В предчувствии Ледникового периода

9 Травня 2010
34032
9 Травня 2010
11:05

В предчувствии Ледникового периода

34032
Украинские журналисты объявили о возрождении цензуры в СМИ
В предчувствии Ледникового периода

Украинский телеканал «1+1» и его информационная служба ТСН (телевизионная служба новостей) 6 мая оказались в центре громкого скандала. Поводом к нему стал запрет, не позволивший одному из репортеров сделать сюжет о признании Голодомора, а причиной - недовольство журналистов вмешательством в редакционную политику со стороны руководства, проще говоря - цензурой.

 

То, что с приходом к власти Партии регионов, украинский новостной телеэфир становится все больше похож на российский, видно невооруженным взглядом. Большинство выпусков новостей начинаются теперь с известий о том, что президент и премьер денно и нощно заботятся о народе: посещают различные объекты, проводят заседания, встречаются с иностранными партнерами и тому подобное. Пока, правда, обходится без тигров и белых медведей.

 

Оппозиция при этом предстает сборищем эдаких мелких, злых и крикливых вредителей, путающихся у новой власти под ногами и ни на что не способных. Справедливости ради надо сказать, что до определенной степени так и есть: они сейчас действительно не могут противопоставить позиции властей ничего толкового. Но тон оценок и комментариев в адрес действий оппозиции не оставляет сомнений: украинское ТВ активно развивается в российском направлении.

 

При этом формально, как и в России, никакой цензуры на телевидении нет и быть не может.

 

Но вот оказалось, что может.

 

6 мая группа сотрудников ТСН распространила открытое письмо, в котором журналисты прямо сказали: на них оказывается открытое давление, цензура вновь расцвела. «Нам запретили освещать определенные темы и события. Наши сюжеты, в которых присутствует критика действующей власти, по политическим соображениям снимают из эфира», - пояснили они свое заявление.

 

При этом сотрудники ТСН рассказали, что знают о случаях давления со стороны руководства и собственников и на журналистов, работающих в других СМИ. За свободу слова взбунтовавшиеся телевизионщики пообещали бороться и призвали на свою сторону других украинских журналистов: «Покажем, что нас много. Тех, кто ценит свободу слова. А не ее имитацию. Мы сильные. Вместе». Прозвучало слово «забастовка».

 

Такой поворот событий не на шутку встревожил власти. На встречу с недовольными руководством журналистами немедленно отправилась Анна Герман - заместитель главы администрации президента, курирующая вопросы СМИ. При этом еще до разговора с бунтовщиками она дала понять, что не верит в их версию событий на сто процентов: «Надо четко отличить давление. Если оно есть - с ним надо бороться, но если это непрофессионализм - с ним тоже надо бороться».

 

После встречи выяснилось, что Герман склоняется ко второму варианту. «Я хотела посмотреть этот сюжет, создать комиссию и оценить его с точки зрения журналистских стандартов. Но его не оказалось», - сказала замглавы администрации. Вывод она при этом сделала несколько парадоксальный: раз сюжета нет, то и цензуры вроде как нет, а недовольство журналистов и его причины - это «внутренний корпоративный конфликт». Почти что «спор хозяйствующих субъектов», в общем.

 

Журналисты, с которыми встречалась Герман, в деликатной форме пояснили, что в ситуации она не очень-то разобралась. По их версии, сюжет не был сделан не потому, что был скучным или репортеры - бездарностями, а потому, что руководство канала прямо запретило поднимать определенные темы.

 

В данном случае - признание Голодомора. Журналист Мирослав Откович собирался сделать сюжет о том, чтоВиктор Янукович на сессии ПАСЕ отказался от ранее провозглашенной позиции своей страны добиваться признания голода начала 1930-х годов геноцидом, направленным против украинского народа. Откович собирался опросить экспертов и политиков - как сторонников, так и противников именно такой трактовки Голодомора, а также зачитать короткий текст. Сделать ему этого не дали.

 

По словам Отковича, тему, утвержденную на низовом уровне редакции, зарезали «на верху», то есть поступила некая «директива» - признание Голодомора не трогать. На самом деле, если рассказ журналиста соответствует действительности, то такое решение руководства нельзя не назвать странным. Как минимум для половины украинцев Голодомор - это действительно геноцид их народа. Поэтому решение президента нуждается как минимум в пояснении, а по-хорошему - и в нормальном обсуждении, в том числе на телевидении.

 

Однако тему с эфира снимают. То, что она неприятна для Януковича, выстраивающего новые отношения с Россией - это понятно. Но как же свобода слова? В воскресном - итоговом - выпуске ТСН страсбургские заявления Януковича по Голодомору решили вообще не комментировать.

 

Это настолько возмутило журналистов, что они выступили со своим открытым письмом, в котором пожаловались на цензуру.

 

Герман была не единственной, кто отреагировал на это письмо. Руководство «1+1» тоже дало небольшой комментарий. «В связи с изменением политической обстановки в стране многие начинают путать собственные политические симпатии с базовыми принципами журналистики. Но этот вопрос уже не имеет никакого отношения к редакционной политике», - сказал генеральный директор группы «1+1» Александр Ткаченко.

 

И что интересно, понять его вполне можно. Обиженный цензурой журналист в своем блоге прямо написал, что он думает о решении президента Украины. «По мнению экспертов, Янукович совершил противоправное деяние», - поделился Откович и добавил, что замалчивать (путь даже за зарплату) память, боль и страдания своего народа - это преступление. Посетовав, что наказание за отрицание Голодомора как геноцида украинцев в УК отсутствует, он предложил устроить Януковичу «общественный суд».

 

И, очевидно, пользуясь преимуществами своей профессии, журналист решил этот самый суд учинить. Зная убеждения своего репортера по данному вопросу, руководство канала вполне могло отказать ему в праве на подобную самодеятельность, поскольку с объективностью тут явно было бы не все в порядке.

 

Но, тем не менее, в результате тема Голодомора вообще была обойдена стороной. Ни противникам, ни сторонникам Януковича слова не дали. Вот это обстоятельство дает основания полагать, что журналисты не так уж далеки от истины, заявляя о возрождении цензуры в СМИ.

 

Ведь события на ТСН стали последним и самым ярким эпизодом в целой череде не очень приятных для украинской прессы событий.

 

Журналистов львовской газеты «Экспресс» избили в милиции, после чего они, требуя наказать виновных, перекрыли одну из главных дорог страны.

 

Дело Георгия Гонгадзе, убитого более десяти лет назад под Киевом, все еще не раскрыто.

 

У журналиста телеканала СТБ депутат-коммунист Александр Ткаченко отобрал микрофон и выкинул его в урну, причем прокуратура отказалась возбуждать уголовное дело по данному эпизоду.

 

Перед подписанием соглашений по флоту и газу с Россией украинской прессе было практически невозможно аккредитоваться в президентский пул, а на пресс-конференцию по итогам переговоров репортеров пускали очень избирательно.

 

В Партии регионов открыто заявили о том, что неплохо бы наказывать «безответственные» СМИ, которые транслируют заявления «безответственных» политиков, искажающие представление людей о том, что происходит в стране в действительности.

 

На съезд правящей партии журналистов вообще не пустили, отведя им загончик с телевизором, куда транслировались происходящие в зале события.

 

Во время брифингов премьер-министр Николай Азаровначал общаться с репортерами все более резко, порой даже грубо.

 

Список можно было бы продолжить. Теперь и на Украине, как некогда в России, место свободной политической дискуссии в сетке телевещания может занять бесконечный «Ледниковый период».

 

P.S. Пока писалась эта статья, стало известно, что журналисты еще одного украинского телеканала - СТБ - объявили, что на них начало оказываться систематическое давление. «Мы поддерживаем коллег с телеканала «1 +1» и призываем журналистов других изданий присоединиться к сопротивлению новой цензуре на Украине», - сказано в письме журналистов СТБ, распространенном в Киеве 7 мая.

 

Иван Яковина, интернет-издание «Лента.ru»

 

Фото - Lenta.ru

 

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Иван Яковина, «Лента.ru»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
34032
Читайте також
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду