Андрей Колодюк: EX.ua ни с кем не делится
Деятельность Ex.ua, на который выкладывается много не авторизированного контента, вызывает вопросы теперь уже не у правообладателей, а у конкурентов - онлайн-кинотеатров.
При этом рынок интернет ТВ может быть легко монополизирован новым игроком, который запатентовал эксклюзивное право на использование этой технологии. И это не Apple TV, а отечественная компания.
Об этом и многом другом рассказал в эксклюзивном интервью «Комментариям» Андрей Колодюк, один из основателей Unitrade (сеть магазинов «Ситиком»), который теперь работает над своим интернет-проектом Divan.tv.
О том, почему Ex.ua не файлообменник, а олнайн-кинотеатр с нелегальными фильмами
- Что Вас удивило в июльском интервью в «Комментариях» с Юрисом Писковым, представителем EX.ua, который рассказывал, как функционирует после восстановления его ресурс?
-Меня удивили некоторые подробности работы EX.ua, о которых шла речь в интервью. Он говорит какие-то вещи, которые являются не совсем правдой. И никто не может возразить. Ничего не имею против Пискового лично. Знаю его лично, как и многих ребят из EX.ua и из Megogo.
- И какова Ваша тока зрения на вопросы, которые поднимались в интервью?
- В упомянутом интервью поднимаются такие вопросы, как работа файлообменников и отношения с правообладателями. И почему они имеют претензии к EX.ua. Когда говорят о файлообменнике, как о месте, на котором находится файл, то с этим все понятно. Мне, например, нравится такой ресурс, как Drop box. Я могу выложить на нем свои документы и поделиться ими с другими, и никаких проблем с правообладателями не возникакет. Это облачное хранилище, на котором хранятся мой данные. Вопросов нет. Но видели ли Вы на Drop box, Google Docs или подобных ресурсах открытый медиаплеер, который позволяет транслировать свои файлы 2-3 млрд. людей в интеренете?
-Нет
-Вот и я не видел. Вот где эта черта, отделяющая файлообменник от, скажем, онлайн кинотеатра. Юрис говорит, что если правообладатель находит на EX.ua не авторизированный контент, то доступ к нему можно заблокировать. Вопрос: зачем правообладателю такая усложненная процедура, когда изначально известно, что контент там находится нелегально, так как договоров с файлообменниками нет? Ведь на следующий день на этом же сайте контент снова может появиться. При этом ресурс зарабатывает на рекламе. Правооблалатель - не дурак. Он понимает, что собственник ресурса каким-то образом мотивирует выкладывать контент, если, не дай Бог, сам не выкладывает эти файлы. Создается заведомо конфликтная ситуация.
- Но в Ex.ua заявляют, что договора с правообладатеями не так-то и просто подписать...
- Но ведь как-то все-таки их подписали мы, Megogo и другие ресурсы. Значит это возможно. Зачем же рассказывать истории по поводу заговора в американской индустрии? Я долго смеялся над приведенными в интервью цифрами: 2/3 суммы сделки по покупке авторских прав нужно потратить на юридическое сопровождение. Объясню почему: если говорить о том, что права на один фильм, к примеру, обходятся в среднем $150, а библиотека состоит из 100 фильмов, то получается что юристу надо заплатить 10 000 долл., согласно указанным 2/3. А если фильмы стоят дороже, то цена на юридическое сопровождение тоже автоматически растет, так? Это неправда. Американских юристов из голливудских студий нанимать не приходится. Правообладатель просто присылает договор, и над ним работают здесь. Вот и все.
- Почему Ex.ua попадает в черный список нежелательных ресурсов?
- Вопрос простой. Почему, когда мы заплатили за котнент, этот же фильм находится на другом ресурсе, но в бесплатном доступе. Причем этот ресурс никому ничего не платит. Люди сейчас начинают понимать, что если они заплатили за контет на легальном ресурсе, то часть денег получат исполнители, создатели фильмов. И тогда у нас будет появляться украинский кинематограф, образовательный контент. А EX.ua ни с кем не делится.
- Почему некоторые правообладатели не захотели идти на контакт с EX.ua?
- Многие не хотят, чтобы их продукты были «на одной полке» с остальным барахлом на ресурсе. Правообладатели предпочитают продавать свое кино легальным кинотеатрам и онлайн кинотеатрам, которые в состоянии нести всю ответственность за продукт и занимаются его продвижением. А на Ex.ua он никак не защищается, не структурируется и ресурс не берет на себя обязательства заниматься продвижением конкретного контента (к примеру, фильма). Потому, на барахолке кино никто не продает. Такой формат не предусмотрен в мире.
- Но у нас же в стране совершенно иная ситуация. Пиратство процветает, и никто не задумывается о покупке в интернете легального кино...
- В пиратстве виноваты сами правообладатели и участники этого рынка. В 2000-х человек мог, возвращаясь домой, купить бутылку пива и купить в киоске DVD на вечер, проконсультироваавшись предварительно с продавцом. Потом киоски убрали, а люди все равно любят кино. У нас не было такой инфраструктуры, как в США (Netflix поднялся на разветвленной сети точек проката дисков). У нас же была только «Петровка» (рынок книжной, аудио-, видеопродукции в Киеве - Ред.), куда нужно было ехать, чтобы взять посмотреть фильм. Это было совсем неудобно. Что делать, если я хочу посмотреть фильм прямо сейчас? Эту возможность людям сейчас пытаются давать онлайн-кинотеатры. В Америке люди тоже знали, как ходить на Pirate Bay и тоже умеют считать деньги. Но далеко не всем это было удобно. Это миф, что люди не хотят платить за кино. Почему же года доходы в кинотеатрах в прошлом году в Украине увеличились на $30 млн до $100 млн в прошлом году?
- В прошлом году представители EX.ua говорили о том, что собираются запустить легальный онлайн-кинотеатр, но этого почему-то не произошло...
- Так отсюда и появился Megogo.
- Но представители как одного, так и второго ресурсов отмечают, что их проекты не связаны.
- В прошлом году, когда я был на презентации Megogo, говорилось, что проект был запущен ребятами из EX.ua, которые разделили ресурс на две модели работы: файлообменник и онлайн кинотеатр. Как выглядит ситуация сейчас, я не знаю. Но история никуда не денется.
О том, когда многие телевизоры будут выходить в интернет
- Сейчас кино на Divan.tv можно посмотреть только через устройтсв smart tv (телевизоры с доступом в интернет, медиаплееры). А oll.tv и Megogo уже давно работают в открытом WWW. Когда сервис будет доступен просто в интернете, как онлайн-кинотеатр?
- В конце этого месяца. И второе, мы не онлайн кинотеатр в чистом виде. Мы OTT (over-the-top, дополнительные услуги, предоставлемые в интернет-сетях) провайдер. У нас кино- это только один из десяти доступных сервисов. Мы ретранслируем телевизионные каналы, распространяем музыку, игры, образовательный контент, занимаемся приемом платежей за услуги и товары с экарана телевизора (tv-banking, tv-commerce). По продаже кино мы близки по модели к Google TV, Apple TV. А по интернет-сервисам мы больше походим на Amazon.
- Много ли на украинском рынке smart-устройств для просмотра ТВ и кино через интернет?
-Производители говорят, что в этом году их будет продано около 600 тыс. Я сколняюсь к тому, что к 2015 году в Украине будет однозначно больше 3 млн устройств. Скоро линейка смарт устройств расширится. Сейчас это телевизоры, домашние кинотеатры и Blue Ray плееры. Скоро на рынке Украины появятся устройства, которые позволят любой современный телевизор сделать «умным». Это HDMI-стики. В мире они уже по $50 в рознице. Они напомниают флешки, которые вставляются в HDMI разьем телевизора. По Wi-Fi они подключаются к домашнему интернет-роутеру.
- Сколько по вашим оценкам интернет-медиаплееров уже есть на руках у украинцев, если считать все: Dune HD, Aura, Mag, собственные операторские разработки и пр?
- Думаю, до 1 млн уже есть.
- А сколько, как думаете, к 2015 году будет составлять доход с одного смарт-абонента?
- К тому времени он будет составлять, по нашим ожиданиям, около 8-9 долларов в месяц от всех наших OTT-сервисов. Уже сейчас 40% наших потребителей выбирает самые дорогие пакеты за 89-99 грн.
- У вас есть услуга, фунции котрой остаются пока для меня загадкой. Что такое tv-banking?
- Мы интегрировали сервис оплаты товара с платежной системой. В результате, например, пополнить счет на мобильном можно прямо с ТВ экрана, если у вас есть электронный аккаунт. Это как iBox, только на телевизоре.
О том, почему даже Apple не имеет право показывать фильмы в украинском интернете
- Вы уже транслируете в Украине через интернет около 130 каналов. Есть ли у Вас права на их вещание?
- У нас со всеми есть прямые отношения и подписанные договора с правообладателями.
- Нацсовет по телевидению и радиовещанию каким-то образом может вмешиваться в ващу деятельность? Например, устанавливать квоты на трансляцию.
- Я переформулирую Ваш вопрос. Вы хотели спросить, есть ли у нас лицензия? Мы для Нацсовета субъект информационной деятельности. Соответственно мы регулируемся в рамках этого статуса. Но мы не провайдер программной услуги по одной простой причние: мы создали свое решение доставки сигнала, которое запатентовали в Украине. Это означает, что настоящее OTT в Украине (broadcasting/unicasting поверх ШПД сети, что означает, простыми словами, - трансляция каналов по интернету) может делать только divanTV. Поэтому если какой-то оператор купит себе OTT-платформу, заптатит за нее кучу денег, то автоматически нарушит наш патент. Даже Apple TV забыло запатентовать свое телевизионное решение в Украине. Соответственно, они не смогут продавать услуги в Украине, если мы того не захотим. Кроме того, согласно законодательству, наша деятельность не лицензируется телевизионным регулятором.
- Были ли уже в Украине случаи, когда кто-то хотел сделать свое собственное OTT, но у них это не получилось, так как патент у Вас?
- Конечно. По понятным причинам не буду называть этого большого оператора. Но мы не собираемся ни с кем воевать. Не секрет, что телеком-операторы в мире так и не научились продавать потребителю контент напрямую. Телеком операторы пытаются работать через партнеров, как когда-то мобильные операторы заключили договора с контент-провайдерами (мелодии, картинки, игры и пр).
- Сколько нужно вложить инвестиций, чтобы создать собственного OTT-провайдера?
- Только на покупку самого решения уйдет около $5-10 млн, не говоря об огромных затратах на контент. Кроме того, если поехать в Голливуд, чтобы договориться о правах, их продадут далеко не каждому, даже если приехать мешком денег. У нас получилось, у некоторых наших конкурентов - нет. Поэтому у операторов интернет-доступа и возникает соблазн не тратиться самим на решение, а заклучить контракт с готовой платформой, сразу же получив живые деньги (долю от продаж).
О том, когда интернет телевидение начнет побеждать традиционный эфир
- В Украине операторы пока только начинают распробывать ОТТ-платформы. С Megogo сотрудничает «Киевстар», вы подписали контракт с «Сумтелом». Стоит ли ожидать большего количества сделок по OTT и отказа от собсвенного IPTV (на которое, кстати, нужно получать лицензию)?
- Мы уже подписали договора с двумя операторами из первой десятки интернет-операторов. Они будут объявлены на следующей неделе. Кроме того, есть договоренности с рядом операторов из второй и третьей десятки региональных сетей.
- У крупнейшего интернет-оператора в стране - «Укртелекома» - стратегия по продаже телевизионных услуг еще не выработалась. Они хотели сначала делать IPTV, потом говорили об OTT. И в результате все как-то заглохло. Не затормозит ли это рынок. Ведь у компании 1/3 интернет-клиентов страны?
- Все ждут, когда они решат внутренние проблемы и вопросы. Я думаю, что ситуация изменится быстрей будут забирать абонентов, что кстати сегодня и происходит и, они придут к тому, что абоненту нужно давать больше, чем «ОГО!».
- Сейчас около 9 млн украинцев смотрят эфирное ТВ, 4 млн - кабельное и еще 4 -спутник. Какой у Вас прогноз на 2015 год? Какую долю отвоюет OTT?
- По мировым прогнозам к этому времени OTT будет занимать 20-25% от общего пирога. У нас потребитель инертный. Поэтому все будет зависеть от ряда факторов. Например, этот процесс может ускориться, если вдруг закодируют спутниковые каналы. Люди будут искать альтернативу. Плюс ко всему, идет цифровизация. И люди понимают, что аналог скоро отключат. Это тоже подталкивает их к выбору: купить приставку за 600 грн, которая кроме 32 каналов пока больше ничего не покажет, или купить медиаплеер и выбрать любую из интернет-платформ.
- Какие новые дополнительные услуги на подключенных к интернету экранах будут появляться в Украине в ближайшее время?
- Если будет популярно заказать одним нажатием кнопки пиццу - это появится (смеется). Однозначно на ТВ будет появляться все больше образовательного контента с интерактивными возможностями. Естественно игры на базе Kinnect и прочих бесконтактных контроллеров. Сейчас мы обсуждаем сотрудничество с туристической индустрией. Придумываем продукт, когда вся семья собирается вечером дома, а перед ним выступает на экране человек из турагентства. Показывает ролики мест, куда можно отправиться. Ведь сейчас основная проблема продаж туроператоров - это загнать клиента в свой офис и показывать ему картинки в каталоге. Это не очень удобно. Да и после работы турагентства не работают.
- OTT - это новое решение, которое не знает старшее поколение украинцев. Я так понимаю, целевой аудиторией они не станут...
- Почему же. У нас есть определенная категория клиентов, которая приходит и рассказывает, что есть такой «канал», что если на нем написать Алла или Киркоров, то весь день по ТВ будут показывать концернты 80-ых. А потом оказывается, что это их дети и показали YouTube.
Станислав Юрасов, www.proit.com.ua
Фото - www.proit.com.ua