Дмитрий Харитонов: «Российский рынок очень заинтересован в украинской истории»

16 Квітня 2010
43502

Дмитрий Харитонов: «Российский рынок очень заинтересован в украинской истории»

43502
Продюсер рассказал ТК, что делает документальные картины о Скоропадском, Щорсе, Стаханове. А теперь замахнулся на само «Сало»
Дмитрий Харитонов: «Российский рынок очень заинтересован в украинской истории»

Дмитрий Харитонов, оставив должность в.о. директора ТРК «Киев», вернулся в продакшн. Сейчас продюсер заканчивает работу над художественным фильмом «Пизанская башня» и разрабатывает несколько исторических документальных проектов. Мы встретились с Харитоновым на фестивале «Золотая пектораль», где он был членом жюри.

 

Наш разговор - о коммерческой и артхаусной документалистике, потребности отечественных и российских каналов в проектах об украинской истории, бюджетах документальных лент и перспективах производства фильма «Казаки», который, по словам Дмитрия, не стыдно будет показать в Каннах.

 

- Дмитрий, были ли яркие открытия на этом фестивале?

- Пусть в этом году сюрпризов и нет, но в следующем я убежден, что они будут. Например, одна работа знакомого режиссера была совершенно сырая. Я спрашиваю: почему? Он говорит, что было всего три недели, чтобы сделать это кино. А если бы у него было два месяца - это была бы совершенно другая лента. Мы все друг друга знаем, и знаем, чего от кого ожидать. Сюрпризы бывают здесь очень редко. Кроме того, есть люди, которые снимают артхаусное кино, и им тяжело делать коммерческую документалистику. Да и коммерческая-то документалистика выходит, в основном, в 22.00-22.30, когда на других каналах ей противостоят сериалы и другие проекты с большими бюджетами. Вы представляете, какого качества должен быть документальный фильм, чтобы противостоять блокбастеру с бюджетом в 300 тысяч долларов? Что уж говорить об артхаусе, прибежищем которого есть фестивали, и наш в том числе. Например, у нас в конкурсе победил фильм Дмитрия Тяжлова «Я памятник себе». И я сомневаюсь, что автор этого фильма сможет делать хорошее коммерческое кино. Посмотрите, у нас ведь побеждали и на Каннском фестивале в коротких жанрах (в 2005 году украинский режиссер Игорь Стрембицкий получил «Золотую пальмовую ветвь». - ТК), и где он? Зато через какое-то время он может появиться на другом фестивале с такой же короткой лентой в 10-15 минут.

 

- А как вы считаете, каким образом победители фестивалей с такими работами должны себя реализовать дальше?

- Их должно поддерживать государство. Ведь это смешно, когда мы ругаем фильмы «Брат», «Мы из будущего - 2» или «Тарас Бульба». И государство должно радикально изменить свою политику в области кинематографии. Мы должны создавать свои бренды и свои истории. Мне предлагали бюджет под фильм «Бой под Крутами». Но это же легенда. Если делать этот фильм - то как делали картины «Троя» или «300 спартанцев».

 

- А это не сценарий Александра Даруги? Он мне в интервью рассказывал о похожем проекте...

- Не знаю, мне предлагали этим заняться как продюсеру. Я сказал, что через два года будет стыдно эту ленту смотреть. Государство должно осознать эту проблему и поддерживать фестивальные ленты. Я не очень в это верю, но должен же когда-то восторжествовать здравый смысл. И на идеи и истории таких режиссеров, как Стрембицкий, государство должно давать гранты, и они будут приносить Украине хорошие дивиденды в виде призов на фестивалях.

 

- Вы сейчас работаете и на российский, и на украинский рынок. Насколько сегодня различны потребности этих рынков?

- Российский рынок очень заинтересован в украинской истории. Это невероятно! Им наша история интересней, чем нам. Это совершенный парадокс. И я знаю, о чем я говорю. Я предложил на несколько центральных каналов документальный фильм «Операция "Перелом"». Фильм о периоде, когда Западная Украина была освобождена, и Хрущев разработал целую операцию по примирению. В ней участвовали потрясающие люди. Это невероятный детектив! Там участвовал легендарный чекист Карин-Даниленко (у него такая биография, что Штирлиц отдыхает), там участвовал генерал Судоплатов из Мариуполя. Украина всегда рождала очень талантливых людей, вопрос - на чью сторону они становились. И вот «Операцию "Перелом"» не рискнули производить два украинских канала. А вот россияне мне заказали фильмы о гетмане Скоропадском, Щорсе, Стаханове. Мне очень интересно, почему до сих пор не появился фильм о Донецко-Криворожской республике... Это удивительная тема! Украинская история очень болезненна, но и очень интересна. Винниченко говорил, что украинскую историю нельзя читать без брома. Когда его цитируют, любят опускать вторую часть его фразы: «Паршивые чинопочитатели, национальный мусор, паразиты и злодеи продают на все стороны: кто больше даст. Потомки прадедов поганых повторяют поганые дела дедов-поганцев. И растерзанный, затравленный народ, опять беспомощный, ждет, какому господину его отдадут».

 

- Есть ли у вас сейчас заказы от украинских каналов?

- У меня есть совершенно сногсшибательный проект «В постели с врагом» о том, какую роль сыграли в мировой истории секс и шпионаж. Это потрясающие истории. В них есть много украинских персонажей: и Вера Холодная, и Маргарита Коненкова, которая была любовницей Эйнштейна и выведывала у него все секреты, связанные с атомным оружием. У меня есть проекты для украинских каналов. И здесь речь даже не о каких-то небесных бюджетах, но все равно это не меньше 20 тысяч долларов. РТР платит за такой фильм 30-40 тысяч долларов, и такого же плана цифры на Первом канале. А специальные проекты, как «Любовь и смерть», «Плесень» - имеют бюджет полмиллиона. У меня лежит проект фильма «Сало». О том, что украинцы не изобрели сало, его изобрел совершенно другой народ, о том, как его делают в разных странах, о том, как существовало правило членам политбюро нарезать по 50 грамм сала. Кто у нас об этом знает?

 

- Я так поняла, что пока украинские каналы не заинтересовались этим предложением.

- Нет, почему? Заинтересованность у кого-то есть. Но в нашей стране от разговора к конкретике проходит всегда очень много времени. Меня это всегда очень раздражает, потому как проходит время, и я это мог бы уже давно сделать в другом месте. У канала меняется сетка, акционеры или нет денег. Потому в условиях Украины это просто бесконечная история.

 

- Но в этом сезоне документальные линейки хотят запускать многие каналы: и «Украина», и «1+1»...

- Пока они только заявили. И «1+1», кстати, нравится «В постели с врагом». У Мэрилин Монро был любовник - офицер КГБ, а кто об этом знает? Вспомните историю гибели Бандеры - его убил Сташинский, но в этом главную роль сыграла его любовница. Это же все можно раскопать и сделать очень интересно. Более того, я купил сценарий замечательного художественного фильма «Казаки». Он очень смешной. И все, кто читал сценарий, говорят, что приятно чувствовать себя украинцем, появляется гордость за страну. Не нужно снимать 100 фильмов в год, снимите десять, но таких, о которых будут говорить. И при всем уважение к украинским кинорежиссерам, нужно давать не только им возможность снять 800-й фильм. Даже Эльдар Рязанов ушел на пенсию. Может, есть смысл давать снимать молодым?

 

- На каком этапе ваш фильм «Пизанская башня»?

- Мы сводим звук в этом фильме, и он в ближайшее время выйдет на телеэкраны.

 

- Ранее шла речь о его показе на «1+1»...

- Я не закрыт ни для одного канала. Продюсеры сотрудничают со всеми. Но если мы делаем качественный продукт, то, конечно, хотим вернуть вложенные в него деньги. А будет это «1+1» или другой канал, еще не знаю. Кстати, на этот год у меня есть еще две полнометражные ленты. Ми запускаем 8-серийный фильм «Алмазы Сталина». С партнером Юрием Володарским я купил права на книгу Евгения Сухова. Ялтинская конференция, 1945 год. Большая тройка подводит итоги - что кто кому должен за войну, и оказывается, что за оружие Советский Союз должен определенную сумму, и Черчилль предлагает рассчитаться очень известными алмазами. Ну и хочу «Казаков». Это блестящий сценарий, чтобы сделать по-настоящему прокатное кино в Украине, которое не стыдно будет повезти на Каннский фестиваль.

 

- Вы планируете сотрудничать с украинским государством по съемкам этого фильма?

- Я много раз убеждался, что с украинским государством бессмысленно сотрудничать. У меня есть инвесторы - французы, которые готовы зайти в этот фильм, но они хотят, чтобы наше государство в этом участвовало. Для них то, что проект делается на государственному уровне, - элемент престижа. Так как это история о том, как казаки идут выручать королеву Анну Австрийскую, там участвуют и мушкетеры. Это такая украино-французская история. Мы подождем еще годик, чтобы кризис развеялся, и начнем активно работать. Хотя в нашей стране ни в чем нельзя быть уверенным. Время быстро проходит, и жаль его тратить на гламурные рассуждения о том, какое плохое кино о нас сняли в России и как мы с ним не согласны. А наши актеры потом приезжают и оправдываются за то, что в фильме «Кандагар» один из лидеров движения «Свобода» Богдан Бенюк говорит фразу: «Нас, русских летчиков, же не оставит государство в беде». И это человек, который критикует все русское? Безусловно, он имеет право на свою точку зрения, но почему он снимается в таком кино? Или знаменитый фильм «Мы из будущего - 2», запрещенный в прокате в Украине. Что же там такого? Подрываются основы государства? Тогда почему мы не создаем альтернативу? Но я надеюсь, что наше государство поймет, что история страны - это не количество монументов, воздвигнутых к историческим датам.

 

- А занимаетесь ли вы низкобюджетными проектами?

- Нет. У меня еще есть проект про украинских разведчиков. Но какой можно сделать малобюджетный проект? На 6-8 тысяч долларов? Поймать человека на улице, заплатить ему 50 долларов и без грима посадить в кадр? Я даже не хочу этим заниматься. Кто-то это делает с удовольствием. А я просто не знаю, как это можно сделать.

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
43502
Коментарі
7
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
vrajek
5328 дн. тому
все-таки удивительный человек Харитонов. всегда всплывает, когда должен был уже вроде утонуть... пускай расскажет, как ему морду намылили за воровство) потом очередь выстроилась, кому хотелось бы ему грима добавить... интересная история, однажды в России одному из ведущих телеканалов он заявил, что в Украине нет ни режиссеров, ни сценаристов, вообще профессионалов нет. он один кругом)
piton
5330 дн. тому
Так он и на СТБ таким баловался))
yaska
5330 дн. тому
а чему удивляться? единицы тех, кто работают собственным умом в любой сфере. среди нас мало авантюристов, любящих заново изобретать велосипед и ещё кайфовать при этом.
rider
5330 дн. тому
Этот CENSORED обобрал ТРК "Киев" и слинял в Рассею, а теперь рассказни строит. Вор должен сидеть в тюрьме!
Знающий
5331 дн. тому
Потрясающая история из жизни Харитонова. В середине 90-х Дима, работая при студии Головачёва в Харькове, решил снять фильм о Титаннике. Ему удалось "раскрутить" спонсора на такой фильм, но естественно, денег на погружение к Титаннику не хватило бы, а кушать хотелось. Что сделал Дима? Купил заграницей кассету с чужим док.фильмом об исследовании Титанника, записал синхроны у трапа самолёта, на котором он, якобы, улетает, затем, выключил камеру и спустившись с самолёта перемонтировал в студии фильм, присвоивши себе чужие авторские права. Через время обман обнаружился и весь телевизионный мир Харькова долго смеялся с Димы:) Вот как начинал наш мэтр документального кино...
yaska
5331 дн. тому
скільки не дивлюсь українську документалістику, скільки не шкодую за тим, що телевізійники вкладають туди купу свого часу, старань (сподіваюсь) та надій, але жоден фільм не хочеться дивитися знову і знову. режисура храмає у виконувачах та фоормі подачі, а теми - будь ласка безліч:))) нет маленьких тем, есть непонимание их важности (с)
westa
5331 дн. тому
Так цікаво, що аж говорити не хочеться.Немає про що. Просторікування людини, яка сама сообі не може скласти ціни. А ми ладні залазити до рота- а що новвого скаже цей, мяко кажучи,невіглас. Адже для того, щоб "створити ту саму альтернативу", крім мистецького талану необхідно мати й саму громадянську позицію. БО саме тому потім із всіх голосних проектів виходять не просто бульки,низькопробні й вульгаризовані,а ляпаси з отим почуттям другосортності. Хоча так саме безпідставно звинувати одну людину в проблемі українського кіно.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду