Вся президентская рать в попытках собрать Шалтая-Болтая

3 Листопада 2008
25596
3 Листопада 2008
16:52

Вся президентская рать в попытках собрать Шалтая-Болтая

25596
Анонсы пятничного действа на «Интере» изначально вызывали дрожь в коленях и чесание в пятках. На программе будет кто-то самый главный! А кто у нас главный? Если президент, то почему бы его не назвать напрямую? Дело темное... Потом же выяснилось, что будут все: и президент, и премьер, и спикер, и все остальные самые сильные мира сего. Лишь Янукович не заглянет - якобы захворал.
Вся президентская рать в попытках собрать Шалтая-Болтая
А не метнуть ли нам банк?
 
Все главные собрались в студии. Даже Янукович пришел. Президент сидел величаво, будто он король Свазиленда Мсвати III, - посреди студии, на круглом помосте между двумя знаменами. Лицом к депутатам и банкирам, спиной к приглашенным зрителям.
Слово предоставили, как и следовало догадаться, ему. Он начал излагать тезисы. Кризис боится согласованных действий. Нужен национальный план, бороться с кризисом будем долго, но в конце концов кризис одолеем. Юлия Владимировна склонила голову налево, как кающаяся Мария Магдалина.
 
Говорил Ющенко недолго, жестикулировал умеренно.
Далее обсуждение пошло по темам. Как сберечь украинские банки. Пока Владимир Стельмах шел к микрофону, слово дали Юлии Тимошенко. Она принялась обстоятельно докладывать, что в мире творятся страшные вещи, а правительство планомерно принимает меры, и мы победим. Но тут произошло ужасное: прямо на косу Юлии Владимировны села муха! Огромная, жирная, зеленоватая. Вот он поцелуй Иуды! С президентом ей целоваться уже нет надобности...
 
А Стельмах у микрофона попросил любви. Любите банки, и они ответят вам взаимностью. Сидевший по правую руку от Самого Яценюк разложил все по полочкам, объяснив, что нужно делать, и успокоив, что на это понадобится немало времени.
Дальнейшее обсуждение напоминало церемонный менуэт. Все вели себя весьма сдержанно, лишь элегантными намеками напоминая, что их политические противники посадили страну в лужу. «Если бы вы, Юлия Владимировна, чуть раньше распознали симптомы приближающегося кризиса...»
 
Виктор Янукович, которого тоже выделили - он сидел на персональном стуле между двумя трибунами, как-то неуверенно покачивал головой, точно китайский болванчик. Видать, хворь еще не покинула его.
 
Ирина Акимова несколько подпортила общий политес. Принесла с собой видео, с якобы нелицеприятной цитатой Юли. Но г-жа премьер поставила министра экономики теневого кабинета на место: мы собрались, чтобы обнадеживать людей, а не рвать друг другу пасть. На ее монологе президент недовольно поправил полу пиджака. Ведущая остановила Тимошенко с третьего захода.
 
Взявший слово президент выразил свою неудовлетворенность ходом беседы: ораторов все на политику тянет, а людям нужны простые советы, куда бежать, а куда ползти.
Семенюк-Самсоненко с подведенными веками глядела грозно, как статуя Свободы, Литвин сидел, как кролик, вспоминающий о кочане капусты. Первая улыбка на экране появилась на губах Хорошковского: то ли знакомого среди зрителей увидал, то ли что-то приятное вспомнил.
 
Дали слово банкирам. Они успокоили, что все идет хорошо. Спасибо депутатам за быстрые меры - швырнули доллары, и сразу стало легче дышать.
 
Спасайте гривню, кто может!
 
Второй темой благородного обсуждения стал вопрос о том, как спасти гривню. Спасать валюту взялись министры финансов обоих кабинетов Виктор Пинзеник и Николай Азаров. Первый попер на мировой финансовый кризис. Вид у Пинзеника был несколько потрепанный, голос неуверенный, вот-вот пустит петуха. Обнаглевший ведущий (он еще ранее прервал президента на рекламу) все хотел вытянуть из него курс гривни на конец года. Но премьер урезонила распоясавшегося телевизионщика: Пинзеник же - министр  экономики, какое он отношение имеет к курсу?
 
Азаров, видать, забыл, что компашка собралась на бал, и принялся маршировать. О чем мы говорим? Наше решать экономические проблемы, а не хвалить принятые законы, которые всем еще выйдут боком.
 
Юлия Владимировна пожурила Азарова за то, что тот использует микрофон для предвыборной компании, и принялась доказывать, что ее кабинет несравненно эффективнее кабинета Януковича. Даже повысила голос. Ведущий остановил ее уже с пятого раза.
 
Коварный Азаров решил подставить Юле ножку. Мол, Тимошенко рассказывает байки о том, как эффективно работает ее правительство. Так зачем мы здесь собрались?.. Ну и Юлия Владимировна ему ответила! Ваши люди миллионы вывозят в оффшоры. «Я как премьер вам не нравлюсь, но я буду и дальше стоять на позициях людей труда!»
 
На Тимошенко напал Янукович, припомнив ей обе ревальвации гривни. А весь нынешний год мы ничего, кроме спектакля, не видели. Установили цены на зерно «до плинтуса» и обокрали товаропроизводителя. Слушая Януковича, Тимошекно кокетливо улыбалась, будто он ее не на танец приглашает, а предлагает пройти в будуар.
 
Понятно стало, что менуэт постепенно превращается то ли в котильон, то ли в казачок. А Янукович тянул свое: вы, Юлия Владимировна, разрушили экономику в 2007 году и продолжаете заниматься этим теперь. Нет, мы не хотим в этом участвовать, я с вами не танцую!
 
Литвин сложил руки домиком и возвел глаза горе, будто молясь. Когда ему дали слово, он похвалил себя за то, что к нему прислушались и провели такой курултай, встретились все вместе. Но пока разговор получается не больно продуктивный. Мы все списываем на мировой кризис, а людям предлагаем приобрести веревки, чтобы повеситься.
 
В финале второго акта Азаров объяснился Тимошенко в любви. Так и сказал: «Вы мне лично как женщина очень нравитесь!» А ваши действия - нет. Так что лучше мотайте из премьерского кресла. А курс к концу года должен быть 5,5.
 
Тут Пинзеник снова достал диаграммы (он их еще в понедельник на «Свободе слова» показывал) и совсем сорванным голосом заявил, что нынешняя ситуация для Украины - шанс. И он чрезвычайно рад, что такой шанс нам представился. Оставалось только чечетку отбить.
 
Президент Ющенко расстегнул пуговицу на пиджаке и признался, что ему грустно все это слышать. Не Пинзеника, а Азарова. А власть должна сдерживать цены и, соответственно, инфляцию. Он тоже показал диаграммы и объяснил, что в этом году официально у нас зарплата повысилась на 40 с лишним процентов, а реально - на восемь. Далее пошло производственное собрание с обсуждением финансовых вопросов. У ведущих уже не было сил прерывать Ющенко, а «нашеукраинский» Кириленко закатил глаза. Кончил президент тем, что к гривне нужно обращаться на вы.
 
Не увольняйте Верховную Раду!
 
Третьим риторическим вопросом было: как избежать массовых увольнений? Отвечать вызвали Валентину Семенюк-Самсоненко и Сергея Буряка. Валентина Петровна успокоила: всех хозяев построим в ряд и запретим увольнять. Произносилось уверенно, но звучало неубедительно.
 
Буряк же все растолковал: нам надо всех заразить оптимизмом. В нашей слабости - наша сила. Кризис нас догонит только в декабре - уже хорошо.
Юлия Владимировна подтвердила: все в ажуре. И погрозила пальчикам в камеру - хозяевам предприятий: будете выкидывать людей на улицу - отберем заводы.
 
Но Янукович не понял, кому она пальчиком машеет. Всем же ясно, что правительство действует хаотично, в нем нет профессионалов. А еще лишили поддержки жилищно-коммунальное хозяйство. Больные мерзнут в больницах, а дети - в школах. Янукович призвал Тимошенко признать свои ошибки.
 
Она не послушалась. В ответ же обвинила регионалов в том, что их министры перед уходом все растащили: кто заводик, кто землю, кто шельф Черного моря. Юлю попытались заткнуть, она не давалась... Стельмах начал зевать, а президент чуть не чихнул. Он продолжал исписывать черным фломастером листы, которых скопилось либо на тронную речь, либо на дюжину реформ.
 
На финишной прямой к микрофонам вызвали двоих Кириленко - отдуваться и подводить итоги. Иван протянул Вячеславу руку, прося извинения за то, что творилось в последние месяцы в парламенте. И призвал Ющенко благословить создание новой коалиции - БЮТ, НУ-НС и Блок Литвина. Казалось, он вот-вот завопит: «Благослови нас, батько!» - и пустит скупую мужскую слезу.
 
Вячеслав Кириленко был не столь лих. Конечно, сегодня приняли один закон - антикризисный пакет, но их надо принять десять и двадцать. На прямой вопрос ведущего: так есть у нас коалиция или нет? - Кириленко ответил с меньшим пафосом: пока ее нет, но шансы имеются.
 
А Литвин признался, что его блок голосовал не для коалиции. «Бютовский» Кириленко остался в дураках.
 
Последним вопросом к гостям было конкретное выяснение, кто за что несет ответственность. Отчитались сначала дамы: отрапортовала Семенюк, рассказала про макропроекты и пообещала всех защитить и не дать в обиду Украину Тимошенко. Яценюк же предложил не делить песочницы - власть должна отвечать за каждого украинца. Янукович предложил быть честными и всегда резать правду-матку. И тут же обвинил Тимошенко в том, что та «цинично обманывает народ» и замораживает зарплату.
 
К массовым увольнениям вернулся президент Ющенко в своем прощальном, то есть итоговом слове. Единственный выход - рост и развитие экономики, грозящие пальчики тут не помогут. Далее он взял в руки свои заметки и толкнул небольшую речугу. Слегка макнул правительство мордой в дерьмо, запретил даже произносить слово «национализация», напомнил, что все мы - украинцы.
 
Упоминание о том, что правительство заставляет «Нафтогаз» набирать долгов, как сучка блох, вызвало добрые улыбки у придворных. Лишь Юлия Владимировна сидела, как каменная статуя. А Ющенко продолжал: нас могут объединить не кресла и не портфели, а национальный интерес. Нужно быть ответственными и уважать друг друга, отметил Ющенко, прежде обратившись к Ивану Кириленко на ты. А сегодняшняя дискуссия, хоть она и была непростой, по мнению президента, удалась...
 
Пока звучали заученные финальные тексты ведущих, мне почему-то пришел на память совсем иной текст - английской детской песенки в переводе Самуила Маршака.
«Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне. Вся королевская конница, вся королевская рать не может Шалтая, не может Болтая, не может Шалтая-Болтая собрать!» Вот так и у нас: королевскую рать мы собрали перед телекамерами, а Шалтая-Болтая - никак не получается...
 
Андрей Рушковский, ShowОбоз
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Андрей Рушковский, ShowОбоз
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
25596
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду