Президент говорил под Новый год прежде всего о многомерности
По другому поводу и на другом языке, но «какая разница» уже звучало, и это получило название «Великий отказ». В самом конце своей книги «Одномерный человек» Маркузе цитирует Мориса Бланшо: «То, от чего мы отказываемся, вовсе не лишено ценности или значения. Но именно поэтому и необходим отказ. Существуют разумные основания, которых мы больше не принимаем, (...)».
Сам Маркузе в главе с примечательным названием «Катастрофа освобождения» пишет не менее проницательно и парадоксально: «В настоящее время в процветающем государстве, ориентированном на войну и благосостояние, такие человеческие качества умиротворённого существования, как отказ от всякой жёсткости, плановости, неповиновение тирании большинства, исповедание страха и слабости (наиболее рациональная реакция на это общество), чувствительная интеллигентность, испытывающая отвращение к происходящему, склонность к неэффективным и осмеиваемым акциям протеста и отречения, — кажутся асоциальными и непатриотичными».
Одна из немногих интересных вещей которые сегодня происходят в Украине, связана с тем, то абсурд идеологизированной политики достиг такого масштаба, что часть общества, да кое в чём и Президент, не желают более держать своё отношение к этим вулканическим и самоубийственным процессам как фигу в кармане, хотя сам Маркузе, когда рассуждает о моделях поведения в этом контексте, тонко подмечает, что у человека в таком состоянии неизбежно возникает «необходимость скрывать своё истинное лицо, быть способным обмануть обманщиков, жить и думать вопреки им».
Но времена в Украине нынче не те. Кроме войны, которой одной всегда достаточно, чтобы послужить тектоническим сдвигом под любой парадигмой, происходят такие простые и смешные вещи, что кажутся запредельно невозможными, а меж тем – это реальность: кто за носорогами в Африке охотится, являясь при этом народным избранником, кто светофор в Конотопе торжественно открывает, тоже будучи народно избранным градоначальником. Вот в этом контексте Президент и разрывает коалицию молчания: главное, для чего существует современное государство – государство, которое человек готов будет защищать, – это государство, которое заботится о том, чтобы был асфальт и бульвар был с фонарями. И делать это надо без музыки и пафоса, как сантехник чинит кран – деловито, серьёзно, надёжно. Государство – это прежде всего большой ЖЭК. Конечно, в военные времена такое заявить сложно, но намёк дан вполне определённый. Очень характерно, что на всё это отвечают моралистическим стишком гимназического покроя или бурей возмущения, если говорить о реакции из противоположного лагеря. «Стремление к расширению "жизненного пространства" действует не только в международной агрессии, но и внутри нации». Слово «внутри» дано у Маркузе курсивом, он сугубо по-немецки боится, что читатель упустит главное.
Я не подчеркну, а напомню, что книга Маркузе называется «Одномерный человек», а наш Президент говорил под Новый год прежде всего о многомерности, хотя это и из разных опер мелодии, но ноты – те же.
Впервые опубликовано на Facebook