии и личных преференциях в искусстве.

 

- Господин Эдер, вы окончили Штутгартский университет, где занимались великой немецкой литературой. Перед вами открывались интересные перспективы в работе. И вдруг - ради кинематографа изменяете словесности. Что стало поводом для столь крутого поворота в судьбе?

- Я бы сказал так: молодой человек, выходя из школы, готовясь поступать в университет, открыт миру - ему всё интересно, он схватывает на лету любые прогрессивные идеи. Так и я, став студентом, был занят поисками занятия, которое бы поддерживало мои размышления о жизни, об искусстве. В тот момент это были русский театр и русская литература. Но по мере того, как углублялся в изучение данных предметов, понял, что театральное искусство несколько потеряло актуальность. Вышло из моды, если хотите. Театральные постановки воспринимал как прекрасные, но музейные экспонаты. В это же время услышал о французской «новой волне» в кинематографе (Nouvelle Vague). Это направление было подобием революционного взрыва в кино конца 50-х, 60-х годов прошлого века. Его пионерами стали молодые амбициозные режиссеры, многие из которых уже имели опыт работы кинокритиками и журналистами. Своими лентами - во многом экспериментальными, нередко с радикальными для тех лет кинематографическими приемами - они протестовали против засилья далеких от реальности коммерческих фильмов. По мнению самых известных основоположников французской «новой волны» - Франсуа Трюффо, Жан-Люка Годара, Эрика Ромера, Клода Шаброля, режиссер должен быть автором своего фильма на всех этапах его производства, чтобы выработать собственный узнаваемый стиль. Они пропагандировали яркий индивидуализм, что весьма импонировало мне. И стало ясно: мой выбор, моя судьба - кинематограф.

 

- В 60-е годы бурно развивалось не только французское, но и немецкое кино. Набирал силу итальянский неореализм. Эти фильмы также оказали влияние на перемену вашей профессиональной деятельности?

- Итальянский неореализм родился позднее. Когда я начинал заниматься кинематографом, потрясением в моей жизни стали именно фильмы авторов «новой французской волны». Кроме того, большое влияние на увлечение киноискусством оказал теоретик кино Андре Базен и вообще вся французская литература того времени.

 

Позднее, в середине - конце 60-х, я увлекся немецким, польским кинематографом. Это было удивительное время - мы все боготворили кино, хотели снимать авторские фильмы. Замечательное чувство! Кроме того, тогда я жил в Мюнхене, где как раз началось производство немецких картин, также удостоенных формулировки «новая волна».

 

- За почти 50 лет работы в кино вы написали много монографий о ярких представителях кинематографа из разных стран мира. В том числе об Анджее Вайде, Луисе Бунюэле, Никите Михалкове, Андрее Кончаловском. По какому принципу выбирали героев?

- Конечно, все эти книги говорят о моих симпатиях. Так случилось, что не немецкий, не французский кинорежиссер, которого я любил, стал моим первым героем, а поляк Анджей Вайда. Я поехал в Варшаву, пересмотрел все картины, снятые им, а также некоторые театральные постановки, которых раньше не видел. Это были мои университеты. Мировоззрение Вайды оказалось близко моим собственным размышлениям о жизни.

 

Потом мир кино узнал имя японского кинорежиссера Нагисы Осимы. Далекая страна, незнакомая культура, язык, которого я не знал... И, тем не менее, Осима также был человеком моей группы крови. Так я стал поклонником японского кино.

 

Затем Никита Михалков. Андрей Кончаловский... Считаю, что Кончаловский - великий режиссер. А Никита Михалков... был кинорежиссером. В свое время я увлекся их творчеством, которое уважаю и сегодня.

 

Через какое-то время я влюбился в работы мексиканца Артуро Рипштайна. Сейчас он один из самых известных режиссеров Мексики. А начинал карьеру, работая ассистентом у великого Луиса Бунюэля, когда тот снимал свои фильмы «Назарин» и «Ангел-истребитель». Дебютировал в кино Рипштайн совсем молодым (ему было чуть больше двадцати), картиной «Время убивать» по сценарию Габриэля Гарсиа Маркеса. И в дальнейшем много сотрудничал с модными и популярными тогда латиноамериканскими писателями. Одна из его последних работ, к примеру, также снята по роману Маркеса «Полковнику никто не пишет». Я посмотрел его фильмы и решил написать книгу.

 

Меня никогда не интересовал кинематограф, который называют мейнстримом, голливудская продукция. Люблю классику. Сложные отношения складывались у меня с Луисом Бунюэлем. Потому что он - пришелец с другой планеты, причем весьма скептично относящийся к церкви, к религии. Бунюэль был близок к сюрреалистам. Факт впечатляющий, но сам режиссер никогда этого не понимал. Я же всегда знал, что существуют вещи, в которые он даже не пытался вникать. Однако если в искусстве таится некая загадка, оно всегда прекрасно.

 

- Вас избрали генеральным секретарем Международной федерации кинопрессы в 1987 году. Эту должность вы занимаете и сегодня. На профессиональный взгляд, существует ли различие между кинокритиком и киножурналистом?

- Хороший вопрос. Есть страны, где пытаются провести грань между этими профессиями. И такие - как Германия, где ее не существует. На мой взгляд, всё очень просто. Журналист связан узами с газетным, журнальным миром - с прессой, телевидением. Он рассказывает о киноискусстве. А кинокритик живет в мире кино. Киножурналист, делая свою работу, пишет не только о фильмах, но и об актерах, режиссерах. Делает репортажи со съемочных площадок, берет интервью. У успешного критика иные отношения с кинематографом. Он смотрит на него изнутри.

 

- Есть выражение, мол-де, кинокритик - это несостоявшийся режиссер. У вас никогда не было подобных амбиций?

- Нет.

 

- Актером также себя не представляли?

- Никогда. Мне достаточно офиса, в котором я сижу и пишу свои статьи, книги.

 

- На всех крупных международных кинофестивалях кроме основного жюри, оценивающего конкурсную программу фильмов, существует и весьма уважаемое в среде профессионалов жюри кинокритиков - ФИПРЕССИ. Какова процедура вступления в Международную федерацию кинопрессы?

- Во-первых, вы должны быть независимым журналистом или критиком. Это значит, что вашу работу оплачивает некая газета, журнал или телекомпания. Вы не получаете вознаграждение от продакшн-студий, дистрибьюторских компаний, пресс-агентств и так далее. Другими словами, не зависите от киноиндустрии.

 

Во-вторых, регулярно публикуете информацию о кино. Одной-двух статей в год недостаточно.

 

- Какие требования предъявляются к киносмотрам, претендующим на то, чтобы в их форуме участвовало жюри ФИПРЕССИ?

- Отвечу на ваш вопрос на примере молодого Одесского международного кинофестиваля, в основном жюри которого я работал нынешним летом. Если говорить кратко, киносмотр был организован прекрасно.

 

Во-первых, очень удачно выбрана дислокация для проведения фестиваля. Одесса - волшебный город у моря, июль - замечательное время года для проведения такого мероприятия.

 

Во-вторых, несмотря на то, что ОМКФ существует только два года, организаторы придумали много интересного. На меня огромное впечатление произвела демонстрация гениального немого фильма Фрица Ланга «Метрополис» в сопровождении симфонического оркестра на Потемкинской лестнице. Там собралось невероятно большое количество зрителей, причем меня потрясло, сколько пришло молодежи! Как эти молодые люди интеллигентны, хорошо знают английский язык! Фильм Ланга непростой и длинный, но никто из зрителей не ушел до конца просмотра. Это говорит о том, что, вероятно, они не так часто видят по-настоящему хорошее кино. И именно на фестивале могут насладиться шедеврами мирового кинематографа. Этот факт, естественно, говорит в пользу Одесского кинофестиваля.

 

Кроме того, во внеконкурсной программе были показаны самые свежие ленты, получившие призы на престижных кинофорумах мира в нынешнем году - в Берлине, Каннах, на других фестивалях. Я знаю, что приобретение их копий для показа стоит немало, что свидетельствует о финансовой независимости ОМКФ. И очень важно для его успешного развития.

 

На мой взгляд, существуют некоторые проблемы с формированием конкурсной программы. В нынешнем году она была несколько сыроватой, хотя и достаточно качественной. Думаю, фестивальной команде следует более четко сформулировать концепцию форума. Есть несколько идей по данному поводу, к которым, думается, организаторам стоит прислушаться. Например, сделать в Одессе смотр кинопродукции, произведенной в странах черноморского бассейна. И тогда зрители увидят кино, с которым нигде и никогда не смогли бы познакомиться.

 

Признаюсь, меня даже удивил уровень организации кинофестиваля. Все службы работали четко, слаженно. Никаких переносов, задержек просмотров. Высокий профессионализм переводчиков. Заметил лишь мелкие недочеты. Например, иногда плохо читались титры. Но это, как говорится, «блохи». Я постоянно бываю на кинофестивалях самого высокого ранга, и недоработки бывают везде. Это нормально. Всё остальное - окей!

 

После возвращения из Одессы рассказал о своих впечатлениях коллегам, мы обсудили «за» и «против» участия жюри ФИПРЕССИ на этом молодом форуме , и сегодня могу с удовольствием констатировать, что на Третьем Одесском кинофестивале уже будет работать жюри Международной федерации кинопрессы.

 

Более того, недавно организаторы ОМКФ сделали нам интересное предложение - возможно, в будущем году жюри ФИПРЕССИ доведется судить не фильмы основной конкурсной программы, а национальную продукцию - работы «Украинской лаборатории». Аргументы арт-директора Одесского фестиваля Алика Шпилюка таковы: в конкурсе зачастую принимают участие картины, уже известные профессионалам, прошедшие по другим форумам. Современный украинский кинематограф практически незнаком иностранным специалистам. Посему факт, что национальные работы будут оцениваться авторитетным международным жюри кинопрессы, станет престижным для конкурсантов и профессионально интересным для кинокритиков. Конечно, мы должны обсудить данное предложение с коллегами, но, думаю, игра стоит свеч.

 

- В каком состоянии сегодня кинопроизводство в Германии?

- Это серьезный и важный вопрос. Он имеет несколько составляющих. Например, на том же Одесском кинофестивале была представлена картина молодых немецких кинематографисток турецкого происхождения - Ясмин и Несрин Самдерели - «Альмания. Добро пожаловать в Германию». Подобных примеров сегодня в Германии немало. Молодые люди - выходцы из самых разных государств Европы и Азии, родившиеся и выросшие в нашей стране, работающие там, представляют Германию на кинофорумах мира. Причем весьма успешно. Думаю, что сегодня впервые в истории немецкого кинематографа происходит процесс, который можно определить как мультикультурное кино.

 

Второй сегмент современного кинематографа Германии - работы мэтров. В Одессе состоялась премьера документальной кинопоэмы, артхаусного 3D-фильма «Пина» всемирно известного режиссера Вима Вендерса. Успех был ошеломляющий!

 

Должен сказать, что в Германии существует устоявшаяся система государственной поддержки национального кинематографа, и молодые люди, получившие профессию, имеют возможность снимать свое кино. Правда, есть и опасность: многие картины производятся в копродакшне с телевидением. С одной стороны, это положительный факт: ТВ занимает важное место в жизни современного человека. Потому, естественно, требования телекомпаний необходимо уважать - это преобладание крупных планов в картине, чересчур мощный свет при съемках и так далее. Что, увы, в определенной степени ограничивает молодых режиссеров в поисках оригинального киноязыка. Кроме того, готовая работа автоматически получает первый экран на телевидении. А у нас затем бывают проблемы с отбором фильмов на кинофестивали...

 

- А каково положение с неигровом кино?

- Некоторые кинопроизводители проявляют интерес к документалистике. В основном, документальные ленты снимаются на телевидении. Бывает - хорошие, нередко - никудышные. Однако факт остается фактом: в последние 2-3 года неигровое кино возрождается. Вполне вероятно, что по популярности у зрителей документалистика в ближайшее время может опередить художественные ленты. Я никогда не говорю, мол, «это случится сейчас!». Однако телевидение регулярно показывает лучшие документальные ленты. Структура ТВ в Германии весьма прогрессивна. Существует, например, общественное телевидение. Так что возможностей у желающих снять документальную ленту и дать ей жизнь на ТВ достаточно много.

 

- Кроме профессиональной оценки, у вас, естественно, есть личные предпочтения в кино?

- О... (Задумывается.) Я люблю фильмы, которые меня вдохновляют. Не изучаю Facebook, не собираю информацию о картине, мне важно посмотреть ее самому и составить личное мнение об увиденном. Люблю, когда действие, происходящее на экране, держит меня, не отпускает после просмотра. И мне всё равно - это документалистика, вестерн, комедия или что-то еще. Разумеется, как интеллектуал не особенно благоволю к популярным жанрам. Но случается, что такие фильмы более всего «делают погоду». И если они трогают меня, я верю экрану, что ж, это замечательно.

 

Фото OIFF.com.ua

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
25239
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду