Владимир Бородянский: «Я пытаюсь строить телевидение под личности»

29 Грудня 2009
17644
29 Грудня 2009
12:18

Владимир Бородянский: «Я пытаюсь строить телевидение под личности»

17644
«Я был параллельным и перпендикулярным... В другом бизнесе, из которого я пришел, бизнес строится не под человека, а под задачу», – иронизирует Владимир Бородянский генеральный директор телеканала СТБ, вспоминая о своем прошлом. В этом году заканчивается его первая пятилетка в должности ТОП-менеджера телеканала. О том, как изменилось его видение рынка за это время, проектах, которые канал готовит на следующий и 2011 год и сложностях, с которыми пришлось столкнуться в уходящем, господин Бородянский рассказал в интервью «МедиаБизнесу»
Владимир Бородянский: «Я пытаюсь строить телевидение под личности»

- Каким был этот год для канала?

- Для начала хочу отметить, что СТБ существенно вырос в доле - с 8,4% в 2008 г. до 9,3% в 2009 г., и уже 5 лет мы показываем постоянный рост.

 

Канал запустил два новых больших проекта - это «Україна має талант» и сериал «Чужие ошибки». На сегодняшний день мы продолжаем развивать собственное производство и покупать новые форматы.

 

Год был проблематичным как для ТВ, так и для рынка рекламы, но не самым катастрофичным из тех, что мы переживали в нашей стране. Наши доходы существенно сократились по сравнению с прошлым годом, а в долларовом исчислении сокращение было драматичным. Но благодаря эффективному программированию и сокращению издержек , никто не был уволен и ни на один день не были задержаны зарплаты. 

 

- Какая долларовая составляющая бюджета СТБ?

- Сегодня у СТБ долларовая составляющая в сетке канала намного меньше, чем гривневая, - где-то 30-35%. Ее доля будет продолжать уменьшаться и, если все будет хорошо, в скором будущем она составит 20%.

 

- Привлекали ли Вы внешние инвестиции, кредиты, чтобы сохранить запланированные объемы производства?

- Нет, и это стало возможным для телеканала благодаря стратегии замещения закупаемого продукта собственным, - такую стратегию мы выбрали три года назад. Как это отразилось на сегодняшней ситуации? Во-первых, снизило наши валютные риски. Во-вторых, позволило достаточно эффективно программироваться. Например, программы «Моя правда», «Звездная жизнь», «В поисках истины» выходят в оригинале в прайме будних дней и в повторе в прайме выходных при этом успешно конкурируя с несопоставимыми по цене сериалами на других каналах. А осенью мы еще на повторах своих праймовых продуктов построили три линейки для офф-прайма. Зритель с удовольствием их смотрит.

 

- Сколько прибыли Вам приносит собственный продукт?

- В этом кризисном году мы достаточно успешно продавали собственный продукт. Наши продажи увеличились практически вдвое в сравнении с прошлым годом, и превысят  миллион долларов. Для продажи не сериального продукта - это достаточно хорошо. Я считаю, что на сегодняшний день по затратам на пункт рейтинга, сетка телеканала СТБ - самая эффективная в стране. А сетка в структуре расходов канала это - около 60% затрат.

 

- Каков Ваш прогноз на 2010 год?

- Делать прогнозы - вещь глубоко неблагодарная. Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Мы предоставляем рынку очень качественный продукт. Нас будет обслуживать собственный сейлз-хаус, который, мы уверены, сможет нас эффективно продавать. Поэтому - мы надеемся на рост.

 

- Как в 2010 году изменятся условия сотрудничества с сейлз-хаусом?

- Я не имею права рассказывать, какими были условия тех или иных соглашений и какими они будут. Могу сказать одно - соглашение должно всегда учитывать интересы обеих сторон. Поэтому, канал всегда будет отстаивать подход, что если он растет, то - должен получать больше доходов. Все каналы группы настроены на то, чтобы продолжать доказывать рынку, что они эффективны.

 

- Вам нужны дотации на следующий год?

- Нет. Они нам не нужны.

 

- Вы делали очень масштабные проекты в кризисный год. Были ли у Вас моменты, когда Вам казалось, что на продолжение съемок просто не хватит денег?

- Хороший вопрос... (Смеется). Ну, на самом деле - да так как внутри страны многие привязывались к доллару и еще не перестроились на новый лад (а были моменты, когда курс прыгал до десяти гривен за доллар), ко мне приходили подрядчики и говорили: «Ой, что же делать - курс десять!». Я отвечал: «Наши доходы не привязаны к курсу, значит, и наши расходы в Украине не могут быть к нему привязанными». Я очень благодарен нашим партнерам, которые предоставляют нам свет, звук, специальную технику и многое другое. Мы с ними за это время сплотились: ни у кого не было задачи заработать - во что бы то не стало. Все понимали, что очень сложный год.

 

- То есть, у Вас не было запаса денег?

- Нельзя сказать, что мы жили без запаса денег. Запас был. Плюс в какой-то момент все партнеры согласились на определенную кредиторскую задолженность с нашей стороны. Была задача для всех - выйти с минимальными потерями, и это удалось.

 

- В следующем году СТБ запустит сразу три масштабных проекта: весной второй сезон «Україна має талант», осенью - «Танцуют все!-3» и The X Factor. Это амбициозные планы. Какова их цена?

- Точную сумму я Вам не скажу. Это - десятки миллионов гривен. Любую стоимость необходимо рассматривать не только с точки зрения некой абсолютной цифры, но и эффективности. Большие проекты не только привлекают к каналу новую аудиторию, но и создают бренд.

 

Ведь посмотрите: первым большим проектом на канале в прошлом году был «Танцуют все!», который собрал долю 14%. Следующим проектом был - «Україна має талант» со средней долей - 30%. Третьим проектом, в этом году, стали вторые «Танцы», которые собрал среднюю долю 21%. Это все - взаимоусиляющие проекты. Люди уже привыкли видеть их на телеканале и ждут их.

 

И что еще очень важно во всех этих проектах - они очень искренние. Это то, чего, на наш взгляд, не хватает сегодня обществу.

 

Если возвращаться к цене, то следует отметить, что все проекты делает команда телеканала. Более того, то, часть того, что мы раньше отдавали на аутсорсинг, сейчас делается силами наших сотрудников. Учитывая, что в производстве находится сразу три аналогичных проекта, мы смогли выстроить производственную схему, при которой себестоимость производства сократилась.

 

- Недавно на канале закрылась утренняя служба новостей. Что появится в этом слоте в 2010 году?

- Ну, в утреннем слоте ничего не появится. Будем откровенны: его и слотом-то тяжело назвать - его длительность всего 10 минут. Там просто будет изменено программирование, и мы как раз над этим работаем.

 

- Какие проекты, кроме трех названных, будут в следующем году?

- Что касается проектов на следующий год - будут все проекты, которые сейчас выходят на телеканале, будет второй сезон «Талантов» и третий сезон «Танцев». Из новых, хотелось бы все таки выделить - The X Factor. Судьи в The X Factor будут не просто судить, а заниматься участниками, учить их, быть для них наставниками. Они же будут выходить со своими подопечными на сцену, и представлять их. В шоу могут принимать участие люди практически любого возраста, коллективы. Этим мы будем отличаться от существующих музыкальных проектов.

 

- А судьи кто?

- Об этом сейчас еще рано говорить. Мы обсуждаем с Игорем Кондратюком совместное продюсирование и судейство проекта. Так что, посмотрим...

 

- Какие проекты Вы готовите для будней 2010 года?

- У нас есть проект «ВусоЛапоХвіст». Он будет дальше развиваться и я, надеюсь, что в первом полугодии 2010 года выйдет его в каком-то роде продолжение - «Смешные люди». Это будет домашнее видео, но мы хотим его сделать для вечернего прайм-тайма .

 

Также мы купили формат, который мы будем делать для 2011 года. Он называется «Холостяк» и представляет собой праймовую версию - «Давай поженимся». В программе, мужчина будет выбирать себе невесту. Кроме того, мы готовим совместный проект с Film.UA - «Мистические истории». В его основе - реконструкция случаев из жизни, в которых был мистический оттенок.

 

Ну вот, я считаю, что этого уже достаточно много. Дальше - у нас будет расширение наших программ. Например, сейчас мы снимаем фильм «Страх» в рамках проекта «Правила жизни». Также у нас усилится программа «В поисках истины». Сегодня мы делаем громадный объем реконструкций для этого проекта. Мы практически отказались от использования черно-белой хроники. Везде, где возможно, стали делать реконструкцию. В результате картинка стала более яркой и динамичной.

 

- Как долго на канале будут продолжаться «Битвы экстрасенсов»?

- Сейчас готовится шестой сезон. А сколько проект будет на канале? Ну, до тех пор, пока он будет интересен зрителю.

 

- В 2009 году, если я не ошибаюсь, заканчивается Ваша первая пятилетка в роли ТОП-менеджера канала СТБ. Что из задуманного Вам не удалось воплотить в жизнь, и как за это время изменилось ваше видение канала?

- Скажу так: когда я пришел на канал, у него была доля 3,5-4%. Это был достаточно непонятный бренд с размытым позиционированием. Он был очень не структурированным, и на нем выходила куча всякого странного продукта. Надо было придумывать, что будет дальше. Вот это, наверное, было самым сложным. Потому что, будем откровенными - на канале придумывать было некому. Главная моя задача была - формирование команды. Первых полгода мы плохо спали...

 

- А сейчас Вы крепче спите?

- (Смеется). Сейчас по другим причинам. Одним из главнейших достижений я считаю то, что на канале появилось очень большое количество талантливых людей. Это очень важно и для телебизнеса - основное. Все эти пять лет мы росли и сейчас количество наших идей и задумок на канале превышает наши же возможности.

На мой взгляд, у нас в стране самое крупное телевизионное производство. Мы производим более 500 часов в год для прайм-тайма. И 50% наших осенних рейтингов мы получили благодаря собственному производству.

 

- Вы пришли в телебизнес из совершенно другой сферы...

- Да, и тогда я был параллельным и перпендикулярным, у меня всегда дважды два было четыре. В другом бизнесе, из которого я пришел, бизнес строится не под человека, а под задачу. И сначала я пытался те правила применить к телевидению. Теперь я пытаюсь строить телевидение под личности (при этом, мы, конечно, не забываем про разумную бюрократию и понятную оргструктуру). Сегодня я свою задачу на канале вижу как создание возможностей для реализации творческих замыслов людей, которые здесь работают, создание атмосферы, в которую хочется возвращаться.

 

- Кого бы Вы назвали лучшим кризис менеджером года?

- А по каким критериям? Смотрите, кризис менеджер - это тот, кто должен был столкнуться с непреодолимыми, на первый взгляд, сложностями и найти решение. Всем каналам было тяжело, и все справились с ситуацией, я имею ввиду - большие каналы. А уж там по шкале кого и как выстроить - я не знаю.

 

- Кого Вы считаете своим главным конкурентом?

- Если говорить по аудитории, то на сегодняшний день мы сражаемся с «1+1». У нас большое количество женщин в аудитории в возрасте 35-49 и у «плюсов» большое количество женщин того же возраста. То есть, мы с ними конкурируем вплотную. Но, в принципе, мы все конкурируем между собой. Наши конкуренты это и «Интер», и ТРК «Украина», и «Новый канал», и ICTV.

 

- Существует миф, что российские сериалы лучше идут, чем какие-то американские. «Доктор Хаус» разрушил этот миф?

- Ну, во-первых, «Доктор Хаус» это не обычный сериал. Он стал культовым для большого количества людей во всем мире: множество афоризмов из «Хауса» быстро вошли в их речь, у сериала огромное количество поклонников, некоторые из них даже создали фан-клубы, о культовости сериала свидетельствует и тот факт, как быстро и в каком количестве в Украине появились брендированные вещи с «Хаусом». То есть у сериала есть отдельная жизнь вне эфира - то чем, могут похвастаться единицы.

 

Что касается сравнения зарубежного сериального продукта и российского, то действительно близкие герои и истории, лучше воспринимаются зрителями, чем чужие истории и герои.

 

Показ «Доктора Хаус» на СТБ - единственный пример успеха на всем постсоветском пространстве в прайм-тайме большого канала. Его пытались показывать в России - не пошел. Нигде не было такого успеха, как у нас. Мы не были уверены в том, будет ли он. Но мы подготовили свою аудиторию к этому продукту. Чем отличается канал СТБ от всех остальных, так это тем, что мы с одной стороны очень последовательны, а с другой не боимся экспериментировать.

 

- Показатели «Анатомии Грей», которая появилась на канале, уже намного ниже. Что Вы будете делать?

- Ждать и верить. (Смеется). Вот пройдет Новый год, и мы посмотрим на показатели. «Анатомия» очень хороший сериал, который строится на интересных героях, историях, которые вызывают сопереживание у зрителя. Но, если в январе ничего не измениться, значит надо будет что-то менять. Сейчас надо потерпеть и не суетится.

 

- Каким будет QTV в 2010 году?

- Канал станет менее хулиганским, на нем появится сериальная линейка. Подробности не могу рассказать. Это канал очень чувствителен к конкурентному окружению... Там точно больше не будет «Jackass», останется «Рестлинг», появятся знаковые для молодых мужчин продукты, которые мы купили у разных компаний в мире. Мы планируем выйти обновленными 1-го февраля.

 

- Сколько будет инвестировано в QTV в следующем году?

- На следующий год объем инвестиций будет в районе полутора миллиона долларов. Но мы очень надеемся, что в 2011 году, канал уже не будет нуждаться в инвестировании. 

 

- И напоследок, в маркетинге есть правило: любой яркий бренд можно быстро охарактеризовать с помощью трех слов. Какие слова Вы поободрали бы для СТБ?

- (Задумывается). Первое слово, которое мне приходит в голову это - искренний. Вторая характеристика - сопереживающий и последняя - высококачественный.

 

Татьяна Харченко, интернет-издание «МедиаБизнес»

 

Фото - «МедиаБизнес»
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Татьяна Харченко, «Медиабизнес»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
17644
Теги:
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду