Дмитрий Котеленец: «Из-за нерешительности некоторые каналы так и не нашли свое лицо»
- Насколько успешным оказался прошедший сезон для Вашей студии?
- Если учесть, что наша студия достаточно крупная и для многих остается недешевой, можно считать, что год прошел нормально, в рабочем режиме. Производились большие проекты - масштабные шоу, на которых мы специализируемся. Безусловно, ощущались сложности на рынке - каналы сейчас избирательно относятся к предложениям и редко соглашаются на непроверенные проекты.
- Что из запланированного не удалось?
- Не удалось поэкспериментировать. Ряд не совсем традиционных, «непопсовых», идей так и не воплотились в регулярные проекты. Например, ни к чему пока не привели наши поиски с ди-джеем Пашей в музыкальном жанре и в жанре late night show. Не реализовались проекты с рэпером Потапом. Бывало, мы уже даже достигали общего понимания с каналами, но они боялись рисковать.
- Все эти проекты остались на уровне пилотов?
- Да. По некоторым из них даже не продолжается обсуждение. Они отложены - о них знают, но сейчас они неактуальны.
- А что касается скетч-шоу «Пятница вечер» с Бахматовым...
- Нужно понимать отличие одного юридического лица от другого. Есть «LEDOKOL ISTIL», в котором Бахматов (Максим - МБ) директор, а есть мы. Да и это сам по себе его проект, так что о нем логичнее общаться с Бахматовым. Мы с этой студией соотносимся, как старший брат с младшим. «ISTIL Studios» является собственностью того же инвестора, что и «LEDOKOL», и мы помогаем им в техническом плане. Но творческая ответственность за реализацию этого проекта полностью лежит на нем. Насколько я знаю, у них ведутся переговоры с каналами.
- Будет ли продолжаться Ваш проект «Знахари» на «Интере»?
- У нас закончился договор по первому сезону. Идет работа по оценке того, что сделано - его преимуществ и недостатков. Мы, по договоренности с «Интером», подготовили пилот обновленной версии и сейчас в процессе переговоров о том, когда и в каком виде этот проект будет продолжен на канале.
- Сколько вообще пилотов находится в работе?
- За прошлый сезон мы сделали достаточно много пилотов. Цифры не назову. Но вопрос в общих подходах основных вещателей к выбору контента. Как правило, главный принцип выбора - это «проверенность» продукта. Лучший вариант - если он апробирован на российском или другом зарубежном телевидении. На основании изученного опыта руководители каналов делают определенные выводы, что-то прогнозируют. Безусловно, не всегда правильно. Поэтому, в целом, к новым идеям относятся с осторожностью.
- Это значит, что теперь вы будете снимать меньше «пилотов»?
- Да, мы решили, что не будем снимать «пилот» на каждую пришедшую в голову идею. Наши технические возможности всем известны, всем понятно, как мы можем это снимать. Поэтому если идея не вызвала интереса на уровне ее концепции, то снимать «пилот» нет смысла. Мы продолжаем это делать лишь в тех жанрах, которыми мы раньше не занимались.
- В каких именно жанрах?
-Сериально-игрового направления. Недавно мы сделали «пилот» молодежного сериала. В итоге он не вызвал большого резонанса у каналов, но заинтересовал фонд Елены Франчук, потому что в проекте задеваются социальные проблемы. Сейчас мы ведем переговоры с фондом о том, как его можно использовать.
- Это единственный сериал, над которым вы работали?
- У нас готовится к запуску еще один сериал, но не буду говорить о нем детально, пока не подписан контракт. Его производство начнется фактически через две недели. Это 60-серийная мелодрама для большого телеканала. В целом же мы неторопливо движемся в сторону сериального производства. В такие традиционные жанры, как «мыло», мы не торопимся бросаться с головой. Сейчас мы ведем переговоры, изучаем европейские форматы. Но основным направлением для нас остаются телепрограммы.
- В чем Ваша «фишка» на этом рынке?
- В том, что мы имеем ресурсы для производства больших телевизионных шоу. И с точки зрения павильонов, технического обеспечения - это идеально для такого продукта. Таким была «Народна зірка» на канале «Украина». И когда у нас с ними не сложились отношения, мы достаточно быстро переориентировались и нашли общий язык с «Новым каналом», где успешно прошла «Фабрика звезд» и сейчас мы обсуждаем новые сезоны.
- С какими каналами у Вас, в целом, наилучшим образом складываются отношения?
- Светские отношения у нас есть со всеми каналами. Более-менее деловые перспективы существуют на «Интере», «Новом канале», есть определенные планы с каналом ICTV. Иногда мы обсуждаем сотрудничество с каналом «1+1». Но этот канал активно работает над собственным производством. Так что пока наши переговоры не перешли в полноценное сотрудничество.
Мы активно работали с каналом «Украина». На проекте Шустера это была одна история, потом «Народна зірка» должна была стать началом нового этапа большого сотрудничества, но у нас с ними оказались разные подходы к организации процесса телепроизводства.
- Вы планируете сотрудничать с нишевыми каналами?
- Они мало нам интересны. Это малобюджетный сегмент. Исходя из того ресурса, который у нас есть, такому телевидению даже подумать дорого, чтобы у нас что-то производить. В целом, нишевое ТВ сейчас на грани выживания, и даже успешные проекты из-за кризиса были отброшены на большое расстояние назад. Некоторые из них закрываются, некоторые пытаются продать.
- Есть ли у ISTIL намерение купить какой-то канал?
- Наш инвестор постоянно рассматривает предложения по покупке медиаактивов. Но вопрос всегда стоит об адекватности цены и том, что в нее входит. Чаще всего предложения неадекватные - завышенные цены и ужасное экономическое положение.
- Рассматриваются ли в компании такие предложения сейчас?
- На начало месяца было три подобных предложения от нишевых каналов. Некоторым мы уже отказали, у других - изучаем экономическую составляющую. Но, скорее всего, окажется, что цена по которой они готовы продаться - завышена.
- Когда можно будет говорить об окупаемости ISTIL Studios?
- Если говорить об операционном состоянии, то мы находимся в прибыли. Что же касается вложений в технику, то нужно ждать еще несколько лет. Когда она была куплена, цены были чрезмерно высокими.
- Готов ли инвестор вкладывать еще деньги в продакшн?
- Готов, но все зависит от конкретных бизнес-идей, от того, насколько быстро и реально окупить вложения. Что касается сериального производства, то нам необходима недостающая техника, и мы готовимся ее закупать. Инвестор к этому готов.
Понадобятся не глобальные деньги - на уровне операционных необходимостей. Однако сумму я называть не хочу.
- Сейчас проходит Чемпионат мира по футболу в ЮАР. Почему у Вас нет проектов, связанных с этим событием?
- Футболом занимаются в большей степени каналы, а не продакшн. Вряд ли вы назовете больше двух независимых продакшн-компаний, которые занимаются этой тематикой. К тому же, это ограничено перечнем каналов, которые имеют лицензию на трансляцию турниров. Да и турнир - довольно ситуативная вещь. Для того, чтобы в этом участвовать, нужно иметь очень сильный ресурс. Савик Шустер считает себя экспертом в этой сфере и даже на такие краткосрочные периоды считает необходимым в этом поучаствовать. У нас более размеренное, масштабное движение. Нас ситуативные проекты мало интересуют.
Я лично долго занимался спортивной тематикой - курировал полностью трансляцию чемпионата мира 2006 года из Германии для ICTV и для «Интера». Но это не очень востребованная работа. Думаю, делать что-то о футболе для продакшна - не рыночная история.
- Во время кризиса каналы стали делать больше проектов собственного производства. Сохранится ли такая тенденция в новом сезоне?
- Есть каналы, у которых расширение собственного производства является стратегией. И это не зависит от кризиса. Кризис в этом случае лишь ускорил процесс, как это произошло на канале СТБ. На таких каналах ситуация не изменится. Есть каналы, которые в равной степени развивают и свое производство, и заказывают что-то у продакшна. Наверное, осенью они будут чуть больше сотрудничать с продакшнами.
- А как в таком случае они выбирают, что отдать, а что делать самому?
- Если это продукт для прайм-тайм, канал все равно будет в большей степени контролировать этот продукт, чем отдавать кому-то. А если это «офф-прайм», то каналы не могут платить за такой продукт много денег. Соответственно, не все на рынке продакшна хотят этим заниматься. В целом, ситуация довольно сырая и далека от классических канонов сосуществования «канал-продакшн».
- Каков же этот канон?
- Отсутствие крена - когда сам канал или карманный продакшн делает все. К примеру, абсолютно дотационные каналы типа BBC в Великобритании все равно заказывают различные игровые и музыкальные шоу внешним продакшнам. Часть этих студий каким-то образом аффилированы с каналами, но большинство независимы и полноценно участвуют в этом процессе.
- И как бы вы приблизили такой канон к реальности?
- Главное, чтобы руководители каналов были более открыты к экспериментам. Ведь многие их боятся, опасаясь, что цена потерь окажется слишком высокой. Если ты экспериментируешь в «прайме» и не добираешь аудиторию, ты, безусловно, теряешь деньги. Но есть и другая сторона медали - из-за нерешительности некоторые каналы так и не нашли своё лицо.
Данил Билык, интернет-издание «Медиа-бизнес»
Фото - «Медиа-бизнес»