Валерий Калныш: «Я составил книгу о журналистском ремесле. Никакого политического подтекста»
Валерий Калныш: «Я составил книгу о журналистском ремесле. Никакого политического подтекста»
Книгу выпускает издательство «Брайт-букс», в котором раньше вышли книги Сергея Лещенко, Сони Кошкиной, Сергея Лойко и Ирины Славинской.
Валерий Калныш работал главным редактором газеты «Коммерсантъ-Украина». После закрытия газеты по решению российского издателя возглавил интернет-издание «Апостроф», до марта 2016 года работал главным редактором «Радио Вести», а с августа минувшего года возглавляет объединенную редакцию портала «РБК-Украина».
В феврале 2016 года Валерий Калныш рассказал «Детектору медиа», что готовит книгу интервью с известными украинскими и российскими журналистами, которые расскажут о профессии и о себе в профессии.
«В хорошем смысле это будет пособие для молодых журналистов. Я уже взял интервью у Евгения Киселева, Ильи Азара и Богдана Кутепова, продолжение следует», — сказал тогда автор.
Валерий Калныш был убежден, что такая книга обязательно должна появиться для истории.
«Профессия сама сейчас очень размывается. То, о чем мы в интервью говорим — стандарты, правила, подготовка материалов, — с приходом интернета очень меняется. В профессию пришло много молодых людей, не все из которых понимают, где они оказались. Это книга-размышление об опыте знаковых журналистов. Такая книга должна выйти, и не важно, кто ее напишет. Это будет своего рода веха, от которой можно будет отталкиваться, с которой спорить и о которой рассуждать», — отметил автор.
По поводу выхода книги Валерий Калныш дал блиц-интервью «Детектору медиа».
— Валерий, известна ли уже точная дата выхода вашей книги «За слова отвечают»?
— Поскольку книга сейчас в печати, мы ее увидим, наверное, 17 мая, когда начнется «Книжный Арсенал». И, как мне предварительно сообщило издательство, планируется 20 мая автограф-сессия. Думаю, что я ее увижу раньше.
— Вы достаточно долго работали над этой книгой. Почему так сложилось?
— Я объясню почему. Дело в том, что несколько раз — наверное, два или три раза — я просто «забывал» про эту книгу. Не в том смысле, что я вообще о ней забывал, а в том, что у меня просто как-то куда-то уходило все это рвение, и я не думал, что доведу ее до конца. Это один момент. Второй момент, конечно же, был в согласованиях. Книга состоит из нескольких частей. Самая большая часть — это интервью с теми людьми, которые стоят на обложке. А потом они еще должны были написать «правила жизни» — правила в профессии и в своей жизни. В их случае это неотделимая вещь. Третья часть — это истории нескольких ребят из бывшего «Коммерсантъ-Украина», которые я попросил их написать: как им работалось и какие были самые запоминающиеся моменты. И четвертый блок, который я вывел в приложение, — это то, по каким правилам писались заметки у нас в украинском «Коммерсанте». Получилось долго, потому что мне хотелось свести все это вместе, ну и, конечно, человеческий фактор. С одним из героев, не буду его называть, мы совершенно случайно встретились в Киеве. И несмотря на то, что взятое у него интервью я отправил ему первому, прошло полтора года, пока он не спросил: «Так я вот вспомнил, может, тебе ответить?». И я говорю: «Ну, чувак, давай, было бы неплохо». Поэтому человеческий фактор с их стороны, человеческий фактор с моей стороны, потом свести в кучу — поэтому все так и получилось.
— Для вас было важно донести для коллег-журналистов опыт, стандарты, все хорошее, что сложилось в «Коммерсанте-Украина», чтобы все-таки это осталось после того, как проект закрылся?
— Это не только «Коммерсантъ». Это не только «коммерсантовская» книжка и даже не столько «коммерсантовская». В предисловии я объясняю, как она зародилась. Дело в том, что для меня было важно собрать под одной обложкой людей, которые достигли в этой профессии многого. И я честно скажу, когда я в Facebook написал, что собрал книгу, это правда. Моего личного там — не очень много, это не моя книга, по большому счету. Это книга — тех людей, которые в ней есть, тех, которые делятся, извините за штамп, секретами мастерства, своими историями, которых большинство не знает. Потому что в каждом интервью мы сидели где-то — например, с Евгением Киселевым мы сидели, наверное, часов пять: вот сидели мы, разговаривали, разговаривали, и поэтому эта вся история так и получилась. «Коммерсантовское» здесь, конечно же, есть, но это не только про «Коммерсантъ», это про журналистов, про то, как им работается, про то, как они стали теми, кем стали.
— Но вы собрали очень разных людей. Например, Илья Азар и Богдан Кутепов — это такая, немножко взрывоопасная смесь, не находите? Почему вы именно этих людей выбрали? Или это случайно так сложилось?
— Нет, это не случайно, конечно же. Но сразу же оговорюсь: это не значит, что только эти люди являются светочами в профессии. Конечно же, нет. Есть масса журналистов, с которыми мне просто не удалось поговорить: кто-то не захотел, кто-то поговорил, но потом решил не согласовывать, кто-то, когда узнал пару имен, кто будет, кого я планировал в этой книге, сказал, что он не хочет быть с ними под одной обложкой. Есть и такие. Почему, например, Богдан Кутепов? Потому что это пионер стрим-журналистики в Украине. Это с него началось. Илья Азар — потому что у него удивительные репортажи, и он мне был интересен как репортер. Плюс мы с ним знакомы. Андрей Куликов — потому что это ток-шоу, потому что это радио, потому что это ВВС. Евгений Киселев — просто потому, что он глыба. То есть у каждого есть свои несомненные плюсы. Я понимаю, что найдется много людей, которые будут говорить: ну вот зачем именно этих взяли? Но этой мой выбор, я посчитал, что эти люди имеют право. Например, там Виктор Лошак есть — и интервью с ним, и его «правила жизни». Это человек, который делал журнал «Огонек». Этот «Огонек» был такой вот отдушиной для целого поколения. Это человек, который удержал этот журнал, и держал его до покупки «Коммерсантом», вот эти все советские времена, времена раннего Ельцына, вот это все. Поэтому они интересны сами по себе. И Мыкола Вересень — есть его уникальные воспоминания о 1991 годе, уникальные. Поэтому они все интересные. Но, конечно, профессиональный критерий был для меня важен. Повторюсь: есть несколько людей, которых я очень хотел там видеть, но они там не оказались — по разным причинам.
— И вы не делали отличий — что это украинские журналисты, это — российские? То есть для вас был другой критерий отбора?
— Нет. Я знаю, что нарвусь на это — что будут рассказывать какие-нибудь светлые головы, которые могут увидеть непонятную историю про то, что, мол, хотел «помирить народы». Это вообще не про это! Это про профессию, про ремесло. Даже не про призвание, а про ремесло. Про то, как люди общепризнанные, не важно, как мы к ним относимся, достигли успеха в профессии. Если хотите, это для тех, кто учится, для тех, кто занимается, кто думает над журналистикой. Я хотел показать, как это было и как это есть сейчас. Поэтому — никакого политического подтекста. В России со СМИ вообще большая проблема. И была, а уж сейчас так совсем плохо. Но книга не про это, она про ремесло. Серьезно. Я сразу хочу объяснить, что политики здесь вообще никакой нет, хотя разговоры, конечно же, — и о политике, и о политиках, о том, как журналисты относятся к этому политическому цеху, скажем так.
— На кого вы рассчитываете в качестве читателей вашей книги? Вы сказали, что она — для тех, кто учится.
— Это одна из аудиторий, на кого я рассчитываю, кто будет это читать. Просто, наверное, пришло время зафиксировать исторический срез, зафиксировать этих журналистов, чтобы можно было потом обращаться — правы они, не правы, как они работали, как есть, так и есть. А так… Давайте совсем откровенно. Ведь это же такое лукавство авторов, которые говорят: это я для широкого круга, чтобы все это читали. Нет, это я для себя писал. Вот это я писал для себя, и общался я для себя, потому что посчитал, что так правильно, что это надо сделать. И я благодарен издателю Дмитрию Кириченко, с которым мы эту историю развили. Кто прочитает, ну и на здоровье. Я не знаю, кто прочитает. Кто-то, наверное, прочитает.
— Все-так такое название у вашей книжки «За слова отвечают» — вы таким образом выступаете за социально-ответственную журналистику, нет?
— (Смеется.) Нет, я объясню. В «Коммерсанте» одной из форм высшего пилотажа были заголовки. А мы всегда отстаивали эту школу и были представителями этой школы. Особенно Юра Марченко, который был у меня заместителем, его рассказ есть в этой книжке. Это уникальный человек, который придумывал большую часть заголовков в «Коммерсанте». Так вот название «За слова отвечают» — в наших заголовках всегда был двойной смысл. С одной стороны, «За слова отвечают» — это главные редактора, которым по долгу службы надо отвечать за слова, за те тексты, которые к ним приходят, за тексты, которые они видят, за тексты, с которыми они работают. А, с другой стороны, «За слова отвечают» — это значит, что они ручаются за то, что они делают, за то, что они говорят, за то, как они это говорят. Поэтому глубокий смысл про социально-ответственную журналистику я, конечно же, в название не вкладывал. Это такая игра слов с подтекстами. Если кто-то увидит в названии социально-ответственную журналистику — ну хорошо, пусть будет, наверное, и это в нем тоже есть. Мне уже люди позвонили: слушай, правильно, за базар отвечают. Ну можно и так.
Иллюстрация: Facebook Валерия Калныша