Теледизайн на киселе

21 Грудня 2011
14437

Теледизайн на киселе

14437
Арт-директор М1 Сергей Перцев – о роли тёти Любы в украинской телевизионной графике
Теледизайн на киселе

Европейская картинка - пока ещё не будни нашего ТВ. Пятизвёздочный, по украинским меркам, теледизайн - зачастую прерогатива самых рейтинговых каналов. А маленькие телекомпании в этом искусстве звёзд с неба пока не хватают. Смелые концептуальные идеи редкость даже на самом располагающем к этому «молодёжном» ТВ.

 

Концепция «Кровь с молоком», удостоенная «Телетриумфа» в 2011 году как лучший теледизайн канала, тоже не разбивает вдребезги стереотипы и надежды конкурентов. Идею питают фирменные цвета канала и лица наших гламурных тусовок. При этом качество исполнения и эмоциональная игра составляющих - на высоте.

 

Чтобы реализовать доступную идею, дизайнеры М1 отнеслись к этой задаче не как к рутине. Об истории создания триумфоносной картинки и о том, каким образом можно создать продуктивный дизайнерский отдел на небольшом эфирном канале - в интервью с арт-директором М1 Сергеем Перцевым.

 

 

Пища для промо

 

- Сергей, концепция «Кровь с молоком», кажется, появилась вместе с М1.

- В начале 2000-х, когда М1 только начинал вещание, это были заставки с крупными планами людей, на которых льётся краска. И с ней мы несколько раз входили в шортлист «Телетриумфа», но побеждали постоянно «Плюсы» - за исключением 2004 года.

 

Сейчас же нас отметили за концепцию, которая была презентована в эфире М1 год назад, а готовилась весной позапрошлого года.

 

То, что мы сделали, - результат довольно сложного съёмочного процесса. Обычно на высокоскоростную камеру снимают мелкие штучки. А у нас, к примеру, Ирина Билык восседает в бассейне, в котором было просто море краски. Кажется, мы первые, кто решился на такое.

 



 

- Как вам это удалось?

- Сама идея нам очень нравилась. «Кровь с молоком» - это просто красивые люди, красивые и здоровые. Так что тему краски решили продолжать. Только на другом уровне: ранее снимали на 35-миллиметровую киноплёнку с частотой 100-130 кадров в секунду, в этот же раз нашей задачей было показать, как эта краска «раскрывается». И здесь частота кадра увеличилась в десять раз. Невидимое для человеческого глаза, количество зафиксированных изображений позволяло отобразить всю красоту процесса.

 

Мы использовали две высокоскоростные камеры, Fantom и Vascam. Одну нашли в Украине, вторую арендовали у немецкой компании. Также потребовалось очень много света: кажется, мы выгребли все возможные приборы в Киеве, порядка 4500 кВт, но их всё равно недоставало. Снимали на открытой диафрагме, вследствие чего картинка получилась чуть-чуть мягкая. Сложности добавляло участие звёзд: знаменитости в студии собирались, конечно, очень долго.

 

В этом решении исходили из самого дизайна М1: белый цвет, красная «точка». В данном случае эта точка в краске выражена: белое с вкраплением красного цвета. И мы находили яркие эмоции, которые возникали на лицах участников съёмки во время взаимодействия с этой краской. Кстати, эмоции у всех возникали. :) Месседж такой: есть звезда, есть М1 (красная краска). Когда они сливаются, получается наш канал.

 

 

 

- И что пролилось на их головы? :)

- Это была не химическая краска, в обновлённой концепции мы абсолютно от неё отказались. Мы искали более гуманный и графичный заменитель.

 

Итак, «краска» должна была тянуться, ей должны были быть присущи графика и цвет. После месяца тестирований различных материалов мы сошлись на том, что это должен быть кисель с добавлениями красителя. Первый вариант «краски» получился комом: он соответствовал нашим требованиям, но звёзды заявили, что они обливаться этой краской не будут, намекнув, что она «чуть-чуть несъедобная». И у нас начался новый этап поисков красителя для киселя, который было бы этично выливать на лица знаменитостям. То есть, мы искали красивое и съедобное решение.

 

И мы начали путешествовать по предприятиям, которые занимаются производством пищевых красителей. Объездили три или четыре завода: берёшь, смешиваешь, пьёшь, а оно всё какое-то то фиолетовое, то ещё какое. Потом всё-таки нашли такой краситель, названия которого уж и не вспомню. Он был довольно мощный и, по описанию, съедобный. И хотя мы звёзд успокоили, что этот краситель пищевой, но я немного беспокоился: кисель приобрёл такой космический вид, что, как мне казалось, химическая краска на его фоне выглядела намного естественней. Сам же этот пищевой краситель я не мог от рук отмыть, наверное, недели три. Но звёзды как-то отмывались: у нас в студии был душ. Жалоб не поступало.

 

- Много ли потребовалось киселя?

- Около двух тысяч литров. С киселём проблему решила моя соседка тётя Люба. Она готовила его на своей кухне и выливала в бидоны, которые ей подвозили. Помню, за два дня до съёмки мы всё подготовили на площадке, на следующий день открываем - кисель прокис. И тётя Люба по новой сварила столько же. Это было очень интересно!

 

Кроме тёти Любы нам помогали каскадёры и команда пиротехников, которые участвовали в продакшне фильмов «Девятая Рота», «Обитаемый остров» и сериала «Диверсанты».

 

- В новой концепции промороликов М1 решили обойтись без краски?

- Да, новое оформление концептуально отличается. Во-первых, у нас поменялся слоган - «Музика всюди». И в этот раз мы хотели показать достопримечательности разных регионов Украины, но показать их по-другому. В Крыму снимали «Ласточкино гнездо», в Донецке - «Донбасс Арену», в Киеве - Московский мост и Родину-мать в памятнике. И с помощью графики дорисовывали наши атрибуты, чтобы показать, что эти объекты - музыкальные.

 

 

 

 

В этот раз мы крепили камеры к радиоуправляемым вертолётам. Убили их две штуки в процессе. Около месяца ездили по всей Украине, и в итоге подготовили серию из шести роликов...

 

Что касается смешения красного и белого, то эти элементы присутствуют в графике канала - как элементы оформления музыкальных клипов, к примеру.

 

 

Сам себе арт-директор

 

- В отношении дизайна у М1, пожалуй, лучшие позиции на украинском музыкальном ТВ. Как таких мощностей удалось добиться небольшому эфирному каналу?

- Мне кажется, мы нашли хорошую форму сотрудничества, когда студия А7 является одновременно и дизайнерским отделом М1, и самостоятельной структурой с собственными клиентами: «Интер», Первый национальный, Новый канал, К1...

 

 

 

Но пришли мы к этому не сразу. Я несколько лет работал на М1, собрал свою команду, и год назад предложил предоставить нам больше творческой свободы. Творчество - это такое дело интимное, и когда сидишь на канале, оно просто вытирается.

 

- Кто эти люди? :)

- У нас работает 12 сотрудников, среди которых специалисты по VFX и SFX, по 3D-визуализации.

 

Я являюсь арт-директором М1 и курирую оформление канала и разработки концепции. Обычные обязанности арт-директора.

 

- Да, только в нашей стране эти обязанности каждый раз настолько по-разному трактуются...

- У нас сложился класс арт-директоров, которые просто сидят и размышляют: «Это - да, а вот это - вряд ли. Скорее всего, даже нет». У меня всё по-другому: я такой боевой командир - и руковожу, и сам работаю. У нас небольшой штат сотрудников, и у всех постоянная загрузка. У нас нет такого понятия, что арт-директор - это человек, который понимает, каким должен быть красный цвет. :)

 

- А на что жалуетесь? :) Обычно креативным сотрудникам мешает давление руководства.

- В нашу работу руководство канала не вмешивается. В нашу - нет. Могут поправить, объяснив свою мысль, но никогда не настаивают. Понятно, их пожелания учитываются.

 

А вообще в стране такая проблема в работе дизайнеров есть. Возможно, поэтому стоящих дизайнеров так мало. Я сталкивался с руководителями, которые хотят нести своё видение - это страшно.

 

- Сколько времени вам предоставляют для выполнения задач?

- Как правило, это очень сжатые сроки.

 

- Дизайн - фирменная фишка М1. Ощущаете ли важность своей миссии? Выделяются ли, к примеру, амбициозные бюджеты на дизайн?

- Амбициозных средств никто не выделяет. У нас не гламурно: сотрудники А7 прошли довольно сильный отбор в течение трёх лет. Остались люди, одержимые своим делом, для которых заработок не самоцель.

 

Не каждый музыкальный канал может себе позволить дизайн-отдел в 12 человек. А у нас руководство поступило грамотно и предоставило свободу. С одной стороны, канал не тратит очень много денег на дизайн, с другой - заполучил 12 классных специалистов.

 

М1 на молодую аудиторию работает. Этим зрителям важно, чтобы была красивая яркая картинка и хороший вид. Поэтому я считаю, процентов 40 успешности музыкального канала заложено в картинке.

 

- Кто является автором концепции «Кровь с молоком» в версии 2010 года и «Музика всюди»?

- И первую развивал, и вторую создавал я.

 

Слоган «Кровь с молоком» придумал топ-менеджмент М1 ещё в самом начале. Мне очень нравится эта история - она чистая, безо всяких налётов.

 

- Видите что-то интересное для себя в оформлении других музыкальных каналов?

- Весело: на других украинских каналах дизайна нет вообще. У «MTV-Украины» есть немного таких идей. Но у них такая специфическая плоская история: мне кажется, оформление канала повторяет тренды четырёхлетней давности. Гораздо мощнее нишевый MTV Dance. Это сила: видно, что за специалисты там работают и что явно не сидят над заставками по два часа.

 

 

 

На Enter Music оформления нет. A-One, в принципе, не расстраивает: рокерский канал и должен выделяться по дизайну.

 

К сожалению, в отношении теледизайна Украина слабее во всём. На западных каналах технологии уже не играют никакой роли: там под них уже всё заточено, и вопросы о том, как идея будет реализовываться, не стоят. Там дизайн принято заказывать в продакшн-студиях, которые целенаправленно занимаются дизайном. Скажем, американская Troika выполняет заказы CNN, BBC и других каналов.

 

В отношении уровня нам на Troika ровняться рано. А что касается идей, ориентироваться на западные каналы не приходится: у них другая ментальность и другое восприятие мира.

 

- Ощущаете себя оторванным от мирового контекста?

- Нет, абсолютно. Я не варюсь в своём собственном соку, езжу в Амстердам, Париж, где посещаю выставки и покупаю книги. Да, мы не там, не в том сообществе. Но в Европе - своё, а у нас - своё, так что проблемы такой я не чувствую.

 

- У вас военное образование, не считая производственных университетов. Что помогло в освоении профессии?

- Просто запёрло. Ничто другое не интересовало. Естественно, многое почерпнул из книг, интернета. На сайтах, правда, много мусора, нужно уметь выбирать. Для себя я понял, что в интернете очень многое лежит, но без уточнений, как это сделано. Хочется иногда повторить этот уровень, а вот как это сделать - ты просто догадываешься методом проб и ошибок.

 

В книгах можно почерпнуть технические сведения, но ведь для работы в дизайне нужно выработать чувство цвета, динамики. У меня на это ушло лет пять. Сидишь, делаешь, люди говорят: «Класс», а ты видишь - не то. Да и вообще, теледизайн - специфическая тема, где надо, например, за три плана показать историю, которая начнётся, продолжится и закончится. И это всё должно вместиться в 7 секунд.

 

- А в профильный вуз поступить не пробовали?

- У нас нет учебных заведений, в которых преподавали бы не пожилые люди, а люди, сведущие в современных технологиях. Курсы теледизайна выпускают специалистов далеко не высокого уровня. И люди, которые знают и чего-то умеют в дизайне, как правило, самоучки.

 

Знаете, дизайнеры бывают либо очень ответственными, либо очень безответственными. И для первой категории очень актуальна проблема отсутствия авторитетов, которые могли бы их чему-то научить. А если такие и есть, они не спешат создавать конкурентов.

 

В России образование по теледизайну можно получить в Школе телевидения «Останкино». Знаю, что в Амстердаме есть Школа искусств. Вот туда я хочу, конечно, попасть. Её выпускники в Украине не задерживались. Но для того, чтобы поступить туда, нужно выучить голландский язык. :)

 

Ещё можно заказать мастер-класс зарубежного специалиста. Но для того чтобы получать его консультации в течение недели, нужно потратить 20-30 тысяч долларов. Пока таких сумм у А7 нет.

 

 

- Кого вы, в итоге, считаете своими учителями?

- Мой базовый учитель - Валентин Коваль. А так, помогать себе приходилось самому.

 

- Какие цели ставит перед собой А7 и как вы представляете себе развитие компании через 5 лет?

- Глобальной цели нет. Хотим приобрести кое-какое оборудование, поднять качество продукта. Правда, сейчас в этом отношении украинские студии не отстают от зарубежных на несколько лет.

 

Хочется получить не только «Телетриумф» и поучаствовать в каком-то мировом конкурсе. В Украине всё довольно-таки понятно: есть несколько человек, которые делают качественную работу, и в шортлист выйдут три-четыре канала, которые обращают внимание на дизайн. Мнение зарубежных экспертов поинтереснее. «Телетриумф» переваривает то, что есть в Украине. А что у нас есть в Украине?

 

 

Справка ТК

 

Сергей Перцев родился 3 мая 1979 года в Щецине (Польша).

 

В 1999 году окончил факультет автоматической системы управления Киевского института военно-воздушных сил.

 

Первые навыки дизайна постигал во время работы на OTV. В 2001 году начал карьеру дизайнера начал на М1, выполняя такие задачи, как оформление программ и спонсорских пакетов.

 

С 2005-го по 2007-й был продюсером продакшш-студии А7. Вернулся на М1, когда понял, что теряет профессию: «Вот просят меня сделать заставку, а я сажусь и у меня получается такое "г"».

 

В 2003 году инициировал создание компании А7, которая специализируется на дизайне М1 наряду с выполнением заказов других телеканалов.

 

В 2011 году за графическое оформление эфира «Кровь с молоком» награждён премией «Телетриумф».

 

Фото Павла Довганя

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
14437
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду