Просто праздник какой-то
Позволить себе безыдейное веселье в День народного единства может только беспечная молодежь. ТНТ на этот раз зарядил с полудня до вечера молодежный сериал «Универ», а СТС с 17.00 и до глубокой ночи показывал исключительно американское кино, тогда как большинство каналов упирали на российское. Федеральные же и универсальные каналы в такие дни стараются отрабатывать праздничную тему по полной программе.
Имя нового праздника пока не отскакивает у телевидения от зубов. Кто-то в эфире продолжает путать 4 ноября — День народного единства, празднующийся с 2005 года, с Днем примирения и согласия, как в 1997-м решено именовать 7 ноября. На НТВ в этом году праздник упорно называли «Днем патриотизма, единства и сплоченности» — в соответствии с брутально-мужеским позиционированием канала.
Подробно разъяснять, за что, собственно, пьем, ТВ благоразумно избегает — смутно очень всё с этой Смутой. Максимально допустимый исторический экскурс — что это день победы народного ополчения под водительством Минина и Пожарского над польскими интервентами в 1612 году. В следующем репортаже нам рассказывают, что произошло это под покровительством Казанской иконы Божьей Матери, праздник отмечался в России до революции, теперь возрождаем традицию.
В этом году обозначилась новая тенденция: сравнивать со Смутным временем 90-е годы ХХ века, которые теперь в ответе за все нехорошее в нашей новейшей истории. Эту аналогию, высказанную одним сметливым единороссом на праздничном митинге, подхватили все федеральные каналы. Таким образом, нынешний властный тандем, избавивший нас от смутного наследия 90-х, легко рифмовать со спасителями отечества Мининым и Пожарским. И начальные буквы подходящие.
Правда, приличный случаю пафос выдерживать пока сложно — мешают сами представители властного тандема. В официальном праздничном репортаже президент Медведев, возложив к подножию памятника Минину и Пожарскому скромный букет, с опаской смотрит снизу вверх на гражданина и князя и, помолчав немного, спрашивает у скромной компании сопровождающих:
— Есть ощущение праздника?
— Появляется уже ... — так же неуверенно отвечает политолог Никонов.
Однако ТВ уверенно сообщает, что «у праздника уже есть свои традиции». В самом деле, праздничное убранство улиц, по крайней мере столичных, традиционно. Колонны бронированных грузовиков, ряды милицейских машин, служивые в бронежилетах на каждом углу, милицейские кордоны, раза в два превышающие числом тех штатских, кто решился выйти на народное гуляние. Красная площадь закрыта, к памятнику Минину и Пожарскому хода нет. Телеоператорам требуется некоторая сноровка, чтобы все это не попадало в кадр, — остается заполнять его обильными металлоконструкциями, из которых сделаны уличные подмостки, и символикой партии «Единая Россия».
Судя по тому, как активно она заполняет праздничные площадки, как теленовости подчеркивают родство имени партии с именем праздника, у единороссов есть все шансы присвоить 4 ноября — как коммунисты присвоили 7-е. И ничего не будет удивительного, если в следующем году Казанскую икону Божьей Матери объявят покровительницей «Единой России».
Но хочется все-таки как-то разнообразить картинку со стягами на ветру. Телевидение старательно отслеживает появление новых праздничных атрибутов. Таковыми в первую очередь сочли в этом году коллективное битье в колокола, вывешенные для гуляющих на улицах на специальных подставках. Кроме того, репортер дневных новостей НТВ обнаружил возле московского Исторического музея Древо Желания — ветвистую вешалку, на которую всем разрешили накалывать записки с изложением заветных мечтаний — и сразу назвал Древо «символом праздника». Про таинственное Одеяло Единства, которое соборно шилось гуляющими на Васильевском спуске, сообщили новости всех федеральных каналов. Эти волшебные предметы придают новому празднику сакральную глубину. Одеяло Единства — находка. Что, вообще-то, может сблизить и обьединить людей сильнее, чем общее одеяло?
Латы и мечи уже давно и прочно ассоциируются у нас с народным единством. Все каналы показали репортажи о праздничных боях латных ряженых в разных городах страны. Кроме того, «Первый» продемонстрировал впечатляющее количество лат и мечей в премьерных фильмах — анимационной полнометражке «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и посвященном празднику эпосе «1612». Но чемпионом по латам в этом году стал НТВ: днем они блистали в патриотическом фэнтези «Волкодав», вечером — в российском фильме «Александр. Невская битва» и голливудском пеплуме «Троя», которые в праздничной сетке канала шли встык, без зазоров. Одна битва легко перетекла в другую, ледовое озеро на заднем плане плавно сменилось песчаным пляжем, а латы, шлемы и суровые взоры из-под них ничем не отличались, соседство Александра Ярославича с Ахиллесом Пелеевичем было совершенно естественным.
С кинопоказом в такой смутный праздник телеканалам особенно трудно — попробуй выдержи правильную тональность. В День народного единства кино следует быть, во-первых, отечественным; во-вторых, по возможности не комедийным; в-третьих, гражданственным и патриотичным — минус, значит, беззубые истории про любовь. И на чем, скажите, собирать цифру? Смотрибельных фильмов такого рода — по пальцам одной руки. ТВЦ удалось в этот раз заполучить идеальный — патриотическую мелодраму «Любить по-русски», страстно любимую публикой. Канал «Россия» работал на контрасте, держась собственных праздничных традиций: ни одного фильма в прайм, зато много песен и юмора — начали Академическим ансамблем песни и пляски МВД, продолжили юбилейным вечером Владимира Винокура, на ужин был подан Семен Альтов.
Образцом чистоты праздничного жанра следует считать «Первый». Здесь не было 4 ноября ни одной передачи, ни одного концерта — только кино, тонко переложенное рекламой и новостями. Последние максимально приблизили к кинопоказу: почти в каждом выпуске новостей «Первого канала» был репортаж о фильмах «Первого канала» — «1612» режиссера Хотиненко и «12» режиссера Михалкова.
Самым же блистательным примером такого сочетания стало праздничное политическое обозрение «Однако». Единственная передача среди кинопира «Первого» в этот день вышла без предупреждения, сразу после полуденных новостей. Две трети из 12 примерно минут ее хронометража занимали куски из кинофильма «Адмиралъ», идущего сейчас в прокате. То есть это тоже был анонс — но какой! В подводках к пространным киноэпизодам Михаилу Леонтьеву удалось в сжатой и образной форме рассказать нам об идейном содержании праздника. Связать День народного единства с «Адмираломъ», в котором речь о Колчаке и революции 1917 года, для Леонтьева не составило никакого труда. Он просто сказал, что «Адмиралъ» — фильм о ненависти к смуте.
Анна Голубева, OpenSpace.ru