Игорь Кваша. Жизнь современника
Игорь Кваша принадлежит к тому небольшому числу советских и российских артистов, чьи персонажи действительно врезаются в память. Причин тому несколько: совершенно особый голос, характерность, редкое сочетание большого таланта и ума, которые и позволили ему на протяжении всей жизни избегать штампов и создавать абсолютно новые образы известных героев. Уникальным же артистом его сделали интеллектуальность вкупе с преданностью - своему театру и убеждениям.
Кваша родился в Москве в 1933 году в семье, не связанной с театром, однако уже в школьные годы у него проявилась тяга к актерству, в результате чего он оказался в театральной студии, где его заприметил педагог из Школы-студии МХАТ. Однокурсник Петра Фоменко Кваша окончил студию в 1955 году, менее двух лет прослужил в МХАТ имени Горького, после чего его позвали создавать «Современник», который он больше уже не покинул.
Кваша играл в первой постановке, открывшей театр, тогда еще располагавшийся на площади Маяковского, - в спектакле по пьесе Розова «Вечно живые», ознаменовавшей начало нового, правдивого театра. Роль Володи (хоть и не главная), как и вся постановка, стали основополагающими для «Современника» и его зрителей.
Игорь Кваша в спектакле «Кабала святош» на сцене театра «Современник», 1981 год. Фото из архива РИА Новости |
Спустя пятьдесят лет в одном из интервью Кваша скажет, что создание театра с нуля было для него истинной радостью - в середине 1950-х начиналась оттепель, и мхатовские выпускники переживали ощущение свободы. В «Современнике» Кваша сыграл более 40 ролей, причем у него не было глухих десятилетий или неудавшихся спектаклей. Он показал себя характерным, ироничным артистом, обладавшим ярким комедийным даром.
В то время как романтические герои Кваши могли быть наивны, искренни, простодушны, многие его работы запомнились редкой выразительностью черт и приемов, утрированием характеров, узнаваемых в одной ухмылке, интонации, повороте лица. В театре это, например, раболепствующий до слез Первый министр в «Голом короле», который произносит знаменитое «Простите мне мою разнузданность, но вы - великан! Светило!», и Фальстаф в «Виндзорских насмешницах». В кино, где Кваша был столь же популярен, это прежде всего трусоватый и умный бургомистр, друг барона Мюнхгаузена, который так изящно балансирует на грани подлости и порядочности, что становится едва ли не самым страшным его врагом.
Он много и прекрасно играл Чехова, возможно потому, что абсурдистский дух чеховских пьес был созвучен его таланту. Он и Чебутыкин в «Трех сестрах», и по-детски наивный, несуразный Гаев в «Вишневом саду», который оказался для него одной из ключевых ролей. К лучшим работам в театре относят Луку («На дне», 1968) и Федора Карамазова («Карамазовы и ад», 1996), обладавшего страстью к жизни и энергией, увлекающей и столь же пугающей. А еще были Сирано, Пестель и Мольер.
Игорь Кваша не только играл в театре, но и ставил, например, «Кабалу святош» и «Дни Турбиных» по Булгакову, снискавшего успех «Балалайкина и Ко» по Салтыкову-Щедрину (возобновил спектакль вместе с Гафтом и Александром Назаровым), где играл Рассказчика. Его последней режиссерской работой стала «А вам не хотится ль под ручку пройтиться?» - спектакль по мотивам лирики Гумилева, Есенина, Маяковского, поставленный специально для молодых артистов. Голос Кваши определил и его участие в радиопостановках - он записал «Белую гвардию» и «Доктора Живаго», а также цикл поэтических передач.
В кино Кваша снялся в знаковых для советского кинематографа фильмах: «Соломенная шляпка», «Достояние республики», «Человек с Бульвара капуцинов», - по которым его знает широкая аудитория. Сыграл Маркса, Свердлова и дважды Сталина (и третий раз - в театре), причем роль вождя в фильме «Под знаком Скорпиона» (1995) считал лучшей в своей карьере; Солженицын же ценил Квашу-Сталина в «В круге первом» (2005). Наталья Солженицына в день смерти актера также отметила эту роль, сказав, что Кваша вложил в нее все понимание трагедии, обрушившейся на страну в XX веке. Фигура Сталина («не человека, а чудовища») занимала артиста с юных лет, а точнее психология и методы, которые сумели поработить народ и которые сам Кваша отторгал. Как и советскую власть, уничтожившую, по его словам, сочувствие людей друг к другу.
Инна Чурикова назвала Квашу гражданином, кто-то - совестью театра, и действительно - Игорь Кваша был человеком с четкой гражданской позицией, человеком небезразличным к тому, что происходит вокруг: 20 августа 1991 года он был готов защищать стены Белого дома, а в декабре 2011 записал видеообращение с призывом выходить на митинги против фальсификаций на выборах. Его неравнодушие к театру и молодым артистам, которым он помогал, политике, а главное людям привело артиста в передачу «Жди меня», где он оказался любим еще одним пластом телевизионной публики. Кваша вел программу более десяти лет и очень переживал за ее участников, говорил, что в ней нет ничего напускного, а только правда, которая захватывает.
В действительности же захватывает личность самого актера, который оказался настолько многогранен в своем творчестве, соединившем поистине буффонадные роли с тончайшей игрой, сколько и щедр в человеческом плане. Он лишился близких друзей с уходом Андрея Миронова и драматурга Горина, с уходом самого Кваши большого друга, обладавшего исключительной энергией, потеряли Валентин Гафт и Галина Волчек. О личной потере говорит Марк Захаров. Зрители остались без артиста великого поколения, а «Современник», наверное, потерял своего самого современного героя, всегда чутко чувствовавшего дух времени.
Татьяна Ершова, Lenta.Ru
Фото - http://lenta.ru