«Черновик» кровью
В столице Дагестана Махачкале застрелен учредитель ведущего независимого издания республики, газеты « Черновик» Хаджимурат Камалов. Следователи уже связали его убийство с профессиональной деятельностью. Издание активно критиковало республиканские власти и силовые структуры за коррупцию и неспособность справиться с боевиками, но в то же время отказывалось считать себя оппозиционным.
Камалова убили вечером 15 декабря, когда он выходил из здания редакции. Он умер по дороге в больницу. По данным СК, неизвестный преступник несколько раз выстрелил в журналиста из пистолета. Между тем, по сведениям республиканского МВД, в убийстве принимали участие несколько человек. Во всяком случае в полиции утверждают, что преступники скрылись на двух черных машинах - « Ладе-Приоре» с госномером « 640» и ВАЗ-2109 без номеров. Свидетели однако утверждают, что убийца был в маске и вооружен автоматом, причем произвел контрольный выстрел в голову, как делается при убийстве на заказ.
В СК полагают, что убийство Камалова связано с критической направленностью публикаций « Черновика» . Для Дагестана, учитывая местный менталитет, даже простое несогласие с руководством выглядит диссидентством. А освещение такой больной темы как терроризм наталкивалось на непонимание и осуждение властей.
На издание долгое время оказывалось давление. Журналисты, пытавшиеся показать, что появление в республике боевиков связано не только с иностранным вмешательством и распространением исламских течений, чуждых традиционному для региона исламу, в итоге были привлечены к уголовной ответственности. В 2008 году тогдашнего главного редактора « Черновика» Надиру Исаеву заподозрили в призывах к экстремизму, разжигании вражды и публичном оправдании терроризма. Поводом для этих обвинений стала публикация изданием статьи, в которой цитировались высказывания одного из лидеров боевиков Раппани Халилова.
В 2009 годах Россвязьнадзор направил в суд требование о закрытии « Черновика» в связи с исчерпанием лимита предупреждений о недопустимости публикаций экстремистских материалов. В том же году в Махачкале появились так называемые « списки мести» , в которых пособникам боевиков обещали отомстить за погибших сотрудников силовых структур. В листовках среди других журналистов и правозащитников упоминалось и имя Камалова.
Авторство списков приписывалось родственникам погибших. Но многие посчитали это провокацией. Например, пособником боевиков был назван директор государственной телерадиокомпании « Дагестан» Сулайман Уладиев. Впрочем, об авторстве провокации и ее предназначении мнения разошлись. Одни считали, что появление списков связано с предвыборной кампанией в республике, другие - с желанием неких сил обострить и без того напряженную ситуацию в Дагестане и ввести режим контртеррористической операции с сопутствующими ограничениями гражданских свобод. Сам Камалов предположил, что за провокацией могут стоять сотрудники спецслужб, которые таким образом пытаются оправдать проводимые ими внесудебные казни боевиков.
Сотрудники издания неоднократно подвергались нападениям, в том числе и в связи с публикациями социального или экономического характера. Так в мае 2011 года был сильно избит корреспондент « Черновика» Магомад Ханмагомадов, который пытался сфотографировать снос средневекового жилища одного из местных властителей, несмотря на то, что строение находилось под охраной ЮНЕСКО.
« Черновик» издается с 2003 года и является одним из самых популярных изданий в Дагестане. Газета выходит в еженедельном режиме по пятницам, и как раз вечером, когда был убит Камалов, готовился к печати очередной выпуск. Учредителем издания является ОАО « Свобода слова» , которым руководил Камалов.
В целом уровень давления на издание к 2011 году снизился, что объясняется его возросшей популярностью, и о чем свидетельствует наладившееся общение с высшим руководством республики. В мае было закрыто упомянутое выше уголовное дело об экстремизме бывшего главреда Исаевой и еще четырех журналистов. Суд оправдал их за отсутствием состава преступления.
Поэтому для руководства Дагестана убийство Камалова стало неприятной неожиданностью. Пресс-секретарь главы республики Магомедсалама Магомедова Расул Хайбуллаев заявил, что расследование убийства взято под особый контроль, так как преступление направлено против свободы слова По его сведениям, Магомедов намерен лично посетить похороны Камалова и принести соболезнования родным и близким журналиста.
Вместе с тем, по мнению Хайбуллаева, « Черновик» не стоит рассматривать как оппозиционное издание, поскольку одной из главных тем публикаций были похищения людей, борьбу с которыми погибший журналист и глава республики периодически обсуждали на личных встречах. От оппозиционности открещивается и главный редактор « Черновика» Биякай Магомедов. По его словам, в последнее время, хотя газета и освещала ряд крупных конфликтов, до открытого противостояния и угроз дело не доходило. И все же пресс-секретарь главы Дагестана выразил опасения за дальнейшую судьбу издания, отметив, что оно держалось фактически на энтузиазме Камалова.
Версию о том, что убийство Камалова связано с его профессиональной и общественной деятельностью, никто не оспаривает. Однако очертить круг тех, кому была бы выгодна его смерть, весьма непросто. У Камалова было много недоброжелателей, но ни он, ни « Черновик» не публиковали ничего такого, что в одночасье могло бы разрушить чью-то карьеру или подвести под уголовное преследование.
Многие материалы последнего времени посвящены противостоянию традиционного для Северного Кавказа суфийского ислама и салафитов, к которым относятся и ваххабиты, поддерживаемые Саудовской Аравией. Среди боевиков в Дагестане высок процент салафитов, в основном из числа молодежи. Однако « Черновик» занимает сдержанную позицию в этом вопросе, лишь стараясь объяснить сложившуюся в республике ситуацию, не поддерживая ни одну из сторон.
Важное место в публикациях издания занимают расследования, связанные с коррупцией и злоупотреблениями власти. Но ранее все претензии к « Черновику» от упомянутых газетой чиновников решались в судах. Последнее противостояние произошло с мэрией Махачкалы, которая в сентябре 2011 года даже распространила открытое письмо, в котором обвиняла газету в клевете.
Кто бы ни стоял за убийством Камалова, это преступление носит очевидно демонстративный характер. Оно было совершено в день, посвященный памяти погибших журналистов. К тому же Камалов стал уже третьим влиятельным представителем СМИ, убитым в Дагестане за последние полгода. 28 июля был застрелен руководитель пресс-службы главы Дагестана Гарун Курбанов, а 11 августа - директор канала « Махачкала ТВ» Магомед Султанмагомедов. В обоих случаях причиной убийства посчитали профессиональную деятельность погибших, но ни убийцы, ни заказчики преступлений так и не найдены.
Андрей Кузнецов, Lenta.Ru
Фото - http://lenta.ru
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Андрей Кузнецов, Lenta.Ru
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ