«Первый кавказский» приостановил наступление
Начавший недавно вещание русскоязычный грузинский телеканал «Первый кавказский» отключен от французского спутника. Срочно прибывшее в Париж руководство Общественного грузинского телевидения (ОГТ) обвинило компанию Eutelsat в том, что она пошла на этот шаг под давлением России, и пригрозило подать на французов в суд.
Телеканал «Первый кавказский», созданный на базе ОГТ, с 16 января начал вещание на Северный Кавказ и значительную часть европейской территории РФ («Ъ» сообщал об этом 18 января) через французский спутник Eutelsat W7, который был запущен российской ракетой-носителем «Протон» с космодрома Байконур. По замыслу официального Тбилиси, телеканал позволит снабжать россиян объективной информацией о происходящем в Грузии. Особое внимание его руководство намеревалось уделять новостям Северного Кавказа. Главными лицами нового телеканала стали вдова бывшего президента Ичкерии Алла Дудаева и глава Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов. С начала года на «Первом кавказском» вышли, в частности, авторские программы «Кавказ наш дом», «Фильмы, запрещенные в России», «Лицо кавказской национальности», «История в лицах», «Кавказский портрет с Аллой Дудаевой», «Грузия с Олегом Панфиловым», «Сказки народов Кавказа».
По единодушной оценке экспертов, передачи канала явно шли вразрез с официальной точкой зрения, бытующей в России. В этой связи многие грузинские эксперты высказывали опасение, что Россия воспримет вещание телеканала как угрозу своей национальной безопасности. «У меня нет ни малейших сомнений, что Москва найдет способ помешать вещанию телеканала на своей территории»,- заявил на днях «Ъ» один из идеологов оппозиции, известный кинорежиссер Георгий Хаиндрава.
Эти опасения оправдались. Сначала, правда, на «Первом кавказском» «Ъ» сообщили, что «по техническим причинам возникли трудности с вещанием через французский спутник», заверив, что это «временное явление и уже через несколько дней ситуация исправится». Как выяснил «Ъ», руководство ОГТ срочно вылетело во Францию, чтобы договориться с владельцами спутника о возобновлении вещания. Тем более что, как пояснили в ОГТ, «никаких проблем с финансированием нет - государство выделило значительную сумму, и мы готовы выполнить все обязательства». «Кое-кому в России не нравится наш телеканал, но вряд ли в долгосрочном плане они смогут препятствовать вещанию»,- заявил «Ъ» и Олег Панфилов.
Однако большинство грузинских экспертов полагает, что Москва обладает мощными рычагами влияния, чтобы не допустить «чуждого вещания». «Россия будет апеллировать к антитеррористической солидарности и угрозе роста напряженности на Северном Кавказе,- заявил «Ъ» политолог Малхаз Чачава. - Даже если содержание передач не дает оснований обвинить грузинскую сторону в этом, французы вряд ли захотят портить отношения с русскими из-за такого пустяка». Это предположение подтверждают и источники во французских дипломатических кругах, которые дают понять, что имело место сильное давление с целью прекращения передач антироссийского канала, вещающего из Грузии.
Впрочем, лидеры правящей в Грузии партии «Единое национальное движение» считают, что случившееся - не «пустяк». «Очень хотелось бы верить, что европейские страны останутся верны ценностям свободы слова,- заявил «Ъ» депутат от правящей партии Давид Дарчиашвили.- Что же касается Москвы, то нынешнему руководству РФ не то что свобода слова, но и свобода целых государств кажется неприемлемой».
Вчера вечером находящийся в Париже глава ОГТ Георгий Чантурия внес ясность в ситуацию. Он обвинил Eutelsat в том, что она отказала Грузии в праве на вещание и нарушила контракт под давлением России, и пригрозил подать на французов в суд. А источник на «Первом кавказском» пояснил «Ъ» со ссылкой на объяснения французов, что Россия пообещала снять со спутника все 38 своих телекомпаний и разорвать все контракты, которые составляют 60% доходов Eutelsat, если те не откажут Грузии.
Георгий Двали, Тбилиси; Геннадий Сысоев, газета «Коммерсантъ»
Фото Алексея Куденко, «Коммерсантъ»