Еще одна попытка самоубийства?

5 Березня 2003
1074

Еще одна попытка самоубийства?

1074
Черкасская журналистка-правозащитница Валентина Васильченко, имя которой будто бы указано в предсмертной записке начальника УМВД в Черкасской области генерал-лейтенанта Олега Кочегарова, передала заявление народному депутату от СПУ Алексею Малиновскому Он Генерал. Настоящий боевой Генерал, которых в Украине остались единицы. Он человек, для которого честь и достоинство не пустые слова. Шок. Точка. Новость, которая разлетелась по стране вчера утром, вызвала только одно чувство.
Еще одна попытка самоубийства?
Это чувство недоумения и горечи. Мы не поверил. Мы до сих пор не могу поверить. Я знал Олега Дмитриевича всего несколько лет. И все эти годы мы находились, что называется, по разные стороны баррикады. Мы защищал оппозицию, журналистов и демократию. Он руководил силовой структурой, которая волею судьбы начинала превращаться в инструмент тоталитарного государства. Однако мудрости и здравого смысла, чтоб не переступить последнюю черту, отделяющую нашу действительность от всепоглощающего маразма, хватило всем. Сейчас мы не будем рассуждать о том, что могло подтолкнуть человека к этому поступку. Две недели назад уже приходилось писать на эту тему. К сожалению. И дело даже не в том, что напишет газета "Антенна", а в том, что сказано другими. Нам стыдно за некоторых своих коллег, для которых погоня за дешевой сенсационностью оказывается куда выше человеческих и профессиональных принципов. Мы отказываемся сегодня от оценочных категорий, а будем говорить о хронике трагических событий и о том, что было сказано другими. Как бы ни было горько и неприятно, но это наш долг.

ХРОНИКА СОБЫТИЙ



Во вторник около 6-30 утра Олег Кочегаров был найден дежурным в своем кабинете в областном управлении МВД с пулевым ранением в голову. В это утро, как обычно, Олег Дмитриевич пришел на работу задолго до начала рабочего дня, зашел в дежурную часть, выслушал доклад дежурного офицера, дал несколько распоряжений и удалился к себе в кабинет. Затем послышался выстрел. Около 7-15 Генерал был доставлен в третью городскую клиническую больницу, где через некоторое время хирургами областного нейрохирургического центра ему была сделана операция. Состояние Олега Кочегарова оценивается медиками как тяжелое. Но никто в течение дня не осмеливался давать хоть какой-нибудь определенный прогноз. Все возможное врачи уже сделали. Моментально в Черкассы прибыла группа высокопоставленных сотрудников министерства. В полдень состоялся брифинг для журналистов. Но еще за несколько часов до этого интернет переполнили абсолютно ошеломляющие данные о причинах попытки самоубийства Генерала. Самоубийства, потому что иной версии никто по какой-то причине даже и не рассматривал.

Как сообщил интернет-сайт "Обозреватель", в Черкассах сотрудники УМВД связывают в частных беседах попытку самоубийства своего начальника с расследованием самоубийства начальника Черкасского райотдела милиции Вячеслава Романовского. Родные последнего обвиняют в случившемся генерал-лейтенанта Кочегарова. Они направили в Генпрокуратуру и прокуратуру области заявление, в котором пишут о давлении, которое, по их мнению, оказывал начальник УМВД на Романовского. Кочегаров оставил предсмертную записку, в которой обвинил в своей смерти журналистку Валентину Васильченко. Она написала ряд материалов с обвинениями, что Кочегаров якобы довел до самоубийства Вячеслава Романовского. Версия о том, что офицер решился на самоубийство из-за конфликта с руководством УМВД, появилась еще 5 февраля. Однако конкретных фамилий никто не называл. По словам прокурора Черкасской области Александра Литвина, сразу после подачи заявления родственников Романовского было возбуждено уголовное дело по ст. 120 УК Украины ("доведение до самоубийства"). Однако, по словам Литвина, "предстоит совершить необходимые следственные действия и лишь после завершения расследования можно будет утверждать что-либо конкретное". По информации, которой располагает редакция «Антенны», генерал-лейтенант Кочегаров во время расследования не рассматривался в качестве подозреваемого. Закончила свою работу в Черкассах и комиссия МВД, проводящая служебное расследование самоубийства Романовского. И опять же доказательств того, что Кочегаров причастен к доведению офицера до самоубийства, комиссия не нашла. Во всяком случае, официальные выводы МВД не обнародовало и решений по Кочегарову не принималось.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ

Приехавший в Черкассы проводить служебное расследование заместитель госсекретаря МВД Николай Ануфриев официально сообщил журналистам на состоявшемся вчера брифинге, что начальник УМВД в Черкасской области Олег Кочегаров, который сегодня утром в своем рабочем кабинете совершил попытку самоубийства, оставил несколько предсмертных записок. По словам Н.Ануфриева, из одной из записок следует, что Кочегаров обвинил в своей предстоящей смерти журналистку Валентину Васильченко. Замгоссекретаря МВД добавил, что В.Васильченко в своих публикациях в газете "Антенна" несправедливо, "в одностороннем порядке", критиковала "негативные действия" черкасской милиции и генерала Кочегарова. Поэтому, по словам Ануфриева, исходя из содержания записки, "можно сделать вывод, что виновата Валентина Васильченко". Н.Ануфриев заявил, что факты, изложенные в публикациях Васильченко в "Антенне", в большинстве "не подтвердились" и являются "перекрученными". При этом замгоссекретаря, правда, заметил, что все эти публикации были в "Антенне" несколько лет назад, но не потрудился объяснить, как эти события могли повлиять на решение Генерала свести счеты с жизнью.

Кроме того, по мнению замгоссекретаря МВД, после недавнего самоубийства начальника Черкасского райотдела милиции Вячеслава Романовского СМИ якобы "необъективно" писали о ходе расследования. При этом он, вероятнее всего, имел в виду публикацию в прошлом номере газеты "Зеркало недели", посвященную трагедии Вячеслава Романовского.

Известно, что как раз В.Васильченко является официальным представителем семьи Романовского, члены которой обвиняют О.Кочегарова в доведении до самоубийства молодого офицера. Облпрокуратура возбудила по факту самоубийства В.Романовского уголовное дело по статье "доведение до самоубийства", а теперь по этой же статье возбуждено уголовное дело по факту попытки самоубийства О.Кочегарова. Кстати, Николай Ануфриев во время 10-минутной пресс-конференции по крайней мере раза четыре оговорился и назвал генерала Кочегарова генералом "Черкасовым". Странная оговорка для замгоссекретаря, курирующего, по имеющейся информации, кадровые вопросы в министерстве.

По сообщению некоторых источников, расследование "дела Романовского" могло привести к отставке генерала Кочегарова. Однако Н.Ануфриев заявил журналистам, что Олег Кочегаров "был в министерстве на хорошем счету, показатели у области были хорошие". Журналисты отрицают возможность того, что причина попытки самоубийства — газетные публикации



Черкасская журналистка-правозащитница Валентина Васильченко, имя которой будто бы указано в предсмертной записке начальника УМВД в Черкасской области генерал-лейтенанта Олега Кочегарова, передала заявление народному депутату от СПУ Алексею Малиновскому, в котором просит депутата защитить ее от провокаций. Журналистка пишет в этом заявлении, что если ее найдут мертвой, "пусть никто не верит в мое самоубийство, так как я глубоко верующий человек и считаю, что самоубийство - большой грех".

Еще одно заявление журналистка передала через Институт Массовой Информации в международную организацию "Репортеры без границ". В этом заявлении она также пишет, что сегодняшнее заявление заместителя госсекретаря МВД Украины о странной предсмертной записке, в которой Олег Кочегаров якобы просит считать ее виновницей своей смерти, дает ей основания считать, что существует реальная угроза для ее жизни. Кроме того, В.Васильченко обратилась к организации "Репортеры без границ" за правовой помощью. Как сообщила журналистка, все эти шаги она предприняла после того, как узнала, что замгоссекретаря говорил о записке и о ее публикациях в газете "Антенна". В.Васильченко заявила, что считает это заявление "провокацией" и не уверена, что такая записка вообще существует в природе. "Почему же нам ее не показали или не зачитали точный текст?" - сказала она. Н.Ануфриев на пресс-конференции заявил, что В.Васильченко "поставлена в известность о содержании записки". Журналистка, однако, утверждает, что о записке вообще узнала "из прессы" и от коллег, а никто из милиции "официально не уведомил о записке или о ее содержании".

Журналистка считает, что обвинения в ее адрес "смехотворны", поскольку публикации, о которых говорил Н.Ануфриев, появились в "Антенне" более двух лет назад и не касались лично Олега Кочегарова. "Я вообще не понимаю, в чем тут дело, - сказала она. - Я не удивлюсь, если выяснится, что записка сфабрикована, а генерал Кочегаров стрелял в себя не сам. Пусть мне покажут эту записку".

Журналистка также выразила удивление по поводу того, что Н.Ануфриев сказал, что облпрокуратура возбудила уголовное дело по статье 112 (об этом он заявил на брифинге. - Ред.) - посягательство на жизнь общественного или государственного деятеля. "Ни на чью жизнь я не посягала!" - заявила она. Действительно, на сегодняшней пресс-конференции в Черкассах заместитель госсекретаря МВД Украины назвал 112 статью, хотя сказал, что речь идет о "доведении до самоубийства". Возможно, он просто перепутал статьи. Или это оттого, что следствие имеет в своем распоряжении еще и другие, неозвученные, версии случившегося, кроме попытки покончить с собой? Главный редактор "Антенны" Валерий Воротник заявил, что версия, озвученная заместителем госсекретаря МВД Украины, "мягко говоря, вызывает удивление". "Мне и другим журналистам, присутствовавшим на пресс-конференции, показалось, что все было сказано в утвердительной форме и что у МВД уже готовы ответы на все вопросы, - сказал В.Воротник. - Мне кажется, что это попытка со стороны милицейских чиновников дезавуировать истинные причины случившегося. А причины, по моему глубокому убеждению, кроются в самой прогнившей системе правоохранительных органов, которые нуждаются в глубоком и срочном реформировании. Сегодня в этой системе настоящим боевым офицерам просто не находится места".

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Сегодня не время проводить аналогии и докапываться до истинных корней трагедии. Когда писались эти строки, за жизнь Генерала боролись врачи. Его состояние было тяжелым, но стабильным. И, судя по всему, нам еще неоднократно придется возвращаться к начатой теме. Версия попытки самоубийства очень даже реальна, но в официальной версии случившегося очень много странностей и неточностей. Те, кто хорошо знает Олега Дмитриевича, утверждают, что Генерал, хотя и является человеком, болезненно воспринимающим критику и неудачи, на самоубийство пойти не мог…

Не верится в слабость Опера УГРО со стажем, упоминание фамилии которого до сих пор заставляет ерзать некоторых криминальных авторитетов Крыма середины 90-х на тюремных нарах. Не верится в слабость Генерала, известного в милицейских кругах своей требовательностью к подчиненным и в первую очередь к себе. Не верится в слабость Мента перед газетной публикацией местной журналистки давностью в несколько лет. Но верится в срыв Человека, не понятого и разорванного внутренними интригами и так и оставшегося чужим среди "своих" - среди тех, кто трагические известия 4 марта встретил с тайной радостью.

И с болью осознается очередная поспешность больших чинов, поторопившихся с обвинениями на пресс-конференции в УВД и расшатавших тот хрупкий мостик между черкасской милицией и СМИ, который так долго пытался строить сам генерал.

С болью - потому как представляется, каково будет человеку в первые минуты возврата с того света от такой "линии защиты". Физическая боль от огнестрельной раны будет ничем по сравнению с болью душевной. Готовы коллеги хоть здесь подставить плечо, а не слепо перекладывать ответственность?

Интересно, подтолкнут ли последние черкасские события хоть кого-то к попытке проанализировать настоящие причины происшедшего и задуматься: а что же происходит с нами, с ними, со всеми??? Вряд ли. Суровая правда жизни?

Читайте також:

Прокуратура возбудила дело по факту доведения до самоубийства начальника УМВД в Черкасской области Кочегарова

Міліціонер хотів вбити себе через конфлікт з міністром Смірновим?



Ігор Лубченко звертає увагу Генпрокурора на неприпустимість висунення звинувачень на адресу журналістки Валентини Васильченко
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Валерий ВОРОТНИК, Сергей УСИК, «АНТЕННА»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
1074
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду