Если объект – это штамп…

11 Травня 2004
914

Если объект – это штамп…

914
О том, как трудно снимать политиков, рассказывает фотокорреспондент еженедельника «Профиль» Александр Кадников.
Если объект – это штамп…
Александр Кадников – фотокорреспондент еженедельника «Профиль», одного из немногих цветных и глянцевых журналов, претендующих на общественно-политическую нишу. Потому-то и решила «ТК» обратиться к Александру – кстати, не так давно приехавшему из Симферополя – за свежим взглядом на тенденции в подходе к имиджу украинских политиков в прессе.

– Александр, сегодня ты снимаешь политиков, а еще несколько лет назад ты снимал природу. Что же все-таки является темой твоего творчества?

– То, о чем ты говоришь, – это западный подход. Там фотограф понимает, что с точки зрения карьеры лучше сосредоточиться на одной или нескольких темах. Но есть еще понятие временное – нельзя сделать хороший снимок за один день. Можно снимать объект год, а потом выпустить альбом. На Западе эта система хорошо отлажена. У нас ее нет. То же и с политиками. Нужно собирать материал, отбирать более интересные снимки. Например, был период становления украинского государства. У фотографа Виктора Марущенко на Западе вышло два альбома о том, как поднималась Украина, как студенты бастовали, что происходило на улицах, в политике. Произошло удачное совмещение – высокого художественного качества фотографии и отпечатка времени в них. Это просто бесценный материал. Но мне неинтересно снимать только в одном направлении. Хочу попробовать себя во всем.

– У тебя есть фотографии, которые могли бы войти в цикл и составить альбом?

– Я снимаю политиков лишь год. Сейчас не такое интересное время, но какие-то «безобразия» конца прошлого года в Верховной Раде есть и в моем архиве. Однако говорить о завершенном цикле, который мог бы вылиться в альбом, пока рано. Когда смотришь сюжеты телевизионных новостей или газетные фоторепортажи о Верховной Раде, понимаешь, что они не передают на самом деле сложившейся там атмосферы. Чтобы отобразить адекватно, уловить суть происходящего, надо прожить вместе с политиками не один час и день.

Когда я в первый раз попал в Верховную Раду, то пережил шок – для меня все депутаты были на одно лицо. Вырисовывался четкий типаж – костюмчик, галстучек. Речь идет не о ключевых фигурах – Виктор Ющенко, Леонид Кравчук, Александр Мороз, у которых есть ярко выраженная харизма. Среднестатистического депутата из массы очень сложно выделить.

И попробуй сделать портрет незаметного человека, чтобы зритель мог вникнуть в его сущность. Сложно, если эту сущность тот всячески пытается типизировать. Вообще портрет – это очень сложный жанр. Это относится не только к политикам. Чтобы сделать хороший творческий портрет, нужно избежать всех штампов… И здесь возникает конфликт между желанием и действительностью. Хочется творчества, а как можно стремиться к этому, если объект – это штамп?..

Особенно сложно, если человек неэмоциональный. В Верховной Раде есть те, кто дружелюбно относится к прессе, осознавая, что это дополнительный пиар и фото – это тоже часть самопропаганды.

Был казусный случай с одним депутатом, который в вышитой сорочке постоянно ходит… Была хорошая погода, я ему говорю: давайте выйдем на улицу, я вас там сфотографирую. Он ходил в пиджаке, и я ему предложил его распахнуть, показывая рубашку, как будто за душой у него не спрятан камень и он открыт для общения. Он распахнул пиджак, а там дырки… Он смутился и сказал: «Не будем этот кадр делать»…

– Наверное, депутаты обижаются, если на фото они выглядят не стандартно?

– Я пытаюсь ловить неожиданные моменты, выбрать необычный ракурс. Некоторых депутатов снял в профиль, так как журнал, в котором я работаю, называется «Профиль». Они сильно обиделись и выражали свое недовольство. У одного нос большой, другой плохо побрился… Все хотят видеть себя улыбчивыми, благовидными. Поэтому, когда снимаешь человека в профиль, он настораживается. Я это понимаю.

Я не люблю снимать нашего Президента. Его охрана по отношению к журналистам ведет себя некорректно – «туда не иди, сюда не ходи». Например, когда Путин приезжал, стало ясно, что у россиян, в отличие от пресс-службы нашего Президента, налажен четкий механизм сотрудничества с прессой. Пресс-секретарь Путина действительно занимается журналистами. Но не нашими – своими. Украинскую прессу во время визита Путина загнали на второй этаж. Хотя там и удобно снимать, но интересный снимок сделать невозможно.

– Как ты считаешь, как должен выглядеть политик - «под глянец» или стремиться к простоте, чтобы быть ближе к народу?

– Он должен стремиться к разнообразию. Глянцевый он на предвыборных плакатах, агитках, но простому читателю хочется посмотреть, как он выглядит в жизни. Иначе между политиком и избирателями возникает непреодолимая дистанция. И этот момент надо учитывать.

Профессионализм фотографа состоит в том, чтобы увидеть объект не так, как видят его другие, в умении брать не количеством, а тем, чтобы кадр сразу попадал в десятку. Например, если взять художника, то он всегда имеет право сказать, защищая свою работу: «Я так вижу». С фото несколько сложней. Фотограф должен постоянно тренировать глаз – «отращивать глаз», как говорили нам во время учебы. Мы ходили на разные фильмы сразу на три сеанса. Это формировало не только видение, но и чувство стиля.

– В одном из украинских журналов я увидела фото спящих в парламенте депутатов. Меня удивило, что фотограф снял их издали, не попытался найти интересный ракурс.

– Я тоже сделал бы такие же снимки, потому что у нас в стране близко к депутатам подходить запрещено. Раньше к ним можно было свободно подходить и снимать сколько угодно. Но при спикере Ткаченко прессу отгородили.

– На Западе тоже близко к избранникам народа не подпускают?

– Думаю, фотокоры бы запротестовали, так как находятся не на секретном объекте.

– Александр, все-таки, какими качествами должен обладать хороший фотограф?

– Настырностью. Взял фотоаппарат и вперед – без амбиций, снимать и снимать.

У меня есть мечта – сделать художественную акцию, хеппенинг с политиками. Фотобанк политиков огромный, и нужны свежие интересные кадры. Мой приятель сказал: «Ношу снимки политиков, а они никому не нужны – у всех уже есть».

– Получается, пришло время обновить лица в парламенте?

– Да. Новые лица – новые деньги.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
914
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду