В Украине люди никогда не поверят в тотальную ложь
Общение с киевлянами – это всегда марафон на длинные дистанции. Запасайтесь попкорном, потому что в ближайшие два часа вы не только обговорите дела, но и обсудите последние политические новости, социальные проблемы и обязательно узнаете прогноз от собеседника о том, что будет происходить в ближайшее время на украинском политическом Олимпе.
Привычка много общаться – это, пожалуй, главная отличительная черта киевлян.
Однако общение для киевлян – это не только обмен информацией, но и способ нахождения потенциальных путей для взаимовыгодного сотрудничества.
Один мой деловой партнёр после 4-часовой встречи сказал: «Не удивляйся тому, что украинцы всегда часть встречи посвящают поиску совместной выгоды».
Ещё с детства я помню распространённый об украинцах стереотип, что они такие хитрые лИсы.
Частично это так. Только хитрость украинцев, как я вижу теперь, связана больше с необходимостью постоянно крутиться, искать новые способы заработка.
Причём, не всегда это связано с финансовыми проблемами.
Жить в постоянном движении – это такая своеобразная украинская забава.
С этой же особенностью связана привычка украинцев прибедняться.
Причём, видно, что это делается не из жадности, а исходя из какой-то своей внутренней логики – быть проще и не хвастаться своими богатствами.
И тут я имею в виду скорее средний класс, а не политиков.
Кстати, простота общения – это отдельная интересная тема. Киевляне не умничают и очень не любят, когда это начинают делать приезжие.
Ещё в самом начале жизни в Киеве я обратила внимание на отсутствие учтивости в общении. Нет, я не по отношению к себе имею в виду, а ситуации, когда обычный украинец общается со статусным человеком. Разительное отличие, по сравнению с московскими особенностями общения, где принято подобострастие, учтивость как словесная, так и невербальная. В Киеве такого не наблюдается. Простота тут превыше всего. Словно существует негласное правило: «Простой – значит, свой».
Тут будто понимают, что главное в собеседнике не то, какой он умный, а то, какой он в общении, в том числе, насколько хорошо он умеет слушать. Потому что собеседник украинца просто обязан иметь выдержку и терпение выслушать все, что накопилось у другого.
Но это не значит, что диалог превращается в монолог. Каким бы общительным ни был человек, он при этом уважает партнёра в разговоре, предоставляя и ему возможность высказаться. Такая вот особенность украинского диалога: уметь слышать собеседника.
Однако, слышать – это не всегда выполнять обещания. Как-то один мой знакомый из России, переехавший в Киев еще несколько лет назад, рассказал историю, как хорошо и весело он однажды посидел с украинцами за кружечкой.
Когда все уже были хороши, все вместе решили, что на следующий день нужно съездить на рыбалку за город. За это благополучно выпили, разошлись.
Наутро мой знакомый вспомнил о том, что сегодня запланирована рыбалка, начал собираться, но решил все-таки позвонить своим украинским друзьям и уточнить.
Итог, думаю, понятен. И дело совсем не в количестве выпитого, а в том, что с украинцами лучше договариваться несколько раз. На всякий случай.
Однажды один украинский философ мне сказал: «В Украине люди никогда не поверят в тотальную ложь, типа распятого мальчика». И это правда. Какой смысл врать, если социальная паутина связей между украинцами охватывает буквально каждого?
Тем не менее, не все украинские политики до сих пор это понимают. Так, киевские телевизионщики рассказали мне, как сильно обычно снижаются рейтинги телевизионных каналов в момент предвыборных обещаний.
Действительно, зачем смотреть что-то, если ты знаешь, что тебе там все равно вряд ли кто-то скажет правду?
Но не ко всей лжи украинцы относятся отрицательно. Театральная ложь некоторых политиков даже забавляет. Но ложь, которая сопряжена со злостью и жестокостью, недопустима. В этом принципиальная разница риторики между, скажем, Жириновским и Ляшко. В первом чувствуется агрессия, во втором – та же игра и театр, но иная, потому что легкая. Она, безусловно, может вызывать неодобрение, но не раздражение.
Ещё одной отличительной особенностью киевлян в общении является бездоказательность фактов. Первое время я, по старой московской и журналистской привычке, каждый раз, когда мне рассказывали какую-то удивительную для меня историю, всегда спрашивала, есть ли доказательства. На что собеседники всегда немного терялись.
Только спустя какое-то время я, наконец, поняла, в чем причина. Развитые горизонтальные связи вкупе с привычкой общаться часами на разные темы приводят к тому, что киевляне знают все, что происходит в городе и даже в стране. Новости тут распространяются мгновенно.
Один украинец, который как-то на очередной мой вопрос, есть ли факты, подтверждающие информацию, не выдержал и ответил: «Зачем мне доказывать, если я знаю, что это так!»
И действительно. Незачем.
Вот такая удивительная украинская логика.
Об авторе:
Екатерина Макаревич работала в Москве продюсером на различных телеканалах, затем покинула телевидение по политическим причинам и занималась образовательными проектами в фонде Алексея Кудрина. Будучи несогласной с политикой Путина, уехала из России. Сейчас живет в Киеве.
Фото - www.bartolucci.com