Киевский формат: здесь галичане договорятся с «донецкими»

3 Червня 2004
830

Киевский формат: здесь галичане договорятся с «донецкими»

830
Алексей Зотиков, автор высококлассных краеведческих телепроектов, киевлянин по происхождению, призванию и вероисповеданию отвечает на вопросы «ТК»: Что такое «киевский формат»? Каким он должен быть не нашем ТВ? И почему его там так мало?
Киевский формат: здесь галичане договорятся с «донецкими»

Разговаривала Анна Шерман, «Детектор медіа» Алексей Зотиков – автор высококлассных краеведческих телепроектов: от легендарных сюжетов в светлой памяти «Телемании» на «1+1» и «Дай пять!» на «ТЕТе» до завершившегося в День Киева кругосветного путешествия по Украине «Дорога домой» на «Интере». Киевлянин по происхождению, призванию и вероисповеданию отвечает на естественные вопросы «ТК»: Что такое «киевский формат»? Каким он должен быть не нашем ТВ? И почему его там так мало?

– У нас есть две крайности: с одной стороны – полное отсутствие киевского духа, с другой – пресловутый лозунг: «понаехало тут…»

В 1998 году у Замка Ричарда, начиная программу «Дай пять!», я разбрасывал в сторону Андреевского спуска листовки с призывом заключить мир между киевлянами. Я предлагал тогда официально и торжественно помирить людей, которые здесь поселились недавно, и тех, кто имеет тут дедушек-прадедушек. Ведь и прадедушки тоже когда-то были лимитой.

В этом, по-моему, и должен быть главный смыл «киевского формата». Но… Чтобы делать сегодня в Киеве программу о Киеве, нужно либо доказывать происхождение по прямой от Рюрика чисто конкретного начальника РСУ, либо снимать сериал о жизни пяти поколений его заклятых друзей из другого района...

Я выбрал большее зло из трех. Я предложил одному из московских кабельных каналов программу «Старший Брат».

Как это у Жоры Оруэлла: «Старший Брат смотрит на тебя!». В Украине исторически разумеют, кто такой Старший Брат.

А в нашей программе «старший брат» – это Киев. Надо напомнить ребятам об их милой былинной прародине…

В качестве «пилота» я привез им старую программу, которую мы записали на валу возле Спаса на Берестове. Была она достаточно циничной и шокирующей.

Из города тогда только что уехал Юрий Лужков, бывший здесь с весьма дружественным визитом. И в «Киевских ведомостях» вышла его фотография в бескозырке с золотой надписью «Юрий Долгорукий».

А Юрий Долгорукий лежит у нас. Но он лежит не там, где поставлен громадный саркофаг в начале пятидесятых, к 800-летию Москвы и 300-летию воссоединения Украины с Россией. В церкви – кенотаф, погребение отсутствующего персонажа. На самом деле все Мономаховичи лежали по периметру за церковью. Эти погребения были найдены в конце 80-тых. И прах бедного Юрия Долгорукого, от которого остался фрагмент черепа и несколько костей, включая тазобедренную, сохранялся в отделе археологии лаврского заповедника, завернутым в газету «Правда».

Мы поступили рискованно, но просто хотелось, чтоб нас расслышали. Мы принесли основателя Москвы на Спасский вал и устроили по нему настоящую киевскую тризну. Мы купили на базаре только те продукты, которые были в Киевской Руси в XII веке. Курочка, репка, огурчики, капусточка… Исключение составляла только водка «Старокиевская», потому что водка появилась на Руси только в середине XIV века. Постелили рушничок, развернули газету с Юрием Владимировичем и рассказали историю его жизни.

У него в костях были найдены соединения ртути. Киевляне его отравили. Он три раза пытался занять киевский престол. И три раза его отсюда выпихивали. Он киевлянам жутко не нравился.

А лет за сто двадцать до него киевляне примерно так же относились к конунгу Ярицлейфу Хромому. Это он потом стал Ярославом Мудрым и нашим первым библиотекарем. А до Киевской гражданской войны 1015-1024 годов он хуже говорил по-славянски, чем «по-руськи»…

«Руський» рубежа Х-ХI веков – это скандинавский язык. Русь – это хороший скандинавский термин. Один из выпусков программы «Старший брат» будет называться «Руський Берег». Рос-лаген – архипелаг под Стокгольмом. Это название существует с IX века. Не туда пришли, а оттуда пришли. Надо с этим смириться и понимать – это судьба всей Европы. Из военных баз викингов от Сицилии до Великой Перми вышли многие правители Европы…

Когда викинги с русского перешли на славянский – это была революция… Когда жена прежнего норвежского посла читала мне в оригинале «Сагу о Эймунде», тогда я понял, как говорили в Киеве тысячу лет назад. Настоящий «рак горла»…

– А сегодня бывшие киевляне говорят на десятках языков по всему миру…

– Подумавши, отступился от идеи Всемирного клуба киевлян, с которой носился в конце 80-х. Есть опыт Всемирного клуба одесситов (председатель М. Жванецкий) – это была такая тихая бизнес-мешпуха, ездил туда специально перенимать опыт, когда вел программу в формате «Дай пять!». Газета выходила там – «Всемирные одесские новости».

Но у нас другая крайность. Киевская всемирная диаспора, к сожалению, – это диаспора людей, имеющих, как правило, обиду на Киев.

Для пилотной серии «Дороги домой» я поехал в Москву собирать интервью у киевлян. Леонид Броневой на заднем крыльце Ленкома посинел лицом, когда узнал, что я из Киева. Он начал говорить со мной, как говорят продавщицы в овощном отделе, обращаясь во множественном числе, когда ты стоишь перед ней один, без очереди. «Вы, киевляне, моего отца засадили, дядьку расстреляли…» Свои подобные истории у Аркадия Арканова. И у первой красавицы 50-х годов с улицы Пушкинской – Элины Быстрицкой… Пожалуй, только Кирилл Лавров с большим пиететом рассказывал о Крещатике – наверное, потому, что он не киевлянин по происхождению. Он просто пошел сюда на повышение. Даже Юрий Рост, живший в одном квартале от Лавровых, который тут всем все прощает и с удовольствием приедет сюда на пару недель, все же явно ни за что не вернется сюда жить. Итак, киевская всемирная диаспора – это диаспора обиженных на Киев. Кто-то мне возразит – буду счастлив.

– И все же, в каком виде на нашем ТВ может быть представлен сегодня киевский формат?

– Это должны быть асимметрично разбросанные по разным каналам программы. Важно и то, на каких именно каналах это будет. Потому что каналы, находящие Рюриково происхождение начальников РСУ, – это одна мотивация. Каналы, включенные в международный синдикат голливудских меховщиков и ювелиров – это другой мотивчик. Ни в одном из этих форматов нашего с тобой Киева не будет. Что им дедовская этажерка – они «шкафом зеркальным интересуются»…

Главное, чтобы этот формат не был политическим. Я бы поставил ему подзаголовок: «После политики». Поэтому и в эфире он должен быть достаточно поздно, после политики, после того, как все друг с другом разберутся. Чтоб у экрана остались в основном те, кому для нормального самочувствия достаточно разобраться с самим собой и со своей жизнью.

Это могут быть сериалы в формате, который придумал Александр Иванович Куприн – «Киевские типы». Хотя, на самом-то деле, типы закончились в 17-м году. Пришел один большой тип, и при нем сохранились отдельные личности. Вот личности должны быть героями. Не преуспевшие благодаря родственным связям, кто рулил и был верным помощником рулевого, а личности, которые существуют вопреки, которые, как лосось, идут вверх по течению. Вот этих людей надо искать.

– Какое самое киевское ощущение от Киева сегодня?

– Киев – это Земля в миниатюре. Кто тут только не живет . Чего стоят наши замечательные украиноязычные телеафриканочки… Все произошло очень быстро. Мы несколько охренели от перемен и оказались в состоянии наших прадедов, которые пережили 17-й год, 20-е годы. Это охренелое состояние запечатлели Ильф и Петров. Мы пережили не меньшую драму, чем объекты их подхихикивания. Мы уже тоже – «из раньшенной жизни». И надо мостик перебросить, хотя бы такой же крепкий, как патоновский пешеходный между Царским и Купеческим садами. Чтоб на мостике том смогли общаться, не поплевывая ни вниз, ни друг на друга, и те, кто вырос в Интернете, и мы, которые помним, как жилось «с удобствами во дворе»…

Надо воспитывать отношение к столице. Говорят же – «Московское государство». Вот если будет «киевская Украина», тогда у страны, наконец, появится голова. И мы не будем делиться ни по Днепр, ни по Збруч, что нам грозит каждый год при определенных геополитических раскладах. Когда Киев станет реальной головой, тогда опасность раскола страны пройдет. Здесь галичане встретятся с «донецкими» и договорятся и на политическом уровне, и в духовной сфере, и денежки они наконец-то все поделят. Конечно, это идеальная ситуация.

Разговаривала Анна Шерман, «Детектор медіа»

Полный текст интервью с Алексеем Зотиковым читайте в июньском номере журнала «Детектор медіа»

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
830
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду