Регламент негласного режима
«Председательствующий: Рыг... ламентр!»
(М. Жванецкий, «Собрание на ликероводочном заводе»)
Донецкий горсовет запретил гражданам и общественности «буянить» на сессиях. А в перспективе донецкие депутаты могут быть ограждены и от внимания нелояльных журналистов.
Донецкие депутаты списали в «утиль» документ, который на протяжении последних трех лет регулировал их деятельность - Регламент Донецкого городского совета «образца» 2006 года. Вместо него на последней сессии горсовета решением № 29/27 утвержден новый регламент. Как следует из преамбулы к нему, «перезагрузку» регламента депутаты произвели в связи с принятием нового Устава территориальной громады Донецка и Положений об общих собраниях и местных инициативах горожан (первый из документов был принят летом минувшего года, а порядок проведения собраний и реализации местных инициатив в Донецке «материализовались» в решении горсовета в конце ноября).
Как и ранее, регламент гласит, что деятельность городского совета покоится на трех «китах» - народовластии, законности и гласности (и еще нескольких принципах меньшего «калибра). Но не зря ведь говорят, что дьявол кроется в деталях. Одной из таких деталей в новом регламенте как раз и является гласность.
Фокус в том, что о практическом воплощении гласности ни в регламенте Донецкого городского совета 2006 года, ни в обновленной его редакции не говорится ни слова. Этим, кстати, донецкий регламент принципиально отличается от аналогичных документов других мегаполисов.
Так, например регламентом Харьковского городского совета регулированию гласности посвящена целая глава, первым пунктом которой прямо предусмотрено, что «сессии городского совета, равно как и заседания постоянных комиссий, временных контрольных комиссий и рабочих групп проводятся гласно, за исключением случаев предусмотренных действующим законодательством».
При этом в Харькове на открытых заседаниях имеют право присутствовать не только депутаты и прочий государственный люд, но и просто любознательные граждане, а также аккредитованные журналисты, включая телевизионщиков и фотографов. А в регламенте подчеркивается, что «открытость заседаний городского совета обеспечивается путем доступа на них представителей средств массовой информации», а гласность - путем трансляции заседаний по телевидению и радио, и обязательной публикации решений горсовета (включая решения, принятые на закрытых заседаниях).
В Днепропетровске для посещения сессий горсовета журналистам даже не обязательно аккредитоваться. В соответствии со статьей 44 регламента Днепропетровского городского совета, сессии проводятся гласно, а «представители средств массовой информации присутствуют на пленарных заседаниях сессий на основании предъявления удостоверения зарегистрированного в установленном порядке СМИ, либо по приглашению, оформленному через пресс-центр городского головы».
А регламентом Киевского городского совета предусмотрен и вовсе продвинутый режим гласности, подобный парламентскому (статус города-столицы обязывает). Гласность в работе Киевского совета обеспечивается путем открытости сессий и заседаний постоянных комиссий, рабочих групп и временных контрольных комиссий, а также путем обнародования информации в СМИ и интернет-изданиях.
Кроме этого в соответствии с пунктом 2.2 Регламента Киевского городского совета открытость пленарных заседаний обеспечивается путем «трансляции по телевидению и радио, размещения стенографического отчета заседаний и решений на официальном веб-портале Киевского совета и публикации решений в газете «Хрещатик», а также путем непосредственной видеотрансляции пленарных заседаний в служебных помещениях Киевского городского совета для аккредитованных представителей СМИ и общественности.
Причем киевские чиновники весьма трепетно относятся к «гласным» нормы столичного регламента. Достаточно вспомнить о том, каким конфузом обернулось недавнее прерывание прямой телевизионной трансляции работы киевского совета незапланированным репортажем о праздновании пятнадцатилетия «Посольства божьего» и праведных трудах подследственного пастора Сандея Аделаджи. В результате ТРК Киев извинилось перед киевлянами и пообещало впредь их больше от гласности не «отлучать».
Нельзя не упомянуть и о том, что гласное проведение сессий прямо предусмотрено пунктом 16 статьи 46 главного закона всех украинских горсоветов - «О местном самоуправлении в Украине».
И только в регламенте Донецкого городского совета об обеспечении гласности депутатских бдений говорится лишь в сослагательном наклонении. В соответствии со статьей 13 регламента на пленарное заседание горсовета «могут быть приглашены руководители исполнительных органов совета, представители государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов, средств массовой информации, граждане». А значит - могут быть и не приглашены.
Хотя если внимательно вчитаться в недавно принятое Донецким горсоветом решение «О Программе развития связей с общественностью на 2009 год» можно запросто прийти к выводу, что гласное проведение сессий - не более чем анахронизм. Ведь существует официальный сайт Донецкого городского головы. И, если верить донецкой Программе развития связей с общественностью на 2009 год, именно этот рупор непечатного слова «является первым в Украине информационным ресурсом, который позволяет информировать граждан о деятельности властей оперативно и в полном объеме, отображая работу по жизнеобеспечению города, а также вовремя реагировать на все обращения граждан».
Как утверждают составители программы, с июня 2003 года по декабрь 2008 года сайт Донецкого городского головы посетило более 300 тысяч человек (из 60 стран), в среднем, в день сайт посещает более 100 человек, а «использование передовых методов информационных технологий позволило добиться максимальной открытости и приближенности к горожанам городских властей». Страшно сказать, но «по состоянию на 01.02.2009, на сайте размещено 4610 новостных сообщений, распространено 234 пресс-релиза и опубликовано 765 документов».
Правда, киевские чиновники тоже не лыком шиты. Напомним, что недавно о «космической» популярности персонального сайта Леонида Черновецкого отрапортовал Киевский медиахолдинг (см. Черновецкий для чайников). И хотя в действительности сайт Лени-Космоса в рейтинге портала bigmir.net в марте находился далеко на задворках, сайт Донецкого городского головы на статус всеобъемлющего информационного «светоча» тоже ну никак не тянет. Хотя бы потому, что далеко не все донецкие бабушки имеют доступ к Интернету.
Да и стенограммы заседаний горсовета на сайте донецкого мэра искать бесполезно. Не говоря уже о разделе «Документы», настоящим ноу-хау которого является необходимость «приручения» меню левой кнопкой мыши. Так что отдельная глава об обеспечении публичности депутатских сборов в Регламенте Донецкого городского совета была бы отнюдь не лишней.
Впрочем, в абстрагировании от подробного «бытописания» гласного проведения сессий Донецкий горсовет не одинок. В сослагательном наклонении регулирует проведение сессий и Регламент Донецкого областного совета. В соответствии со статьей 18 регламента облсовета, принятого в 2006 году, представители общественных организаций, политических партий, трудовых коллективов, профсоюзов, средств массовой информации и граждане - не имеют право присутствовать на сессиях «по своему хотению», а лишь могут быть приглашены. Правда, аналогичная норма содержалась и в ранее действовавшем регламенте Донецкого областного совета «образца» 2002 года.
Фактически составители регламента Донецкого горсовета «срисовали» статью 18 регламента облсовета. Примечательно, что осенью 2006 года Регламент Донецкого областного совета был дополнен абзацем, ужесточающим порядок проведения пленарных заседаний. По словам председателя Донецкого областного совета Анатолия Близнюка, это решение было принято, чтобы «в дальнейшем избежать идиотизма» - после того, как витренковцы сорвали проведение сессии: заблокировали трибуну в знак протеста против невключения в повестку дня вопросов по НАТО и о недоверии прокурору Донецкой области.
В результате лицам, приглашенным на сессию облсовета, запретили «вносить и использовать во время проведения пленарного заседания плакаты, лозунги, громкоговорители, другие предметы, которые могут создавать препятствия в проведении заседания» и под страхом выдворения из зала заседания предписали воздерживаться от «публичных проявлений своего отношения к происходящему».
Аналогичная запретительная «плакатно-рупорная» норма включена и в обновленный регламент Донецкого городского совета, что лишний раз доказывает - все депутатские регламенты в Донецке написаны одним пером или, как минимум, - в смежных кабинетах. Тем более, что документы Донецкого горсовета не только подписываются, но чаще всего и разрабатываются (особенно «идеологически-пропагандистского» толка) такой одиозной личностью, как секретарь совета, зам руководителя Донецкой облорганизации Партии регионов Николай Левченко - борец с украинским языком как таковым, закадычный ночной дружок еще одного молодого дарования (любимца киевского мэра Лесика Довгого) и вместе с тем (даже по предположению своего поклонника и покровителя Бориса Колесникова) «дешевый сумасшедший».
Но зато теперь Донецкий горсовет можно считать полностью подготовленным к «рецидивам» общественно-политической активности. Правда, подавляющее большинство депутатов городского совета - представители Партии регионов, поэтому блокировать трибуну и нарушать общественный порядок на сессиях сегодня попросту некому. Но во времена кризиса у населения, как известно, нередко возникает желание «публично проявить свое отношение к происходящему».
А так как дна кризиса в Украине пока не видно, а призрак дефолта давно уже бродит по стране, то самые «веселые» времена, судя по всему, еще впереди. А значит решение Донецкого городского совета о приведении «пропускной» нормы к общему знаменателю с регламентом областного совета следует расценивать как весьма своевременное и актуальное.
Справедливости ради стоит упомянуть и о том, что, несмотря на отсутствие в донецких регламентах четкой процедуры соблюдения гласности и открытости заседаний, сессии и городского, и областного советов сегодня проводятся вовсе не за «железным занавесом».
Допуск журналистов на сессии практически не ограничен. Однако в последнее время в Донецке наметилась нехорошая тенденция. Сессии горсовета стали похожи на заседания областного совета времен руководства им упомянутым Борисом Колесниковым: голосование проводится в максимальном темпе, а решения принимаются практически единогласно. В этой ситуации «непосвященному» зрителю порой даже сложно понять, за что депутаты только что проголосовали.
При этом депутатские прения по проектам решений ведутся в основном на заседаниях профильных комиссий горсовета. Но даты проведения заседаний горсоветом особо не афишируются. Так что гласность работы городского совета фактически оборачивается профанацией.
Проблемой является и то, что в теперешнем исполнении регламент городского совета фактически является «троянским конем». Ввиду того, что порядок обеспечения гласности и открытости заседаний подробно не регламентирован, горсовету стоит только захотеть и доступ «страждущих» к депутатским посиделкам будет ограничен.
Правда, тем же Донецким горсоветом утвержден порядок Аккредитация представителей средств массовой информации, независимых журналистов и технических работников. А в соответствии с Программой развития связей с общественностью-2009 аккредитацию журналистов управлению горсовета по связям с общественностью предписано проводить постоянно. Однако выписан порядок аккредитации не совсем четко и оставляет чиновникам возможность для маневра.
Так, в соответствии с регламентом независимые журналисты заявку на аккредитацию должны подавать лично. Но при этом требования к заявке установлены одинаковые для всех тружеников пера - и независимых, и «зависимых»: в заявке должно быть указано полное название СМИ, его учредителя или издателя, тираж, периодичность, местонахождение редакции СМИ, почтовый адрес, номера рабочих телефонов и факса, электронный адрес (если есть); - фамилия, имя, отчество и рабочий телефон журналиста. Без указания всех этих сведений заявка на аккредитацию к рассмотрению попросту не принимается.
Что же касается всех прочих нововведений регламента Донецкого городского совета, то среди них можно выделить исключение нормы, в соответствии с которой на рассмотрение сессии горсовета могли выноситься вопросы, инициированные собраниями граждан в составе не менее 200 граждан.
Теперь проведение гражданами собраний регулируется соответствующим положением, утвержденным решением Донецкого городского совета от 21.11.2008 года №25/24.
Правда, и в этом документе не обошлось без казуса. В частности, предусмотрено, что собрания граждан созываются по мере необходимости, но не менее одного раза в год. При этом к общим собраниям граждан по месту жительства отнесены собрания жителей района, микрорайона, жилого комплекса, улицы, квартала и даже дома. Вот и получается, что жильцы каждого донецкого дома «хошь-не хошь», а, как минимум, раз в год должны проводить собрания. А там, глядишь, и до назначения управдомов-общественников дело дойдет. Ведь новое, это, как известно, хорошо забытое старое.
Фото: «Обком»
Николай Зуев, «Обком»