Зрители и Очевидцы

14 Грудня 2004
422
14 Грудня 2004
13:48

Зрители и Очевидцы

422
Схемы управления Кремлем ТВ настолько непрозрачны для общественности, что даже самые безумные предположения имеют право на существование и выглядят правдоподобными. Революция – это всегда хаос, стихия, столкновение людей и сил, истинные амбиции которых порой непонятны не только со стороны, но и самим ключевым игрокам. Так что осветить такое объективно невозможно при всем желании. Тут даже не поможет местонахождение.
Зрители и Очевидцы
Не важно, где находиться – внутри или снаружи, в центре событий или на обочине.

В собственно дни "стояния" у нас была такая тройственная переписка: мои друзья, которые были в рядах манифестантов, забегая погреться, посылали подробные репортажи мне и нашим общим друзьям в Одессе. Так вот из одних и тех же "репортажей" из Киева мы с одесситами делали прямо противоположные выводы и в конечном счете поругались. Самыми терпимыми оказались киевляне.

Иными словами, не зная, что такое реальность, трудно оценивать объективность ее освещения. Потребитель журналистско-редакторской работы может лишь выносить суждения о тенденциях в освещении, либо же проецировать на него какие-то свои комплексы (о последнем ниже).

Из наблюдений о том, как русское телевидение освещало избирательную кампанию на Украине:

1 канал – создавалось ощущение, что идет тотальная поддержка Януковича; иногда даже закрадывалось подозрение, что он просто отрабатывает чей-то заказ, причем это не госзаказ русской власти, и "количество Януковича" суть какие-то "отчетные показатели".

2 канал ("Россия") в этом смысле действовал несколько иначе – достаточно сбалансированно, хотя и не всегда последовательно сбалансированно, местами склоняясь к Януковичу. Особо запомнилось сильное и отчетливое послание Е.Примакова в какой-то из аналитических программ, главная суть которого: "Не стоит вмешиваться во внутренние дела Украины на чьей бы то ни было стороне".

Мне, кое-что знающему о том, как русское ТВ воспринимается на Украине, порой казалось, что "Россия" пытается минимизировать ущерб от работы своих коллег с "Первого".

НТВ действовало нейтрально, по-моему, сдержанно (опять же в рамках принципиально непознаваемой реальности).

РенТВ, новости и аналитика которого сейчас популярны, по-моему, фрондировало – не понятно только по отношению к кому, то ли к госполитике, то ли к коллегам с "больших" госканалов. Чего стоил один Немцов в рыжем шарфе.

В чем тут есть проблема? Считается, что телевидение контролируется государством. И вроде бы все важное, что идет в эфир, так или иначе согласовывается то ли в Кремле, то ли на Старой площади. Один очень известный украинский журналист, работающий в Москве, согласился с тем, что спектр в освещении был, но утверждает, что каналы просто играли расписанные им сверху роли.

Паранойя?

С другой стороны, в не менее смятенное состояние ввергали и явные разночтения между "Первым" и "Россией". "Они же оба государственные, – думает любой нормальный человек, – у нас что, правая рука государства не ведает, что творит левая?"

Опять паранойя?

Возможно, но, как и в предыдущем случае, имеющая объективные корни. Схемы управления Кремлем ТВ настолько непрозрачны для общественности, что даже самые безумные предположения имеют право на существование и выглядят правдоподобными. А в конечном проигрыше Кремль, который то ли подает сигналы, то ли сам запутался. Вот вам питательная почва одновременно и для традиционной теории кремлевского заговора, и для становящегося все более модным предположения о том, что власть так и не оправилась от бесланского шока, деморализована и выпускает из рук рычаги управления.

Теперь об украинском восприятии. Для русскоязычных на востоке и на юге страны Киев далеко, а Москва близко. Смотрят телевидение русское по преимуществу. По рассказам очевидцев, у многих возникало ощущение, что их родной московский Центр на них постоянно давит, навязывает, как голосовать. Отсюда, из-за пережима, возникало протестное голосование: сделать назло.

Тут есть еще один интересный феномен, касающийся в основном пожилого русскоязычного населения. Низкие пенсии практически "заперли" людей дома, сведя их жизнь – за пределами забот о том, чтобы на еду хватило от пенсии до пенсии, – исключительно к телевизору. Они не свои собственные интересы и перспективы оценивают (мол, Янукович пенсии прибавил, обещает русский язык сделать государственным), а полемизируют с телевидением – то есть, повторюсь, протестуют против телевидения, от пропаганды на котором натерпелись еще в коммунистические времена. Это я и называю проекцией собственных комплексов на телеосвещение событий. А электорат-то многочисленный и активный.

То есть русское ТВ сработало – не скажу, что на всю, но на заметную часть пророссийской публики – так же, как столь же тенденциозно провластные украинские каналы на аудиторию украинскую, и стало одним из раздражителей против власти.

Самое интересное (опять же со слов очевидцев, а не своими глазами виденное), что как только рухнула вертикаль и тележурналисты вышли из-под госцензуры, они стали делать нормальное телевидение, то есть давать не намеренно оппозиционную, а нейтральную информацию. И мне рассказывали, что часть аудитории ушла к ним с откровенно оппозиционного "5 канала".

Вот вам элементы контрреволюционной стратегии для России, о необходимости которой последнее время говорит Глеб Павловский: сделайте прозрачными механизмы контроля на ТВ; задайте внятные рамки, раз уж совсем без контроля не можете, но не унижайте профессионалов цензурой и мелочной опекой. Обиженные – потенциальные предатели в острых ситуациях.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
главный редактор журнала о медиа "СРЕDА"
Русский журнал
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
422
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду