Две твердыни

21 Березня 2005
501
21 Березня 2005
10:08

Две твердыни

501
Перед первым визитом второго российского президента к третьему президенту Украины российская пресса сходилась во мнении, что слишком много от встречи ожидать не стоит. «Еще раз повторю – чтобы не было мысли о том, что кто-то хочет чего-то утащить», - доходчиво разъяснял Владимир Путин интересы России в Украине. Виктор Ющенко, в свою очередь, всячески давал понять, что «чего-то утащить» никому не даст. Потому что так хочет он.
Две твердыни
На совместную пресс-конференцию в Киеве президенты Украины и России – Виктор Ющенко и Владимир Путин соответственно – опоздали часа на полтора. Учитывая пунктуальность украинского президента, а также тот факт, что вместо запланированного часа главы государств пообщались целых два, можно сказать, что они опередили график.

Путин, кроме Ющенко, пообщался также со спикером Верховной Рады Владимиром Литвином (а не Литвиным, как пишут российские коллеги), премьер-министром Юлией Тимошенко и митрополитом Украинской православной церкви (Московского Патриархата) Владимиром.

Ланча с Тимошенко, вроде как предусмотренного в программе визита, не было, но сама премьер явно осталась довольна. Глава украинского правительства сказала прессе, что услышала от главы России «самое главное – что президент России рассчитывает на украинское правительство». И добавила, что Путин таки может на это правительство рассчитывать.

Таким образом, «леди Ю.» записала себе в актив общение с президентом страны, где против нее возбуждено уголовное дело. Конечно, российский президент известен тем, что никак не влияет на своих правоохранителей – помнится, в ситуации с опальным олигархом Владимиром Гусинским Путин «не смог дозвониться» собственному генеральному прокурору. Однако Тимошенко – не Гусинский, а российская сторона явно старалась сделать все, чтобы снять все публичные трения с новой украинской властью. Такая линия была принята, судя по всему, вполне сознательно. Киев же, кажется, вовсю этим пользовался.

Перед первым визитом второго российского президента к третьему президенту Украины российская пресса сходилась во мнении, что слишком много от встречи ожидать не стоит. Это отразилось даже в описании визита – «по дороге из Европы», как написала одна российская газета.

Тем не менее, накануне визита Кремль достаточно внятно расставил акценты. Во-первых, сам Путин, в ходе пятничной встречи с лидерами Германии, Франции и Испании, сделал ряд неожиданно дружелюбных по отношению к Украине заявлений – в частности, что Москва будет всячески содействовать стабильности в братской стране. И призвал забыть все разговоры о «расколе Украины».

В тот же день, через интервью некоего «анонимного источника» агентству «Интерфакс», Кремль дал понять, чего он ожидает от киевского визави Путина. Ключевыми темами переговоров в Киеве, согласно сообщению источника, должны были стать многострадальный ЕЭП и газотранспортный консорциум. В частности, указал источник, от Киева ожидали определенности по вопросу создания наднационального регулирующего органа ЕЭП.

Также источник сообщил, что в Москве перспективы отношений с новым Киевом расценивают как весьма положительные – дескать, команде Ющенко, в отличие от команды Кучмы, «не надо отвлекаться на постоянное доказывание своей европейской ориентации», а значит, можно будет перейти к прагматичным и взаимовыгодным отношениям.

Впрочем, эти заявления можно рассматривать как ответ на предшествовавшее официальное заявление украинского МИД. Согласно последнему, Украину в переговорах интересовали в первую очередь такие чувствительные для России вопросы, как присутствие в Крыму российских войск, делимитация и демаркация границы в Азовском море и Керченском проливе, сотрудничество в аэрокосмической сфере, а также консульско-правовое сотрудничество – от упрощения пересечения границы до упрощения получения гражданства.

В заявлении пресс-службы МИД речь шла и о нефтегазовом комплексе, но, после активизации украинской стороны по привлечению к транзитным проектам европейцев, не приходилось сомневаться, что взгляды Москвы и Киева на будущее транзита энергоносителей несколько разнятся.

Разность во взглядах не только на эту тему ярко проявилась во время пресс-конференции президентов. Да, они неоднократно подчеркнули, что нашли взаимопонимание практически по всем вопросам. Виктор Ющенко даже выразил удивление таким фактом, а Владимир Путин охарактеризовал атмосферу встречи как «очень благожелательную и чрезвычайно конструктивную». Украинский президент старался не возвышаться над своим собеседником (его более высокий рост привлекал внимание и к стоявшему за его спиной флагштоку сине-желтого полотнища, который тоже заметно возвышался над флагштоком российского триколора за спиной Путина). Бросалось в глаза, что Ющенко очень старался называть Путина «Владимиром Владимировичем», и что это ему удавалось не всегда – а тот, в свою очередь, редко выговаривал имя-отчество своего визави, обходясь протокольным «президент» (без приставки «господин»).

Но противоречия отражались не только в этом. «В прошлом году взаимный товарооборот вырос на 40 %... эти показатели должны стать отправной точкой для наших усилий», - сказал Владимир Путин. Виктор Ющенко, однако, отметил, что с его точки зрения здесь существует серьезная проблема – «глубокий дефицит торговли и достаточно высокие темпы его увеличения».

«Если, например, в 2000 году торговый дефицит для Украины составлял около двух миллиардов, то в 2004 – около 6 млрд.», - разъяснил украинский президент, особо акцентировав на словосочетании «для Украины». После чего добавил, что видит единственное средство преодоления проблемы – создание зоны свободной торговли, требования которой, как известно, выдвигал еще президент Кучма.

«Такое впечатление, что он (Виктор Ющенко - RUpor) из колоды исполнительной власти и не выпадал, поскольку, действительно, встреча была подготовлена самым тщательным образом», - говорил, в свою очередь, Владимир Путин. «Подготовленность» украинской стороны действительно могла быть сюрпризом для россиян, в свете того, что во время своего январского визита в Россию Ющенко, как утверждали тогда источники RUpor`а, не имел фактически никакого цельного плана переговоров и всячески старался уйти от обсуждения актуальных проблем.

У автора этих строк тем временем создавалось впечатление, что президенты продолжали убеждать друг друга даже перед телекамерами. Так, говоря о животрепещущем газотранспортном консорциуме, Ющенко заявил: «Мы достигли договоренности, что украинская газотранспортная система останется собственностью Украины». В свою очередь, Путин уделил теме гораздо больше внимания. Он так и сказал: «Мы действительно уделили достаточно много внимания этой теме… Президент (Ющенко - RUpor) сформулировал свой подход, который заключается в том, что мы не будем стремиться к пересмотру достигнутых договоренностей. Мы согласны с этим».

Также российский лидер пламенно заверил, что «никаких тайных договоренностей» по этой теме не существует. "Еще раз повторю - чтобы не было мысли о том, что кто-то хочет чего-то утащить", - сказал Путин. Глава Российской Федерации также заявил, что считает несколько преждевременным приглашение в консорциум европейцев, но принципиальных возражений не имеет – «наоборот», Россия не прочь привлечь к проекту, кроме немцев, также французов и итальянцев.

Иными словами, ни о каких действительно общих позициях по вопросу ГТС президенты публике так и не поведали. По словам Ющенко, с целью дальнейшей разработки вопроса Москву уже на следующей неделе могут посетить министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков и глава НАК «Нафтогаз Украины» Алексей Ивченко (последнюю фамилию президент забыл, но ему подсказали).

При этом, однако, ни слова не было сказано ни о нефти вообще, ни о нефтепроводе «Одесса-Броды» в частности. В то время как именно в области нефтетранспортных проектов новая украинская власть пока отметилась более всего, и заявленные ею идеи (например, транзит в Европу каспийской нефти, де-факто в обход России, да еще при развороте «Одесса-Броды»), не могут радовать россиян.

Еще одним «больным» вопросом стала граница между Украиной и Россией в Азово-Черноморской акватории. О Тузле президенты, как было оговорено еще во время той же встречи в январе, вспоминать не хотели. Но и о других проблемах, похоже, тоже. В частности, Путин акцентировал на том, что переговоры о делимитации границы должны вестись в таком духе, чтобы окончательный их результат содействовал «нашему общему использованию» возможностей акватории и дальнейшему сближению приграничных регионов. То есть речь шла о некой модели совместного использования Керченского пролива, а то и Азовского моря. В течение прошлых лет российская сторона выдвинула несколько проектов в этом духе.

А вот Ющенко недвузначно заявил, что считает возможным исключительно проведение границы по зафиксированным еще на советских картах границам между регионами УССР и РСФСР. «Вы можете увидеть это на любой карте тех времен», - сказал украинский президент, ясно давая понять, что вообще не видит темы для дискуссии.

Этот вариант, как известно, не устраивает Россию в первую очередь необходимостью оплаты за прохождение через пролив российских судов, а во «вторую первую» очередь – сложностями военно-политического характера. В частности, в России не хотят просить разрешения Киева на проход через пролив своих и дружественных военных кораблей, и уж тем более боятся, что однажды там появятся «недружественные» корабли какого-нибудь НАТО.

Кстати, президенты по-разному говорили и о том же Черноморском Флоте РФ, базирующемся в Севастополе. Так, если Ющенко заявил, что стороны «рассмотрели» данный вопрос (и, разумеется, достигли по нему взаимопонимания), то Путин четко определил, что речь идет о «долговременном пребывании» ЧФ в Севастополе «согласно договоренностям и требованиям Конституции Украины». Переходные Положения которой, как известно, предусматривают пребывание российских военных в Севастополе как минимум до 2017 года…

Что касается конкретных договоренностей, то публике было представлено только три из них, причем две – Виктором Ющенко. Украинский лидер заявил, что, во-первых, президенты решили распустить украинско-российскую межправительственную комиссию. Интересно, что еще во время встречи с Тимошенко Путин, если верить информагентствам, интересовался, как и когда будет активизирована ее работа.

Украинский же президент сообщил, что теперь вместо межправительственной комиссии будем создана Комиссия высокого уровня «Путин-Ющенко» (ассоциации вроде «Кучма-Гор» возникли мгновенно). В комиссию, сказал президент Украины, войдут четыре комитета: по обороне, экономическим связям, международному (читай – внешнему) сотрудничеству, и, наконец, по гуманитарной сфере. Какие госорганы (и гослюди) войдут в эти комитеты, Ющенко не сообщил, но пояснил, что координация работы комиссии будет возложена на Совбезы обоих государств. Что, видимо, должно было обрадовать Петра Порошенко.

Во-вторых, Ющенко заявил, что назначил представителя Украины по вопросам ЕЭП. При Кучме этот пост занимал министр финансов и первый вице Николай Азаров. Ныне же его сменил министр экономики Сергей Терехин, которого Ющенко объявил также «уполномоченным президента Украины» в этой сфере.

«Терё… простите, как? Терёхин?», - несколько раз переспросил российский президент. Он явно слышал об этом впервые. Что было тем более странно, если учесть, что российская сторона давно настаивала на определении новой украинской властью «ответственного» за ЕЭП. Возможно, украинский президент просто поставил российского коллегу перед фактом прямо перед телекамерами. Впрочем, Путин нашел в себе силы пошутить: «Ну, видите, у вас этим занимается Терехин, а у нас – человек с благозвучной для украинского уха фамилией Христенко».

Владимир Путин также сообщил, что сторонами в скором времени будет принят план действий на 2005 год (о чем, кстати, говорилось и в упомянутом выше заявлении пресс-службы МИД Украины - подобные временные ограничения, видимо, должны служить как символом прагматизма, так и признаком отказа от "бессрочных" договоренностей, связанных, согласно определению Ющенко, с "вечным стратегическим партнерством"). В частности, сказал Путин, в рамках плана речь будет идти о "реализации крупных проектов" (по версии Ющенко - "инфраструктурных").

Также российский президент заявил, что в Киеве будет построен российский культурный центр. При этом Путин напомнил, что "аналогичный" украинский центр в Москве уже есть.

После пресс-конференции президенты отправились в гости к Ющенко, как было официально заявлено – с целью обсуждения гуманитарной политики в двусторонних отношениях. На момент написания этого материала РИА «Новости» было известно, что встреча прошла на личной даче украинского президента в селе Новые Безрадичи, и что Путин подарил «американке» - жене Ющенко Катерине Чумаченко – цветы, а президент Украины показал гостю свою коллекцию «предметов украинского народного быта» сто- и двухсотлетней давности. Есть, впрочем, подозрение, что одними гуманитарными вопросами ужин «один-на-один» не обошелся – у президентов есть еще много тем, по которым находить «общий язык» можно не то что вечер, а многие годы.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
501
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду