Журналист Наталья Морарь – о Люке Хардинге и своей судьбе

15 Лютого 2011
26566
15 Лютого 2011
11:41

Журналист Наталья Морарь – о Люке Хардинге и своей судьбе

26566
Корреспондент британской газеты The Guardian Люк Хардинг, которой на прошлой неделе без объяснений причин задержали в аэропорту и депортировали из России, все же получил разрешение на въезд и прибыл в Москву. Высылка Хардинга вызвала возмущение в Великобритании и других странах, и кампания в поддержку журналиста привела к тому, что российские власти выдали Хардингу новую визу – видимо, значительную роль сыграл тот факт, что 14 февраля начинается визит в Великобританию Сергея Лаврова
Журналист Наталья Морарь – о Люке Хардинге и своей судьбе

Высылка Хардинга вызвала возмущение в Великобритании и других странах, и кампания в поддержку журналиста привела к тому, что российские власти выдали Хардингу новую визу - видимо, значительную роль сыграл тот факт, что 14 февраля начинается визит в Великобританию Сергея Лаврова.

Что именно в работе московского корреспондента The Guardian не понравилось властям, в точности никто не знает, в том числе и сам Хардинг. Он не раз писал на острые темы - в частности, о коррупции высокопоставленных чиновников. В отличие от Люка Хардинга, журналистка Наталья Морарь, ранее работавшая в московском журнале The New Times, в Москву приехать не может. В интервью РС она вспоминает, как в декабре 2007 года ее задержали в аэропорту.



- Поскольку я являюсь гражданкой Молдовы, мне вообще никакая виза не нужна. Я официально находилась на территории Российской Федерации, имея регистрацию и разрешение на работу. Я жила в России более шести с половиной лет. Точно так же, как и Люк Хардинг, я возвращалась из командировки, строила планы на вечер с друзьями, и вдруг меня в аэропорту останавливают, пограничник сообщает, что произошла некая техническая ошибка. Меня отводят в сторону, подходят некие люди в штатском, которые никак не представляются и просто говорят мне, что мне въезд в страну запрещен. Я следую в зал для депортируемых: то же самое, что произошло с Люком. Люк провел там около часа, я провела целую ночь вместе с таджиками и узбеками, которых депортировали. С утра меня посадили на самолет в Молдову, и на этом въезд в страну был закрыт.

Я пыталась задавать вопросы, но никто мне не отвечал. Говорили, что они не вправе вам объяснять причины, просто въезд запрещен и все. После этого последовали многочисленные попытки узнать, в чем же причина, и было сказано, что компетентные органы Российской Федерации оставляют за собой право не разглашать причины недопуска меня на территорию Российской Федерации. Мне было официально объявлено, что я представляю угрозу безопасности Российской Федерации. В чем эта угроза состоит, я так до сих пор не поняла. Наверное, и я, и Люк, и другие 38 журналистов, которых за это время не пускали на территорию Российской Федерации, все были шпионы и пытались узнать главную тайну: разведать, как строится российский режим.

- Еще надо добавить, что вы были замужем за гражданином Российской Федерации, и даже это не помогло.
- Да, мы с Ильей Барабановым попытались вместе вернуться в Россию, трое суток провели в аэропорту «Домодедово», но это не помогло. Более того, я должна была спустя полгода по закону в упрощенном режиме получить российское гражданство, поскольку окончила МГУ, жила в России, работала. Мне было отказано по причине того, что я представляла угрозу конституционному строю Российской Федерации.

- Люк Хардинг интересовался различными коррупционными схемами, в частности, компаниями друзей Владимира Путина, и вы тоже занимались этой же опасной сферой. Ваш случай более понятный: ясно, из-за какого именно журналистского расследования все произошло.
- Я не думаю, что на самом деле все так ясно. Запрет на въезд в Россию последовал вскоре после того, как я опубликовала статью «Черная касса Кремля». Но по большому счету ничего особенного я не написала. Об этом многие знали. Позже из наших источников стало известно совершенно точно, что департамент экономической безопасности ФСБ очень сильно раздражала серия статей о схеме отмывания денег через небольшой банк «Дисконт» и некоторые структуры, близкие к ФСБ. На самом деле главным было это, но, видимо, последней каплей стала «Черная касса Кремля». Но нельзя сказать, что человека выслали из-за одной статьи, - просто видно, что он может написать одно, другое, третье, и легче его устранить. Я думаю, это была и черная метка, которая была послана всему журналу «New Times», потому что слишком много мы себе позволяли.

- За Люка Хардинга вступились британские политики и отстояли его. Понятно, что при Владимире Воронине нельзя было рассчитывать на то, что молдавские власти будут очень рьяно требовать, чтобы вас пустили в Россию. Но теперь в Молдавии совсем другие люди у власти. Пытались ли они как-то вступиться за вас и ставили ли вопрос о вашем деле перед российским руководством?
- Мне это уже не нужно по большому счету. Я не хочу возвращаться в Россию, я себя здесь чувствую очень хорошо. В какой-то степени благодарна ФСБ России за то, что они вынудили меня вернуться на родину. Честное слово, бороться больше нет сил. Я бы очень хотела видеться с близкими людьми, сотрудничать со своими бывшими коллегами по журналу «New Times», но что-то для этого специально делать я не хочу. Я думаю, что это все изменится лишь тогда, когда изменится ситуация в России, проблема тут больше, чем моя личная проблема. И это рано или поздно произойдет. Но боюсь, что не скоро.

- Как сложилась ваша профессиональная судьба в Молдавии?
- До недавних пор я вела ежедневное политическое ток-шоу в прайм-тайм на одном из телеканалов, сейчас перешла на другой канал, где буду делать авторскую передачу. Чувствую себя хорошо, и самое главное - свободно. Никто не может позвонить и сказать, о чем мне стоит говорить, о чем не стоит, за какую статью или материал я потом поплачусь или нет. Ко мне в ток-шоу могут прийти и президент, и лидер оппозиции, и премьер, все отвечают на вопросы, открыто говорят с прессой. В этом смысле, конечно, Молдавия оказалась далеко впереди России.



Дмитрий Волчек, «Радио Свобода»

Фото - www.svobodanews.ru

 

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Дмитрий Волчек, «Радио Свобода»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
26566
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду