Гоголь сорвал «Дах»
Празднование 200-летия со дня рождения Николая Гоголя в его заповеднике-музее в селе Гоголево, организованное театром «Дах», оказалось роскошным театральным зрелищем в симбиозе с ленд-артом, а праздничную атмосферу можно было объяснить только одним фактом - усадьбу, которую любил и где творил, посетила душа Николая Гоголя.
Инициативу устроить настоящий праздник в музее-усадьбе родителей Николая Васильевича Гоголя проявили организаторы «Гогольфеста», который в этом году пройдет с 5 по 27 сентября, разослав приглашение в стиле «Ожидаются же в селе Гоголево, где писатель проживал с малолетства и где музей мемориальный Николая Васильевича находится, по случаю сего памятного дня нехитрые позорища театральные, подготовленные вашими покорными слугами командой "Гогольфеста", Центром современного искусства "Дах" и этно-хаос-гуртом "ДахаБраха". Ожидаются также явства и напитки нехитрые и общество задушевное».
Дорога должна была занимать около четырех часов, но учитывая, что 1 апреля и что мистика в произведениях Гоголя как раз и позаимствована из тех окружающих Полтаву мест, к пункту назначения два с половиной автобуса, наполненных журналистами, художниками Владой Ралко и Владимиром Будниковым, галеристом Евгением Карасем, прибыли с двухчасовым опозданием. Интересно, что сами же журналисты, представляющие как центровые столичные издания, так и узкоспециализированные - к примеру, teatre.com.ua, очевидно, с целью развлечения в долгой дороге пустили слух, что едем так медленно и с остановками для того, чтобы не наткнуться в усадьбе на Виктора Ющенко! Который там побывал еще до того, как мы выехали из Киева. Весьма показательно - акулы пера, то есть элита общества виноватыми в трудностях дороги с куда большим наслаждением признают не заблудившегося водителя, а Президента.
Водитель, тем временем, тоже пал жертвой околополтавской чертовщины: оказалось, что села Гоголева два, с разницей в полчаса быстрой езды.
В усадьбе нас встречали актеры театра «Дах» в характерных высоких меховых шапках, угощения, а берег озера был заставлен вычурными соломенными фигурами. Многие приехали сюда своим ходом из Киева, приглашены были также дипломаты и «полтора депутата». Местные жители - гоголевцы! - тем временем взирали на поглощавших соленые огурчики, бутерброды с салом, самогон и наливочки столичных гостей с другого берега. Сложно сказать, думал ли об этом Влад Троицкий, но, организовав фуршет на том же берегу, что и часом позже - представление, он тем самым сделал и его частью спектакля.
Другой берег - где, собственно, и расположен дом родителей Николая Васильевича (в хорошем, весьма привлекательном и для иностранных туристов состоянии), - выполнял роль зрительного зала. Пространством для представления была избрана вся усадьба, поэтому по темным ее дорожкам расхаживали персонажи в зловещих белых масках, создавая атмосферу ирреальности, которой Гоголь, несомненно, порадовался бы.
Представление длилось около полутора часов - даховцы танцевали, зажигали соломенные фигуры, декорациями служили и другие освещенные элементы, а частью сцены стала даже дорога сбоку - изредка проезжавшие по ней машины гармонично дополняли зрелище, в равной мере состоявшее и из драматургии, и из окружающего пространства. Видео (и еще одно) передает крайне смазанное впечатление, ведь даже луна и звезды стали в тот вечер частью экспериментального перформанса в честь мертвого писателя (подготовка которого заняла у Влада Троицкого четыре дня). Где-то на краю озера, чуть ли не в воде, был даже установлен видеоэкран. Ну и неожиданностью, учитывая, что музыка, кажется, лилась отовсюду, стало размещение группы «Даха Браха» - они играли на деревянном причале, скрытые берегом и совершенно невидимые из толпы.