Олег Малышевский: «До кризиса я даже не представлял, что можно так успешно экономить деньги»
- Над какими проектами Вы сейчас работаете?
- На сегодняшний день мы ведем переговоры с двумя американскими компаниями. Не буду называть их. Цена вопроса? Могу сказать только, что порядок цифр - больше миллиона долларов. Мы подсчитали, что меньше чем за миллион, сделать полноценный фильм практически невозможно. Но заметьте - я говорю о коммерческом кино. Арт-хаус можно снимать и с небольшими бюджетами.
- Что это будут за фильмы?
- Ничего не могу сказать. Разве что жанры. Один фильм - вестерн, а второй - ужасный триллер. Честно говоря, я трижды начинал читать сценарий. Обычно у меня этот процесс занимает несколько часов, а тут просто не хватало сил. Сценарист, очевидно, человек с болезненным воображением. Там сцены ужасов и насилия настолько детально прописаны: кровь бьет фонтанами.
- Разве для этого так важна особенная локация? Больше томатного сока и делу конец...
- В принципе - не нужна. Но их очень заинтересовала цена нашего предложения. К тому же, действие фильма происходит в горах, в пропастях и лесах. А в Украине такого богатства много. Плюс - американцы не против использовать кого-то из украинских актеров. На главные роли они возьмут своих звезд, а на второстепенные - наших актеров. Такой подход существенно удешевляет бюджет.
- На сколько?
- Думаю, в полтора раза. Например, если мы сделаем этот проект за полтора миллионов долларов, то у них он будет стоить - 2,3 миллиона. Восемьсот тысяч экономии - это хорошая сумма.
- Заказов в первом квартале по сравнению с прошлым годом стало значительно меньше?
- Да, их количество сократились на 70%. Мы ожидали, что рынок упадет, но не думали, что все будет настолько плохо.
- На чем вы экономите?
- На всем. Мы практически всех людей перевили на контрактную основу. Если нужен какой-то специалист, то мы его вызываем и платим за сделанную работу. В офисе остались только самые нужные люди. Раньше у нас было очень много международных звонков, сейчас мы сократили их количество. Начали пользоваться Skype и больше общаться с партнерами по электронной почте. Плюс, если раньше мы ехали в Канны и тратили сумму Х, то в этом году мы постарались ее сократить в четыре раза. До кризиса я даже не представлял, что можно так успешно экономить деньги! Ведь возможно заранее покупать билеты, торговаться с компаниями, которые сдают жилье и т.д.
- Насколько тяжело продать права на прокат украинского фильма за рубежом?
- Я пробовал проводить переговоры самостоятельно и делал это где-то с 30 компаниями в мире. Первый вопрос, который у них возникал: «А какую вы можете предложить библиотеку фильмов?». То есть, им не интересно работать с компанией, которая продает один-два фильма, потому что им дорого время, потраченное на переговоры. Для чего ходить в небольшую лавку, где продают только кофе? Легче скупиться на неделю вперед в супермаркете.
- То есть, украинские компании не воспринимаются серьезно на мировом рынке дистрибуции?
- Можно сказать и так. Например, я вел переговоры с греками о продаже прокатных прав на фильм «Сафо». Мне казалось, что история, рассказанная в картине, будет близка грекам. И они действительно захотели купить фильм. Но за все права на 15 лет (показ на телевидении, на DVD и в кинотеатральный прокат), предложили лишь 7 тыс. долларов.
Я им объяснил, что в другой стране продал эту картину значительно дороже. Ответ был молниеносным: у нас меньше население. Конечно, мы не согласились. Нам выгоднее было отдать этот фильм американскому дистрибутору Vision Internetional. Его просто так не «разведешь». А Украина - страна, которая неизвестна на мировом кинотеатральном рынке.
- А на сколько сейчас упали закупочные цены на фильмы?
- У нас есть партнеры, которые занимаются закупками продукции для Украины и для России. Они рассказывали, какие цены были в Каннах и в Берлине в прошлом году, и в этом. Так вот цены упали в два-три раза. Причина в том, что у компаний было очень много продуктов, которые они придерживали, а сейчас, когда рынок обвалился, многие российские дистрибуторы не исполнили даже прошлогодних обязательств.
- Почему в России показывают вдвое больше фильмов, чем в Украине?
- Звучат разные цифры о том, сколько в Украине кинозалов. Некоторые говорят, что их 306. Но на самом деле: рабочих 250. В России их две тысячи. Это в восемь раз больше. Кроме того, в России больше населения проживает в городах. И, кто бы что ни говорил, но количество фильмов, которые выходят в прокат, значительно упало после 2007 года. Причина - украиноязычный дубляж.
И я объясню почему. «Озвучка», в зависимости от качества, стоит 20-30 тыс. долларов. При условии, что фильм озвучивают 5-6 украинских актеров. А что делать, если в картине необходимо озвучить голоса 50 персонажей? Нужно найти 25-30 украинских актеров и это уже будет стоить намного больше.
- Сколько нужно денег на такой дубляж?
- Для того, чтобы такой фильм оправдал потраченные на его «озвучку» деньги, необходимо, чтобы в конце концов он по сборам дал где-то полтора миллиона гривен. То есть, этот фильм должны посмотреть 60 тысяч зрителей (при средней стоимости билета 25 грн).
Дистрибутор задает себе вопрос: какие картины посмотрит такое количество людей? После этого его работа сводится к тому, что он просто берет калькулятор, считает и вычеркивает «неперспективные» фильмы. А в списке в обязательном порядке остаются такие фильмы, как «Трансформеры» или «Терминатор». С точки зрения бизнеса, - это логично. Ведь на их успех работает вся мировая дистрибуция. Но я посмотрел последний «Терминатор» и, думаю, грандиозного дохода своим создателям он не принесет.
Фото: MediaБізнес
Татьяна Харченко, MediaБізнес