Почему невозможен раскол Украины

26 Листопада 2004
476
26 Листопада 2004
14:39

Почему невозможен раскол Украины

476
Причина политической бравады со стороны глав областных советов понятна. Они участвовали в массовой фальсификации выборов и теперь просто боятся последствий. Никаких серьезных устремлений к суверенизации на уровне облсоветов в Украине никогда не было. Украина не первый раз сталкивается с ситуацией угрозы территориальной целостности. Я хорошо помню 1994 год, когда харизматичный лидер Руха Вячеслав Черновол угрожал собрать из пяти облсоветов Галицкую Ассамблею и отделиться от Украины.
Почему невозможен раскол Украины
Мы серьезно восприняли эту угрозу. Но гораздо опасней оказалась угроза отделения Крыма во главе с не менее харизматичным русскоязычным президентом Юрием Мешковым. Таким образом, уже в начале своего президентства Леониду Кучме пришлось столкнуться с двумя реальными политическими угрозами раскола Украины.

Теперь о сегодняшней ситуации возможного раздела Украины. Прежде всего, надо понимать, что Украина не делится на две части, как это себе легко представляют московские политологи и имиджмейкеры. Харьков и Днепропетровск никогда не пойдут под контроль Донецка. Они прекрасно видят, что сделала донецкая элита с бизнесом Луганской области и какие жесткие формы контроля применяются для того, чтобы удерживать Луганск в зоне влияния Донецка. Трудно поверить, чтобы развитый и достаточно самолюбивый Днепропетровск, который десять лет давал Украине бизнес и политическую элиту, стал второстепенной провинцией Донецкой непризнанной автономии. То же самое можно сказать и про Харьков. Он не пойдет под донецких бизнесменов.

Если же восточно-украинские политики все-таки поставят вопрос об отделении и одновременно присоединении части территорий к России, это вызовет сложнейшие внутриполитические процессы в самой России. Грубо говоря, если Харьковскому региону можно присоединяться к России, то почему Чечне нельзя отделяться от России? Это породит огромное количество проблем, которые когда-то испытала на себе маленькая Молдова. В свое время Румыния хотела присоединения Молдовы. Но тогда сразу же возник бы вопрос о сильных этнических немецких и венгерских меньшинствах, которые находятся на территории самой Румынии. Точно в такую же ситуацию попала бы и Россия, которая не смогла бы политически легко переварить новые земли. Тем более что Сахалин, Калининград и та же Чечня уже беременны различными формами скрытой конфедерации, которые, наверняка, на следующем политическом цикле затронут Россию гораздо больше, чем Украину.

Наконец, когда Украина отдавала ядерное оружие, это 1992 год, международное сообщество, прежде всего в лице ООН, США и России, подписали декларацию о сохранении территориальной целостности Украины и гарантии этой целостности.

Проблемы, которые могут возникнуть в случае возможного поднятия вопроса о разделе Украины, решаемы. В Конституции есть очень жесткие механизмы, которые затрудняют легкомысленный выход из Украины любой территории – будь то Донецк, Луганск или остров Змеиный.

Во-первых, целостность Украины считается серьезной политической ценностью общественного мнения всей Украины. Во-вторых, нужен специальный референдум, который доказал бы такую возможность. Не думаю, что такой референдум можно провести.

А что касается политической бравады со стороны глав облсоветов или губернаторов, понятно, в чем здесь причина. Она заключается в том, что они участвовали в массовой фальсификации и теперь просто боятся последствий. Никаких серьезных устремлений к суверенизации на уровне облсоветов никогда не было. И государство умеет защищаться от подобных инициатив. Если облсоветы своими решениями жестко поставят вопрос об отсоединении своих территорий от Украины, это легко решаемая проблема. Распускается облсовет и выбирается новый.

Если мы сумели преодолеть кризис одновременно в Западной Украине и в Крыму еще в 1994-95 годах, все сегодняшние попытки сепарации Украины на две или три части. Я уже говорил, что Днепропетровск и Харьков потребуют внутри Донецкой республики не меньше прав, чем они имели и по отношению к Киеву, что делает их абсолютно недееспособными ни в рамках российской империи, ни самостоятельно. Я слабо представляю, что Днепропетровская область может получать указания из Госдумы или Кабмина.

Нужна еще большая экономическая и политическая фантазия, чтобы представить, что политические и бизнес-структуры России смирятся с независимостью донецких олигархов, харьковского бизнеса и мощнейшими финансово-промыщленными группами Днепропетровска. Они тут же все попадут под зависимость от Москвы и потеряют то, что у них было в Украине. Уже эти факторы делают непреодолимой любую попытку отделения какой-либо части Украины.

Кроме того, надо понимать, что донецкие группировки потратили до миллиарда долларов на избирательную кампанию Януковича для того, чтобы иметь в качестве приза всю Украину с мощными царскими полномочиями президента. Поэтому никакое разделение властей или регионов для них абсолютно неприемлемо. Они не для того боролись, чтобы новый президент потерял колоссальную мощь и не для того, чтобы вернуться назад в Донецк. Поэтому все эти разговоры о возможном разделении Украины – один из отчаянных аргументов, применяемых сегодня одной из сторон.

Ясно, что Запад будет категорически против отделения каких-либо регионов от Украины. Хотя с точки зрения геополитики, Западу гораздо проще забрать развитую и либерально ориентированную проющенковскую часть Украины, чем тянуть старый военно-промышленный комплекс бывшего Советского Союза и плохо управляемый, экономически неэффективный топливно-энергетический комплекс Востока Украины. По тем же причинам, что и молодая Россия в 1991 году дистанцировала от себя Украину (она не могла тянуть районы Восточной Украины, ей хватало своих депрессивных районов), Евросоюз на самом деле объективно был бы заинтересован, чтобы этот тяжелый остаток советской промышленной империи достался слабо развитой, конфликтной, кризисной экономики России. Но он об этом никогда не скажет и, скорее всего, будет действительно стоять на позиции территориальной целостности Украины.

Что касается России, учитывая длительность Кавказской войны, которую ведет Россия, не думаю, что ей удастся одновременно делать попытки своего расширения. Это достаточно сложная задача, даже для очень развитых государств и государств, которые находятся на пике своего могущества. При этом, энтузиазм, который может возникнуть в Кремле или Госдуме, - это нормальная деятельность политиков, которым удобнее заниматься геополитическими проблемами и вести безответственный образ жизни, а не сложными проблемами выхода России из тяжелейшего кризиса. К новому году эти политические интенции, скорее всего, перейдут на уровень разговоров и не будут иметь далеко идущих последствий. Если, конечно, не найдутся безответственные политики, которые попытаются традиционным путем (а это пусть сталкивания конкретных региональных групп людей), углубить раскол. Все остальное быстренько перевариться любой властью, которая хочет контролировать страну.

И еще. Украина не делится по линии Восток-Запад, по конфессиональному или языковому принципу. Она больше делиться по ценностным ориентациям, социально-экономической активности населения и разнообразию социально-экономических условий жизни. И это разнообразие является колоссальной перспективой Украины, позволяющее ей гибко справляться как с большими мировыми трудностями, так и лихорадками, которые охватывают ее больших соседей – Евросоюз или Россию. Несводимость Донецка к Харькову, Харькова – к Николаеву, Николаева – к Одессе, Одессы – к Виннице, а Винницы – Львову - как это ни пикантно, является тем мощным ресурсом, который позволит Украине больше продвинутся вперед. Разнообразие Украины – это не фактор раскола, это фактор социально-экономического соревнования элит и способ повышения живучести украинской экономики.

http://www.glavred.info/
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Главреда»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
476
Читайте також
08.10.2001 15:37
gazeta,ru" target="_blank">"газета,ru"
1 117
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду