«Новые времена предъявляют высокие требования к объективности, непредвзятости и неприкосновенности журналиста»

22 Квітня 2005
1371

«Новые времена предъявляют высокие требования к объективности, непредвзятости и неприкосновенности журналиста»

1371
Шведская школа повышения квалификации журналистов ФОЙО(FOJO), сотрудничает с Институтом журналистики Киевского университета имени Тараса Шевченко уже несколько лет в рамках программы поддержанной агентством СИДА(SIDA).
«Новые времена предъявляют высокие требования к объективности, непредвзятости и неприкосновенности журналиста»
На протяжении двух дней в Институте журналистики проходил семинар «Тренинг преподавателей». Разговор с тренерами и организаторами нынешнего этапа сотрудничества Вероникой Менжун, Класом Туром и Кентом Хельтуненом касался вопросов методики обучения журналистов и развития общественного вещания, особенно актуального теперь для Украины.

В чем особенности работы ФОЙО в контексте преподавания современного журнализма ? Вероника Менжун:

Институт ФОЙО существует с 1972 года. Он был создан исключительно как школа повышения квалификации журналистов. Это структура, финансируемая государством, начиная с 80-х гг. и по сегодняшний день существует как часть университета в городе Кальмар. Особенностью обучения является то, что все курсы - краткосрочные. Если, например, раньше в Украине или России приглашали на курсы переподготовки на месяц-полтора, то у нас такого не бывает. Чаще всего практикуются тематические семинарах – экономический, социальный репортаж, курсы для менеджеров, по дизайну издания, теле-радио- журналистики, Интернет-издание и прочее.

Учредители и сотрудники института видят преимущества такого рода образования в том, что журналист, который специализируется в какой-то теме или является журналистом общего профиля, может погрузиться в отдельную тему в течении недели, обсуждать с коллегами только ее, и открыть для себя какие-то новые стороны этой проблематики, которые легко потерять в текучке рабочих будней. Особенностью менеджмента работы Института есть отстутствие постоянного шатата тренеров. Люди, которых привлекают как консультантов, тренеров, разработчиков отдельных курсов, преимущественно имеют уникальный практический опыт и работают в разных СМИ. Иногда для преподавания привлекаются политики или эксперты совершенно не журналистской среды.

Каким образом происходит усовершенствование методики тренингов в соответсвии с вызовами новой информационной эпохи ?

Клас Тур: Мы давно уже задумывались над тем, что академическая форма обучения во многом направлена на академические стандарты преподавания, в частности, превалируют лекционные формы. Поэтому пытаемся знакомить слушателей семинара с методиками, нацеленными на потребности аудитории, когда слушатель (студент или практикующий журналист) большей мерой управляют процессом или активно принимают участие в процессе обучения. То есть, если лектор или преподаватель, приходит на занятие и имеет четко обозначенную тему и стараясь подать ее в том объеме, в котором это возможно сделать, то наше обучение направлено скорее на процесс образования и процесс, когда слушатель вовлекается сам активно осваивает материал. Например, когда мы изучаем тему производства газеты, мы говорим о том, что недостаточно только преподнести процесс производства газеты, газетное дело, но и уметь анализировать прессу, что требуется для хорошего анализа и что требуется для создания хорошего газетного процесса. Помогая создать критерии анализа мы помогаем создать базу оценки хорошего или плохого продукта и также найти методы улучшения этого продукта.

Мы используем журналистские приемы для обучения преподавательским методам. Но конечно есть значительные различия преподавания студентам и практикующим журналистам, когда мы говорим о повышении квалификации. Когда мы проводим семинар для практикующих журналистов, люди приходят с уже наработанным опытом, они знают о чем мы говорим, понимают терминологию и могут сами принимать участие в дискуссии. Студент, не имеющий опыта работы, должен начинать с более низкого уровня.

Должен заметить, что Украина сейчас все в большей мере интегрируется в Европу, особенно после последних событий, тем самым будет расширятся сотрудничество и с европейскими университетами. Мы можем внести какую-то лепту в процесс обучения, но мы отдаем себе отчет, что это очень ограниченный вклад. Наша задача в том, чтобы совместно с украинскими коллегами заложить основы развития журнализма и журналистского образования, которые будут развиваться длительные годы, так как оранжевая революция заложила основу дальнейшей перспективы.

Один из процессов, которые стимулировала оранжевая революция, это общественное вещание – одна из ключевых проблем в Украине не только для специалистов, журналистов, но и для власти, общества в целом. Каково ваше видение роли общественного вещания, какое место занимает общественное вещание в Швеции?

Кент Хальтунен:

Если говорить о Швеции, то традиция общественного теле- и радиовещания очень древняя, по меньшей мере пять десятков лет создавалась структура в том виде, в котором она существует сегодня. Я лично ныне не могу представить себе ландшафт средств массовой информации Швеции без общественного вещания.

Я сам работаю на общественном телевидении и могу сказать, что основными постулатами являются независимость журналистов и независимость СМИ от каких бы то ни было политических и финансовых структур. На общественном телевидении запрещена реклама, дабы не поддаваться прессу со стороны экономических сил и финансирование идет не из государственных средств, а из лицензионных сборов, т. е., граждане Швеции платят деньги в специальный фонд. Чисто организационно устройство довольно сложное, но обеспечивает защиту, барьеры от влияния политиков на работу телевидения.

У нас в контексте обсуждения вопроса о становлении общественном телевидении приоритетным является вопрос о журналистских стандартах в общественных теле-радио- компаниях…

Кент Хальтунен:

Я могу сразу сказать, что мы говорим о высоких журналистских стандартах, о высокой степени независимости от других структур общества и высокий уровень непредвзятости. Если мы не достигнем таких стандартов, люди не будут платить за такое телевидение.

То есть, основой общественного телевидения является качество издаваемого продукта?

Кент Хальтунен:

Абсолютно верно. Если мы не будем давать качественный продукт, зритель будет просто возмущен, и не будет платить за это телевидение деньги, ведь оно финансируется из лицензионного фонда. Я думаю также, что нам присуща высокая степень неподкупности журналистов. Но вообще не все так безпроблемно, потому что штаты общественного телевидения Швеции сейчас сокращаются, а это значит, что многое из того, что показывают по телевидению, покупается у продакшн компаний.

Подобные тенденции не свидетельствуют ли, что интерес общества к общественному телевидению уменьшается? Каков интерес общества к общественному вещанию в целом?

Кент Хальтунен:

Если учитывать, что в структуре общественного телевидения два канала, даже больше, можно сказать, что рейтинг по-прежнему очень высок у общественного телевидения. Но я не буду рисовать безоблачные картинки. Сегодня может быть, чуть-чуть пошатнулась позиция такого вещателя, особенно много вопросов о будущем. И один из камней преткновения, конечно вопрос о финансировании, потому что ресурс у людей не безграничен, есть определенная болевая точка, которую нельзя переходить, а денег на содержание телевидения не хватает. Например, в Дании, где структура общественного телевидения очень похожа на шведскую, недавно было принято решение разрешить показывать рекламу, дабы спасти финансирование. Но конечно, у многих возникает вопрос, как можно сохранить независимость при существовании рекламы? Это уже, так сказать, определенный элемент продажности.

Что бы вы порекомендовали украинским журналистам и для создания общественного вещания, и для качества журналистского продукта?

Кент Хальтунен:

Я, наверно, отвечу так: хорошая система общественного вещания невозможна прежде всего без демократических институтов в обществе, без определенного уровня демократии. И поскольку я всем сердцем желаю Украине создать общественное телевидение, это обозначает, что я также, вот всего сердца желаю демократических завоеваний стране.

Клас Тур:

Надо также не забывать о том, что новые времена, может быть в особой мере, предъявляют требования к объективности, непредвзятости, неприкосновенности журналиста, и может быть, к еще более высокому уровню знаний. Поэтому хотелось бы пожелать, чтобы после изучения журнализма выходили высокопрофессиональные журналисты. А говоря о создании общественного вещания, хотел бы пожелать украинцам, политикам и власти изучить разные модели обустройства общественного вещания, и подобрать ту, которая ближе. Но нужно быть готовым к жесткой борьбе с коммерческими каналами, которых, как я понимаю, много. Я думаю, что чем больше Украина будет открыта для Европы, для других стран мира, тем больше может быть инвесторов и медиакоммерсантов появится здесь, которые будут конкурировать и, в том числе, с общественным вещанием.

За комментарием «Детектор медіа» обратились также к руководителю украинской части программы заместителю директора Института журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Тарасу Петриву Во время работы семинара речь шла о том, что три года назад Именно Институт журналистики стал инициатором сотрудничества с Институтом ФОЙО. Что стало определяющим в такой инициативе.

- Начиналось все с того, что со шведскими коллегами мы дискутировали о разных моделях журналистского образования. Например, в то время рассматривалась модель, действующая в Соединенных штатах, модели европейских стран, и та, возможно, консервативная, старая модель, которая работала в Украине. Как только изменились времена, нужно было отказываться от старых идеологических воззрений и выбирать, какая система журналистского образования может по достоинству конкурировать на европейских и мировых рынках. Шведские коллеги нас подрежали в поисках ответов на вызовы информационной эпохи. Мы начали налаживать систему модернизации в целом системы журналистского образования в Украине. Теперь пытаемся в рамках проэкта «Тренинги для тренеров», привлекая американских, британских, немецких, польских, российских и белорусских коллег, разрабатывать новые образовательные стандарты, которые бы были «сливками» достижений мирового журналистиковедения. Надеемся продолжить эту работу в рамках нового большого проекта «Развитие медиа навыков», в партнерстве с украинскими СМИ, негосударственными организациями, медиа профсоюзом и Союзом журналистов Украины, при поддержке Европейским Союзом.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
"Детектор медіа"
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
1371
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду