Игорь Гужва: «Пока я являюсь главным редактором газеты "Сегодня", с ФЭПом сотрудничать не буду»

26 Грудня 2003
2591

Игорь Гужва: «Пока я являюсь главным редактором газеты "Сегодня", с ФЭПом сотрудничать не буду»

2591
Новый главный редактор газеты «Сегодня» согласился ответить на несколько вопросов «Детектор медіа». На прошлой неделе «Детектор медіа» познакомила читателей с позициями гендиректора ЗАО "Издательская группа "Сегодня" Леонидом Цодиковым и экс-главного редактора газеты «Сегодня» Владимира Корнилова. Сегодня мы предоставляем читателям возможность узнать о предстоящих изменениях в популярной газете из первых рук – нынешнего главного редактора Игоря Гужвы.
Игорь Гужва: «Пока я являюсь главным редактором газеты "Сегодня", с ФЭПом сотрудничать не буду»
– Вначале, скажем так, формальный вопрос для знакомства. Кто такой Игорь Гужва? Назовите основные вехи своей карьеры.

– Я закончил экономический факультет Донецкого университета. В журналистике – с 1995 года. Начинал как экономический обозреватель в донецких газетах. Потом стал редактором делового приложения к газете "Салон Дона и Баса", хозяева которого не так давно купили "Сегодня". Потом был в этой газете заместителем главного редактора. С 2000 года я работаю еще корреспондентом по Украине московского журнала "Эксперт". И с конца 2001 года я работал экспертом Фонда эффективной политики Глеба Павловского в Москве. Соответственно, с декабря нынешнего года – я главный редактор газеты "Сегодня".

– По вашему мнению, изменения в руководстве газетой были связаны с недовольством собственника редакционной политикой или же, прежде всего, с желанием изменить формат издания?

– Вы знаете, я не могу комментировать решения руководящих органов нашего акционерного общества, поэтому, я думаю, по этому вопросу вам стоит обращаться к генеральному директору. Я не могу комментировать причины, по которым он принимает те или иные управленческие решения.

– Вы пришли на эту должность с какой-то определенной программой изменений, или это было для вас неожиданностью и программу приходится вырабатывать по ходу?

– Я бы не сказал, что это было неожиданностью. Мы с Цодиковым (гендиректор Издательской группы «Сегодня»- прим. «Детектор медіа») уже давно обсуждали концепцию изменения газеты "Сегодня", многие вещи были проговорены, поэтому, скажем так, это предложение было для меня не совсем неожиданным.

– Господин Цодиков в своем кратком комментарии для нашего издания сказал, что предполагается превращение "Сегодня" в некий "таблоид нового типа". Что стоит за этим термином?

– Что касается конкретной концепции – она сейчас дорабатывается, поэтому я подробно о ней рассказывать не буду. В общих чертах скажу, что мы движемся в сторону, скажем так, качественной народной газеты, которая займет лидирующие позиции на рынке Киева и общенациональном рынке изданий данного типа. Мы будем писать для широких масс населения, учитывая их интересы. Собственно говоря, "Сегодня" всегда выдерживала такую концепцию и делала это достаточно успешно, учитывая то, что сейчас она является лидером на рынке изданий Киева и одним из лидеров на рынке Украины. (Второе, кстати, для нас менее важно, так как анализ региональных рынков СМИ показывает, что в каждом регионе лидируют, прежде всего, местные издания. Поэтому, какое место занимают там киевские издания – пятое или шестое, с точки зрения рекламодателя не имеет особого значения).

"Сегодня" добилась значительных успехов. Газета сейчас работает рентабельно, во что здесь, как я убедился, до сих пор еще не все верят, но, тем не менее, это факт.

Моя задача состоит в том, чтобы усилить наметившиеся положительные тенденции. Сделать газету еще более интересной для массового читателя. Более качественно и удобно подавать информацию, построить более удобную полосную структуру издания. Будет несколько изменен дизайн и увеличен объем газеты. Последнее, безусловно, актуально, поскольку у нас огромное количество рекламы, и фактически необходимый баланс между площадями, отведенными под рекламу, и площадями под редакционные материалы часто нарушается. Поэтому мы будем наращивать количество полос газеты.

– Предполагаются ли какие-то существенные кадровые изменения?

– Мне досталась очень хорошо, слаженно, системно работающая редакция. Конечно, наверняка в нее придут новые люди. Может, будет несколько изменена структура по отделам. Но серьезных кадровых изменений, по крайней мере в ближайшее время, не планируется.

– Насколько мне известно, вы как сотрудник журнала "Эксперт" работали над глубокими развернутыми материалами аналитического плана. Вот вам лично интересно работать в таблоиде, формат которого предполагает определенную поверхностность в освещении событий?

– Вы знаете, интересно. На самом деле, я думаю, для редактора главное – понимать свою аудиторию. Если ты работаешь на деловую аудиторию, профессионально ориентированную нишу – ты пишешь или выстраиваешь свою редакционную политику одним образом. Если работаешь на массового читателя – это совсем другая задача, но не менее почетная, не менее, а, возможно, и более интересная. Потому что в случае с деловой аудиторией мы, в принципе, можем четко структурировать ее интересы. Они очевидны, никем не скрываются. Понятно, что ее интересует – вопросы передела собственности, состояние рынка, налоговые проблемы… А что касается массовой аудитории - здесь уже несколько сложнее. Здесь надо чувствовать некоторые такие моменты – "маркеры", на которые читатели будут обращать внимание.

И вот еще одно главное отличие делового издания от массового. Деловое издание дает информацию, которая сама по себе полезна. Это продукт первой необходимости для его потребителя. В случае с изданием для массового читателя – информация продуктом первой необходимости не является.

Поэтому наша задача – любым способом заставить, чтобы потребитель на эту информацию обратил внимание и ее прочитал. То есть в этом плане здесь работать несколько интереснее.

– Вы сами предполагаете писать для газеты "Сегодня"? Будет какая-то редакторская колонка или что-то в этом роде?

– Пока у меня много другой работы. Время покажет.

– А вы продолжаете сотрудничество с журналом "Эксперт"?

– В принципе, да, конечно. Я думаю, что мы будем продолжать сотрудничество. Некие темы, которые будут интересны мне, с точки зрения не редакторской, а журналистской, я буду там продолжать освещать.

– Какие темы вы там освещали раньше?

– Экономика Украины, стран СНГ, политические процессы в этих странах. Когда я переселился в Москву, я стал писать на разные темы, и по российской тематике в том числе.

– Вы сказали, что работали в московском Фонде эффективной политики. С какого времени и чем именно там занимались?

– С конца 2001 года. Я работал в Москве и там же жил. Я занимался информационным консалтингом. Анализировал ситуацию в информационном поле России, стран СНГ, дальнего зарубежья и выдавал некоторые рекомендации в тех направлениях, которые интересовали наших заказчиков.

– Это сотрудничество сейчас каким-то образом продолжается?

– Сейчас нет. Пока я являюсь главным редактором газеты "Сегодня", с ФЭПом я сотрудничать не буду. Скажем так, я не буду работать в ФЭПе.

– Как вы считаете, что такое ФЭП – прежде всего коммерческая структура, имеющая целью зарабатывание денег и поэтому обслуживающая самых разных заказчиков, невзирая на их политические взгляды? Или ФЭП все же стремится оказывать непосредственное политическое влияние? В России, в Украине…

– Конечно (и Глеб Олегович (Павловский – прим. "Детектор медіа") это неоднократно декларировал), ФЭП – это структура, которая занимается определенным видом бизнеса – политическим и информационным консалтингом. При этом ФЭП занимался и, насколько мне известно, и сейчас занимается информационно-консалтинговым обслуживанием органов власти Российской Федерации.

Вряд ли при таком уровне заказчиков допускалась бы ситуация конфликта между заказчиками. Как любая структура такого типа, ФЭП достаточно тщательно подходит к выбору клиентской базы, чтобы интересы разных клиентов не пересекались. По крайней мере, насколько это возможно…

– Раз уж мы обратились к теме ФЭПа, то скажите, как вы относитесь к информации, что именно ФЭП занимался раскруткой неожиданно успешного проекта российского национал-патриотического блока «Родина»? В частности о том, что главным технологом этого проекта был Марат Гельман?

– Есть нормы профессиональной этики. Политтехнологи не раскрывают своих заказчиков. Это заказчики могут сказать, что политтехнолог хороший человек, он нас раскрутил. Вообще, лучше спрашивать об этом у Гельмана…

– Да я и у Гельмана в свое время много о чем спрашивал, но и он, к сожалению, много о чем не сказал. Еще один вопрос на ФЭПовскую тематику. Вы, видимо, в свое время пересекались по работе с Мариной Литвинович, которая в последней думской кампании в России какое-то время работала ведущим технологом Союза правых сил, но незадолго до выборов оттуда ушла. Как раньше ушла и из ФЭПа. Как вы оцениваете ее профессиональные качества?

– Это один из лучших профессионалов на рынке политических технологий России сегодня. Насколько я знаю, когда ей предложили работу в СПС, она посчитала, что она там может больше самореализоваться, и поэтому ушла из ФЭПа. Но в СПС произошел конфликт Марины с людьми Чубайса и самим Анатолием Борисовичем. Подробностей я, к сожалению, не знаю, но были нестыковки в плане пиар-стратегии кампании, может быть, какие-то личностные моменты, в том плане, что Анатолий Борисович решил более плотно «рулить» предвыборной кампанией СПС и расставлял своих людей на ключевые места. В общем, имел место конфликт интересов различных сил внутри одной партии.

– Хотя таблоидный формат не предусматривает ярко очерченной политической ориентации, все же известно, что владельцы вашей газеты принадлежат к «донецкой» группе. Скажется ли это как-то на содержании издания?

– Что касается политической ориентации, то я имел по этому поводу разговор с нашими акционерами. Та задача, которую они передо мной поставили, находится вне политической плоскости. Мне четко дали понять, что будут оценивать мою работу не с точки зрения каких-то политических результатов, а с точки зрения достижения результатов экономико-хозяйственного характера. Это финансовые показатели, показатели захвата рынка и так далее.

– Были ли при этом заданы количественные показатели – например, рост тиража? Кстати, каков он сейчас?

– Ориентировочно мы рассчитываем увеличить тираж до 250 тысяч. Эта цель нам кажется вполне реальной. Сейчас общий тираж за неделю – 680 тысяч. Соответственно, ежедневный, все выпуски, кроме четвергового – плюс-минус 100 тысяч. Четверговый, с программой – около 150 тысяч.

– Насколько быстро все же вы определитесь с концепцией издания?

– Пока все это дорабатывается. Я не думаю, что есть смысл менять концепцию издания 31 декабря. То есть, скорее всего, уже после новогодних праздников.

Я думаю, как только мы будем на пороге запуска, мы обязательно об этом расскажем «Детектор медіа».
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
2591
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду